0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вышедших из строя деталей

Методы поиска неисправностей в электронных схемах

Чаще всего люди интересуются электроникой чтобы уметь починить какой-либо прибор. Самостоятельной разработкой занимается лишь малая часть любителей. Теоретические знания хоть и дают общее понимания принципа работы компонентов, но для ремонта гораздо важнее знать методы их проверки. Мы расскажем, как найти неисправность в электронной схеме своими руками, глазами и простым инструментом.

Основные способы поиска неполадки

Прежде чем провести ремонт важно определить в чем проблема – этот процесс называется диагностикой. Итак, можно выделить два этапа проверки электронных приборов:

1. Проверка работоспособности прибора. Не всегда случается так что устройство совсем «мёртвое», нужно проверить не включается прибор совсем, или включается и сразу выключается, или же не работают какие-то конкретные кнопки или функции.

Например, при ремонте LCD-мониторов встречается такая проблема как выход из строя подсветки. При этом монитор может либо не включатся совсем тогда его индикатор моргает, либо же индикатор указывает на включенное состояние, но изображения нет. В таком случае если посветить фонарём в экран можно увидеть, что изображение все-таки есть и монитор как бы работает, но он тёмный – и это только один из примеров, когда предварительная проверка упрощает диагностику.

2. Визуальный осмотр. Внешне можно определить большинство проблем с электрическим прибором. Это могут быть как просто сгоревшие компоненты – диоды, резисторы, транзисторы и конденсаторы, так и дефекты пайки или механические повреждение элементов и самой печатной платы.

3. Измерения. Если плата и детали выглядят нормально, то следует переходить к измерениям. Их проводят в основном с помощью мультиметра и осциллографа. В отдельных случаях используют специализированные приборы, типа частотомеров, логических анализаторов и прочего.

Итак, обобщенным алгоритмом поиска неисправности является:

Определение чрезмерного нагрева электронных компонентов платы;

Измерения и прозвонка мультиметром;

Использование осциллографа и других приборов;

Замена вышедшей из строя детали или блока.

Визуальный осмотр

Визуальный осмотр следует проводить от общего к частному. Или простыми словами – осмотреть общий вид электронного устройства, сразу проверяем целостность кабелей и проводов питания. Их покров должен быть ровным и целым, без изломов и резких перегибов, шишек и других неравномерностей на оболочке быть не должно.

После того как вы убедились в целостности устройства, нужно его разобрать и добраться к печатной плате. Осмотр внутренностей следует начинать с проверки целостности шлейфов, проводов других межблочных соединений. Важно не порвать их еще при разборке, так как часто шлейфы идут от плат к блокам клавиш и дисплеям, закрепленным на корпусе.

Далее проверяют целостность предохранителя в цепи питания, часто если он перегорел можно определить невооруженным взглядом. Он стоит около того места где подключается к плате шнур питания.

После этого осматривают наличие следов нагрева или сажи на плате и поврежденные компоненты. Рассмотрим, как выглядят неисправные электронные компоненты. Например, корпуса неисправных транзисторов и сгоревших диодов разрывает или они трескаются.

На интегральных микросхемах появляется трещина или мелкая точка. В некоторых случаях и те, и другие сгорают, оставляя в результате следы гари на плате. Обращайте внимание нет ли характерного запаха горелой изоляции. Так можно локализировать от какого элемента или участка платы исходит этот запах. Как определить сгоревшие транзисторы и микросхемы вы видите ниже.

Резисторы обычно сгорают или темнеют, реже происходит обрыв резистивного слоя и деталь выглядит исправной.

Как определить сгоревшие конденсаторы? Они в основном пробивают «накоротко» между обкладками и, если стоят в силовой цепи – тогда повреждаются дорожки платы или корпус конденсатора. Если цепь была слаботочной – пробитый конденсатор просто закоротит её без видимых следов протекания больших токов. Реже трескаются корпуса конденсаторов.

В то время как электролитические конденсаторы можно вычислить по деформированной крышке корпуса или следам протекшего вниз электролита. На крышке конденсатора есть две диагональных борозды, она нужна чтобы корпус не разорвало в аварийной ситуации. Крышка в таком случае вздувается либо трескается. Реже выдавливает дно.

С SMD-компонентами дело обстоит несколько сложнее. Часто их крайне сложно рассмотреть на предмет целостности. Есть один метод поиска короткого замыкания в плате с SMD – это термобумага, такая бумага используется в кассовой аппарате, поэтому можно использовать любой чек. Печать на ней происходит за счет нагрева. Значит, когда вы подадите питание на плату пробитая накоротко деталь, перегреется и отпечатается на бумаге. Методику поиска неисправности с помощью термобумагивы видите на видео:

Но нужно помнить об электробезопасности и не прибегать к такому способу диагностики, если вы не уверены есть ли там опасное напряжение. Безопасно и точно это можно сделать с помощью тепловизора.

Для определения короткого замыкания по нагреву в большинстве случаев вам понадобится лабораторный блок питания или другой источник питания с ограничением тока. Если вы проводите диагностику цепей 220В – можете воспользоваться контрольной лампой, если есть КЗ, то лампа загорится в полный накал. Фактически она выступит в роли токоограничивающего резистора.

При визуальном осмотре важно определить состояние контактов всех разъёмных соединений. Они должны быть чистыми, без окислов с характерным медным или серебряным блеском. Если контакты не слишком сильно окислены – их можно почистить канцелярским ластиком или деревянной стороной спички.

В более запущенных случаях их нужно залудить, таким образом оловом вы восстановите контактную поверхность. Самый худший вариант, когда ни чистить, ни лудить нечего, тогда нужно либо менять плату целиком, либо припаивать к дорожкам платы проводники и соединять через них.

Также внимательно осматриваете дорожки печатной платы, они могут перегорать, трескаться при изгибе платы, отслаиваться и окисливаться. Их восстанавливают либо каплей олова, либо кусочком провода, когда дорожки расположены слишком плотно – их замещают куском провода – подойдет тонкий обмоточный провод либо жила витой пары, припаивая их к началу и концу печатной дорожки.

Подведем итоги, узнайте 5 советов по внешней диагностике электроники:

1. Большинство неисправностей можно найти при внешнем осмотре;

2. Внимательно проверяйте качество пайки и наличие микротрещин;

3. Уделяйте особое внимание силовым цепям;

4. Вздутые электролитические конденсаторы в большинстве случаев являются как причиной полной неработоспособности, так и неработоспособности каких-то отдельных функций;

5. Не всегда внешне исправная деталь является таковой.

Измерения и прорзвонка цепей

Если внешний осмотр не принес результатов, то следует проводить ряд измерений. Если устройство не подаёт признаков жизни и:

У него сгорел предохранитель – то с помощью мультиметра прозваниваем цепь и находим на каком участке у нас короткое замыкание. Режим прозвони в большинстве мультиметров совмещен с режимом проверки диодов (на рисунке ниже);

Если предохранитель исправен – проверяем вольтметром приходит ли питающее напряжение на плату.

Если напряжение не приходит, то проблема скорее всего в кабеле, определить это можно прозвонив кабель от вилки до места подключения к печатной плате.

Не включайте блок питания напрямую в сеть, если вы не уверены, что устранили все неполадки. Подключите последовательно лампочку накаливания, о которой мы упоминали в середине статьи.

Следующий шаг – проверка цепи питания, для этого включаем устройство и проверяем наличие выходных напряжений блока питания. Учтите, что бывают случаи, когда без нагрузки блок питания не включается. Тогда проверяем исправность блока питания, её начинают с проверки диодного моста, мы рассматривали этот процесс подробно в статье – Как проверить диодный мост

После того как вы убедились в исправности диодного моста следует проверить приходит ли напряжение на ШИМ контроллер. Если нет, то искать, обрыв на плате, если приходит, то методика его проверки изображена на видео ниже:

Также следует по блокам проверить источник питания. Об этом вы можете почитать в статье о ремонте блоков питания для светодиодных лент.

Дальнейшая диагностика платы электронного устройства заключается в пошаговом измерении параметров каждого из компонентов и сравнение их с номинальными величинами. Задаче сильно упрощается если у вас есть схема ремонтируемого устройства.

Если у вас есть осциллограф диагностика сильно упростится, так как проверка сигналов ШИМ, на выходе контроллера и на базах или затворах транзисторов нормально возможна лишь таким образом. Как пользоваться осциллографом описано в статье Что можно сделать с помощью осциллографа и ряде других статей нашего сайта из тематического раздела Практическая электроника.

Заключение

Ремонт электроники – это не только знания принципа работы элементов, но и интуиция, опыт и удача. Главное помнить при ремонте о технике безопасности – не следует трогать плату источников питания, если на неё подано напряжение. Разряжайте фильтрующие конденсаторы блоков питания, поскольку на их выводах может быть напряжение до 300 вольт. А также при диагностике цепей с интегральными микросхемами – лучше сразу ищите техническую документацию к ним, её можно найти по запросу «datasheet название микросхемы».

Читать еще:  Доверенность от ликвидатора ооо образец

Виды разрушений и причины выхода из строя деталей.

Детали машин в процессе эксплуатации и хранения, кроме изнашивания, подвержены механическим, гелловым. электрохимическим (коррозионным) и другим видам разрушения и повреждения.

К механическим видам разрушения и повреждения относятся трещины, поломки, пробоины, деформации, потери упругости.

Трещины и поломки деталей возникают при длительном воздействии повторно-переменных нагрузок в результате усталостного разрушения. На поверхности детали вначале возникают микроскопические трещины, которые затем распространяются вглубь детали, охватывая значительную часть ее сечения, и если такую деталь вовремя не заменить, она разрушается. Таким видам поломок подвержены оси, валы, шатуны, шатунные болты, зубья шестерен и др.

Кроме того, трещины могут образовываться в результате воздействия значительных местных нагрузок, ударов и перенапряжений. Они могут возникать на более нагруженных участках рам, блоков, корпусов коробок передач, задних мостов и других корпусных деталей.

Вероятность возникновения трещин и поломок усталостного характера снижается при обкатке рабочих поверхностей деталей шариками и роликами, дробеструйной обработке и чеканке, снижении шероховатости поверхности, формировании правильных радиусов перехода от одной поверхности к другой.

Пробоины возникают в результате ударов других предметов о поверхности тонкостенных деталей. Таким путем могут возникать пробоины в стенках блоков цилиндров, коробок передач, крыльях, капотах и т.д.

Деформации проявляются в виде искажения размеров и конфигурации летали (изгибы, скручивания, вмятины). Такие деформации происходят в результате ударных или периодически изменяющихся нагрузок. Изгиб и скручивание наблюдаются у таких деталей, как шатуны, коленчатые и распределительные валы, рамы, вилки переключения передач и др. Вмятины наиболее часто встречаются на поверхности крыльев, кабин, капотов и других деталей из тонколистовой стали.

Для повышения стойкости деталей к пластическим деформациям необходимо увеличивать предел прочности и твердость материала деталей, снижать монтажные напряжения.

Потеря упругости наблюдается у пружин, рессор, торсионных валов, поршневых колец и других деталей. Она является следствием динамических нагрузок, теплового воздействия, снижения внутренних напряжении и других процессов.

К тепловым видам разрушения и повреждения относятся трещины, коробление, нагар и накипь.

Трещины теплового происхождения возникают в перемычках гнезд клапанов головок цилиндров. Трещины в стенках блоков и головок цилиндров образуются при замерзании охлаждающей жидкости.

Коробление деталей может происходить от воздействия высоких температур, приводящих к структурным изменениям и большим внутренним напряжениям. Такие повреждения часто встречаются у головок цилиндров двигателей.

Нагар — это прочные твердые отложения, образующиеся на поверхностях деталей вследствие неполного сгорания топлива и масла или соприкосновения их с сильно нагретыми поверхностями деталей. Нагар образуется на поверхностях камеры сгорания, клапанах, днище поршня, соплах форсунок двигателей, что снижает их мощность и повышает расход топлива.

Нагар на поверхности деталей резко снижает отвод теплоты, что приводит к перегреву, короблению, образованию трещин и других повреждений.

Накипь — это отложения малорастворимых в воде солей кальция, магния и механических примесей на внутренних поверхностях деталей системы охлаждения двигателей. Теплопроводность накипи в 50. 100 раз ниже теплопроводности металла. Отложения накипи резко снижают отвод теплоты от отдельных участков деталей, в результате чего происходит коробление и образуются трещины.

Для снижения вероятности образования нагара и накипи необходимо соблюдать правила технической эксплуатации машин: заправлять систему охлаждения дистиллированной или умягченной водой, применять топлива и масла, рекомендуемые заводом-изготовителем, соблюдать оптимальные тепловые режимы работы двигателей.

Электрохимическое поверхностное разрушение металлов (коррозия) происходит вследствие химического или электрохимического взаимодействия их с окружающей средой. По типу коррозию подразделяют на химическую и электрохимическую, по видам — на атмосферную, местную, сплошную, подповерхностную, сквозную, структурную и межкристаллическую. Типы коррозии различаются механизмом нзаимодействия металла с коррозионной (окружающей) средой, а виды — коррозионными средами и характером разрушения.

Химическая коррозия возникает от взаимодействия металлов с газами, растворами кислот, щелочей и солей, которые всегда присутствуют в окружающей среде. В результате такого взаимодействия на поверхности детали образуется рыхлый хрупкий слой оксидов железа (ржавчина).

Электрохимическая коррозия возникает в местах контакта двух разнородных металлов или различных структурных составляющих сплава, образующих гальваническую пару. При наличии в месте такого контакта растворов солей и кислот (электролита) возникает электролитический процесс, в результате которого разрушается более активный металл или структурная составляющая сплава.

Коррозионному разрушению подвержены зеркала цилиндров двигателей, кабины и облицовки тракторов, поверхности рам, корпусных и других деталей в процессе их использования или хранения.

Для предотвращения или ослабления коррозионного разрушения деталей из черных металлов их поверхности покрывают другими металлами (цинк, хром, алюминий), наносят лакокрасочные покрытия и консервационные материалы (пластичные смазочные материалы, жидкие консервационные масла, пленкообразующие ингибиропанные нефтяные составы и др.).

Какие детали чаще всего выходят из строя в автомобиле?

Многие ли начинающие водители задумывались, как устроен автомобиль, на котором они ездят?

К несчастью, достаточно большое количество водителей совершенно не знакомы с устройством своего автомобиля, даже не принимая во внимание возможность его обслуживания и ремонта. По их мнению, на порядок удобнее производить обслуживание машины в дилерских центрах, где нет необходимости даже самостоятельно приобретать запасные части.

Тем не менее, каждый водитель обязан знать, какие детали являются составными компонентами его машины и какие из них наиболее важные. Это даст возможность самостоятельного приобретения требуемых деталей, не прибегая к услугам дилера.

Наиболее важными в конструкции большинства моделей машин являются следующие устройства:

Управляющий блок ABS. Назначением антиблокировочной тормозной системы является предотвращение блокировки колес во время процесса торможения, что дает возможность сократить тормозной путь. Кроме того, работа этой системы предотвращает риск срыва машины в занос при движении по мокрой или скользкой дороге.

Основным компонентом такой системы становится управляющий блок, получающий данные о давлении во всей тормозной системе, и использующий данные о скорости каждого колеса. Именно его задачей становится вычисление возможности блокировки колеса и расчета длины тормозного пути. Данный блок — один из составных частей тормозной системы, который стоит дороже всего.

Компрессор системы кондиционирования воздуха. В летнее время года, каждому владельцу автомобиля хотелось бы иметь в своей машине исправный кондиционер. Именно поэтому об этом стоит побеспокоиться заблаговременно, проведя в специализированном салоне все требуемые процессы диагностики, чтобы потом не испытывать неудобства в жаркое время года.

Наиболее часто встречающейся проблемой данного узла автомобиля становится утечка охлаждающего вещества, без которого нормальная работа устройства невозможна. Также нередко владельцы подобных автомобилей сталкиваются с неисправностями в питании кондиционеров. При проблемах в электрической части, кондиционер может получать недостаточное количество электрической энергии, требуемой для работы.

Если в кондиционере пришли в негодность сальники и уплотнители, либо имеющийся в некоторых моделях вал, кондиционер придется либо везти на ремонт, либо приобретать новый.

Генератор переменного тока. Его задача достаточно простая. Он производит выработку электрической энергии, питающей все электрические системы машины и поддерживает напряжение в электрической цепи на требуемом уровне.

При выходе его из строя, на панели приборов загорается соответствующий значок в виде аккумулятора, предупреждающий о потере напряжения. Следствием этого, в большей части случаев, становится то, что мотор машины глохнет. Причем, как правило, это происходит в наиболее неподходящий момент.

Нередко встречающейся причиной неисправности генератора становится изношенность щеток, либо выход из строя генераторных подшипников. Данную проблему можно решить двумя способами — приобрести новый генератор, либо отремонтировать старый. Но, переборка старого генератора не во всех случаях оправдывает себя, и имеет достаточно низкую степень надежности. Вторым моментом является наличие возможности его переборки далеко не во всех случаях.

Итог. Данные элементы конструкции автомобиля, наиболее часто подвергаются поломкам в результате износа, как самих деталей, так и из составных частей. В некоторых случаях, владельцу автомобиля достаточно произвести замену вышедшего из строя компонента, но иногда приходится раскошелиться на замену и всей детали.

Ремонт или замена?

Каждый автолюбитель, столкнувшись с поломкой важного узла или агрегата, задаётся этим вопросом. Мы ответственно заявляем, что в большинстве случаев ремонт не является целесообразным!

Многие путают процедуру ремонта с процессом обслуживания. К примеру, при выходе из строя генератора, его не нужно ремонтировать, его нужно обслужить. В частности, разобрать, очистить от частиц и объектов выработки (износа), заменить изношенные угольные щетки, зазвучавшие подшипники, и агрегат снова в рабочем состоянии. Это объясняется тем, что в подобных агрегатах имеется возможность заменять детали, подверженные постоянному нормальному износу, остальные же его части имеют гораздо больший ресурс и способны прослужить не один цикл обслуживания.

Иная ситуация с узлами, подверженными постоянному нормальному износу целиком, к примеру, рычаги подвески. Рычаг подвески обычно состоит из цельноштампованного рычага, шаровой опоры и сайлентблоков, впрессованных в него. При деформации рычага целесообразность его замены не вызывает сомнений, но что делать, если из строя вышел сайлентблок или шаровая опора? В случае с японскими автомобилями ответ, скорее всего, будетоднозначен – менять рычаг в сборе. В европейских и американских автомобилях встречаются конструкции, подлежащие обслуживанию, но есть ряд причин, по которым всё-таки стоит последовать примеру японских производителей. Эти причины носят технический характер. Именно поэтому большинство заводов-изготовителей поставляют рычаги на рынок исключительно в сборе, и не поставляют сайлентблоки и шаровые опоры в отдельности. Зачастую, если Вам удаётся приобрести сайлентблок в отдельности, то, скорее всего, он будет китайского происхождения и иметь соответствующее качество, либо торговой марки, осознающей бессмысленность такого ремонта, но желающей заработать на Вашем доверии. Бессмысленность такого ремонта заключается в нескольких причинах. Первая причина – это время ремонта. Выпрессовка старого сайлентблока и запрессовка нового займёт большее количество времени и обойдётся в итоге чуть дешевле покупки нового рычага с его последующей заменой. Вторая причина в том, что результат всё равно не будет стоить потраченных сил. В процессе выпрессовки и запрессовки сайлентблока, его посадочное место деформируется, и новый сайлентблок уже не будет в нём располагаться нужным образом. Кроме того, новый сайлентблок будет иметь более плотную структуру в отличии от изношенных старых, в связи с этим остальные, незамененные детали получат увеличенную нагрузку, что приведет к их ускоренному износу и быстрому выходу из строя. Не стоит забывать и об усталости металла. Если вышедший из строя сайлентблок предупредит Вас неприятными звуками, то лопнувший во время движения рычаг может привести к печальным последствиям. Соответственно ремонт подобного узла Вам обойдётся в гораздо большую сумму, чем покупка и установка нового.

Читать еще:  Грузинский паспорт серия номер

Есть в автомобилях и такие узлы, которые нецелесообразно ремонтировать в связи с тем, что при замене вышедших из строя деталей нетронутым остаётся только корпус агрегата, а времени на работу уходит достаточно много, чтобы заплатить за неё цену нового агрегата. Например, раздатка на внедорожниках. При выходе из строя (растяжении) цепи в раздаточной коробке замена одной цепи обеспечит только пару тысяч километров спокойной езды, а может и пару дней. Дело в том, что в процессе эксплуатации изнашивается не только цепь, но и валы, шестерни которые она приводит в движение, а выходя из строя, цепь или другая деталь раздатки, как следствие тянет за собой изменение работы и повышенный износ всех остальных деталей. И пакет фрикционов к моменту выхода из строя той или иной детали, наверняка, уже близок к критическому износу. Соответственно замене подлежит всё, кроме корпуса. Вывод очевиден – в случае принятия решения о ремонте Вы остаётесь в серьезном проигрыше по времени и, вполне вероятно, по средствам. Кроме того, «ремнаборы» для подобных работ поставляются на рынок исключительно из Китая, что соответственно скажется и на результате ремонта. Ремонт такого узла как коробка переключения передач, если это не обслуживание путём замены прокладок, в той же степени бессмыслен, как и ремонт раздатки. Причины те же – если вышла из строя одна шестерня, готовьтесь менять все остальные. Кроме того, в связи с особенностями технологии изготовления новые «внутренности» могут не встать в старый корпус соответствующим образом, и коробка в последствии при работе будет издавать громкие и неприятные звуки. Либо вообще может не работать!

И всё же ремонт таких деталей производится, но исключительно на заводе изготовителе, в соответствии со всеми нормами и допусками! Такая практика широко применялась в Советском союзе. Технология заводского ремонта была достаточно хорошо отлажена. Авторемонтные заводы функционировали во многих городах. На них производился как капитальный ремонт автомобиля целеком, так и ремонт агрегатов (двигателей, коробок, главных передач). Сейчас технологии восстановления деталей стабильно набирают обороты в Соединённых Штатах Америки и странах Европы. Это обусловлено как экономической выгодой, так и экономией ресурсов, заботой об экологии. В этих странах человек имеет возможность сразу после деффектовки обменять с доплатой вышедшую из строя запчасть на уже восстановленную (отремонтированную). Стоимость восстановленных запчастей обычно составляет от 50 до 75% стоимости сопоставимой новой запчасти, но гарантия на них предоставляется такая же. Восстановленной автомобильной запчастью является функциональный эквивалент новой детали который фактически ничем от неё не отличается. Однако в соответствии с требованием FTC (Федеральной торговой комиссии) на такие детали ставится маркировка «восстановлено», чтобы впоследствии не перепутать эти детали с новыми, и не отправить их на ещё один цикл восстановления.

Процесс восстановления узла состоит из следующих этапов:

1) Разборка узла и определение состояния всех его компонентов

2) Полная очистка всех компонентов узла от грязи и коррозии.

3) Восстановление до первоначального состояния, замена новыми или уже восстановленными деталями всех дефектных, сломанных или изношенных деталей.

4) Чтобы вернуть узлу рабочее состояние, по мере необходимости проводится механическая обработка, перемотка, повторная полировка или другие операции.

5) Узел повторно собирается и проверяется на соответствие предъявляемым требованиям.

Восстановленные или «оборотные» запчасти можно приобрести и в России, что намного целесообразнее ремонта вне заводских условий. Некоторые кузовные детали, бампера, фары, детали интерьера и другие детали, не подверженные нагрузкам в процессе эксплуатации, имеет смысл ремонтировать в условиях сервиса.

В сертифицированном сервисном центре Вас обязательно предупредят о возможности ремонта или обслуживания сломавшегося агрегата, в результате которого срок его службы будет приближен к сроку службы нового. В ином случае целесообразнее и выгоднее заменять вышедшие из строя детали на новые. Это сэкономит Ваше время и позволит избежать излишних затрат.

Восстановленные детали проходят проверку по тем же параметрам, что и новые!

Восстановленные запчасти как способ сэкономить при ремонте техники

Мы уже не раз поднимали тему экономии на комплектующих. Разбирали возможность применения так называемых «аналогов», касались и восстановленных в заводских условиях деталей. Это действительно позволяет экономить бюджет при ремонте автопарков. Свои программы Remanufactured (восстановление оригинальных комплектующих) сейчас есть у большинства иностранных и нескольких отечественных производителей. Естественно, что в России это породило и мошеннические схемы.

Бережёного глаза берегут

Кустарные умельцы стали активно использовать ситуацию с вполне понятным и закономерным желанием потребителей сэкономить. Восстановленные в «гаражных» условиях детали стали продвигать под видом восстановленных на фабриках.

«Восстановление «в гараже» может быть банальной очисткой от следов эксплуатации с дальнейшей продажей с дисконтом или частичной разборкой и заменой только вышедших из строя деталей со сборкой на основе самых дешёвых компонентов», — предостерегает руководитель Департамента послепродажного обслуживания ООО «ИМЗ АВТОКРАН» Юрий Иотов.

И вот тут опытный механик должен быстро заметить подделку.

«В случае, если поставляется запчасть Reconditioned или она восстановлена в «гаражных» условиях, при внимательном осмотре всегда можно найти признаки того, что запчасть эксплуатировалась или восстанавливалась в кустарных условиях. Это могут быть следы краски там, где их не должно быть, царапины и потёртости, изменение цвета поверхности детали, следы загрязнений и многое другое», — советует менеджер по поддержке продукции и клиентов John Deere в России и СНГ Алексей Шаронов.

Однако уже известны случаи, когда ушлые предприниматели даже клали товар в фирменные упаковки настоящих производителей, аккуратно исправляя номера на коробке или наклеивая новые, совпадающие с псевдовосстановленной. Но и это можно заметить, если внимательно приглядеться.

«Детали, восстановленные кустарным способом всегда будет выдавать упаковка или даже её отсутствие. Обычно шрифты на «кустарных» упаковках размазанные, нечёткие, плохо читаемые, отсутствует голограмма. Также, в каталожном номере или артикуле восстановленной запасной части обычно присутствует специальный числовой или буквенный индекс в конце основного каталожного номера, по нему и можно отличить запасную часть, восстановленную промышленным способом», — объясняет руководитель отдела продаж запасных частей группы компаний MOTOR24 Юрий Леонтьев.

И при наличии сомнений эксперты рекомендуют воспользоваться ещё одним советом.

Восстановить нельзя утилизировать

Где будет стоять знак препинания — зависит от самой детали. Во-первых, производители занимаются восстановлением далеко не всех видов комплектующих.

«Под восстановление на заводах-изготовителях, как правило, могут попадать дорогостоящие корпусные узлы (ДВС, КПП, мосты, детали трансмиссии, рулевые рейки и аналогичные), у которых нет повреждений корпусов. У каждого производителя есть перечень узлов, которые могут попадать под программу восстановления», — поясняет Юрий Иотов.

По словам Дмитрия Титюхина, восстановлению не подлежат детали или узлы с повреждёнными корпусами. Такие отправляют в полный разбор или на переплавку.

«Не восстанавливают детали, на которые нет допусков по размерам, с повреждёнными привалочными плоскостями, электронные блоки и т. п.», — рассказывает региональный сервис менеджер DAF Trucks Rus Андрей Неустроев.

Хотя в «гаражных» условиях пытаются отреставрировать всё. Иногда это даже получается. Но производители техники в голос говорят, что пользоваться такими деталями не стоит.

«В случаях, если повреждён блок цилиндров двигателя или блок цилиндров имеет трещины, например, между сёдлами клапанов, то такие агрегаты утилизируют. Теоретически, подобные повреждения можно попробовать заварить и зашлифовать, но в этом случае срок службы такой детали явно не будет соответствовать сроку службы нового. Общее правило гласит: детали или агрегаты, подвергающиеся износу, или ресурс которых определяется циклами нагрузки и уже исчерпан, не полежат восстановлению в рамках заводских программ», — уверяет Алексей Шаронов.

Итак, процесс запущен — клиент приходит со сломанной деталью. В силу вступает регламент, схожий у многих занимающихся восстановлением компаний.

«Запчасть, подлежащая восстановлению по программе Service Exchange, снимают с машины клиента и передают одному из официальных дилеров Scania в России. Он отправляет её в компанию «Скания-Русь», которая отвечает за отправку деталей на производственные предприятия Scania в Европе. В процессе восстановления корпус запчасти проходит определённую обработку, производитель удаляет изношенные компоненты и заменяет их на новые. Если какие-то компоненты такой запчасти были доработаны инженерами Scania после её выхода, то она будет восстановлена с учётом обновлений», — описывает Дмитрий Титюхин.

Читать еще:  Обязанности метрдотель

Цена и гарантия

Ну и перейдём к самому вкусному. Производители заявляют, что восстановленные на их заводах комплектующие обойдутся потребителю дешевле новых. При том, что запчасть будет такой же оригинальной.

«С точки зрения потребителя, главным отличием восстановленных запчастей от новых является цена. Как правило, восстановленная запчасть предлагается по цене на 20-40 % ниже, чем новая. При этом, если покупатель вернёт дилеру старую запчасть, он может получить дополнительную скидку. Компания John Deere выкупает ремфонд у владельцев техники, и стоимость выкупа может быть учтена при приобретении восстановленной запчасти.
Мы уверены в качестве наших восстановленных запчастей и предоставляем на них такую же гарантию, как и на новые запчасти», — обещает Алексей Шаронов.

В том, что гарантийные обязательства производителя остаются такими же, как и в случае с новой деталью, согласны все опрошенные нами эксперты.

«Стоимость восстановленной запчасти обычно на 40 % ниже, чем у аналогичной новой, связано это с тем, что при восстановлении комплектующих не все детали заменяют новыми, замене подлежат только детали, которые подвержены износу во время эксплуатации», — отмечает Юрий Леонтьев.

Низкокачественные детали активны в тендерах

Дмитрий Агапитов, генеральный директор ООО «АвтоЗапчасть КАМАЗ»

«В России у большинства производителей грузовой техники программы восстановления деталей не имеют высокую популярность, хотя пользуются спросом за рубежом. ПАО «КАМАЗ» не применяет такую программу для своих запасных частей, так как стоимость сбора вышедших из строя деталей, выкуп, логистика и восстановление не приносят существенного экономического эффекта. Для борьбы с альтернативными и контрафактными производителями ПАО «КАМАЗ» запустил с 2016 года проект по производству запасных частей KAMAZ-эконом.

Практика показывает, что владельцы автомобилей старше 5 лет в связи с существенным снижением стоимости автомобиля на вторичном рынке предпочитают экономить на ремонте. Продукция KAMAZ-эконом позволяет привлечь таких потребителей в сертифицированный сервис за счёт низких цен на запасные части. Продукция KAMAZ-эконом в среднем дешевле продукции KAMAZ-оригинал на 30-50 % за счёт сниженного ресурса, при этом продукция проектируется профессиональными инженерами и проходит все необходимые испытания до запуска в производство.

Восстановленные детали неофициальных производителей обладают очень низким качеством, так как работа по восстановлению производится непрофессионально, при восстановлении применяются неоригинальные низкокачественные детали. При этом часто недобросовестные продавцы преподносят покупателям восстановленные детали в качестве «новых». Особенно такие действия распространены участниками тендерных закупок в соответствии с 44-ФЗ, где победителем выбирается поставщик, предложивший наименьшую цену.

Проект KAMAZ-эконом показал высокую эффективность, позволил существенно увеличить продажи запасных частей и долю ПАО «КАМАЗ» на вторичном рынке до 73%».

Потребитель не готов приобретать деталь с непонятным ресурсом

Виталий Корякин, коммерческий директор ООО «ВТГ»

«В результате восстановления деталей машин необходимо обеспечить требуемые размеры, форму, расположение поверхностей и осей, их шероховатость, и другие параметры деталей, а также не допустить наличия скрытых (внутренних) дефектов. При ремонте широкое применение имеют такие способы восстановления изношенных деталей, как механическая обработка, сварка, наплавка и напыление металлов, химическая обработка. Выбор способа зависит от многих факторов: технических возможностей предприятия, объёма ремонтных работ, различных сложностей конфигурации детали. Большое значение имеет и экономическая эффективность ремонтных работ.

Технологический процесс восстановления деталей, как правило, включает следующую последовательность операций: мойка и очистка деталей от эксплуатационных загрязнений; устранение общей деформации; восстановление технологических баз; подготовка к нанесению металлопокрытий и полимерных материалов; нанесение покрытий; черновая обработка восстанавливаемых поверхностей; чистовая обработка восстанавливаемых поверхностей; финишные операции; мойка деталей и их очистка от технологических загрязнений; контроль качества.

Напомню, что к выбору поставщиков нужно подходить ответственно, учитывая наличие сертификатов, гарантии и фирменной упаковки.

Сегодня потребители научились ценить свои деньги и время и рационально подходят к вопросам покупки запчастей. Но производство и рынок восстановленных запчастей сегодня ещё очень слабо развиты, много фальши и обмана. К сожалению, некоторые продавцы навязывают людям некачественную продукцию, выдавая её за оригинал. Желаемое — за действительное. Люди в своём незнании сначала верят тому, что написано на упаковке, а потом испытывают сильное разочарование. Ведь запчасти, даже восстановленные, стоят недешёво. И встаёт вопрос: стоит ли отдавать кругленькую сумму за кота в мешке? Поэтому часто конечный потребитель не готов приобретать деталь с непонятным ресурсом, а в большинстве случаев ещё и без гарантии. Надёжнее купить более дешёвые аналоги (например, китайского производства, заводского качества). Их ассортимент с каждым годом увеличивается на рынке России. Правда, Китай Китаю тоже рознь. В погоне за ценой можно «попасть» и на контрафакт, такой риск тоже есть.

Резюмируя, скажу следующее. Безусловно, можно приобрести хорошие качественные запасные части, и за них не обязательно придётся переплачивать. Есть отличные аналоги, которые значительно сократят автовладельцу расходы на ремонт. Ведь человек, который может себе позволить купить оригинальную запасную часть, не рассматривает аналоги, как показывает практика. Главное, быть осмотрительным при выборе товара и поставщика, чтобы не купить «упаковку» по цене самой запасной части».

Экономически не всегда целесообразно

Ева Соседенко, менеджер по продажам запасных частей ООО «МАНИТУ ВОСТОК»

«Отремонтировать деталь может её производитель или его официальные партнёры. Manitou обладает знаниями и опытом восстановления многих категорий запасных частей.

Следуя рекомендациям производителя детали и опираясь на многолетнюю практику в области сборки и ремонта техники, компания самостоятельно восстанавливает узлы на своих заводах. Однако есть узкий перечень деталей, которые ремонтируют наши партнёры, официально аккредитованные производителями узлов. Такое сотрудничество опирается на регламент Manitou о процессах и высоком качестве готового продукта.

Существует проблема восстановления некоторых категорий запасных частей, поскольку либо на мировом рынке нет достаточного количества деталей, которым требуется ремонт, либо отсутствуют запасные части и технические регламенты восстановления от производителя узла. Помимо этого, в некоторых странах, в том числе в России, логистические и таможенные затраты на возврат сломанной запасной части обесценивают выгоду приобретения восстановленной детали.

Наша компания находится в поиске потенциальных партнёров для восстановления деталей на территории России, так как на сегодняшний день логистические и таможенные затраты превышают прибыль от продажи отремонтированных запчастей».

Другое мнение

Ярослав Кабаков, директор по стратегии АО «ФИНАМ»

«Главное отличие в том, что это именно восстановленные запасные части, то есть, они не новые. Они уже работали какое-то время, а значит, материал из которого они состоят, накопил определённую усталость, и даже если их восстанавливали с применением нового материала, всё равно он составляет лишь часть детали. А остальное составляет материал, который ранее испытывал многочисленные нагрузки, оказавшие необратимые воздействия на его рабочие свойства, сохранившие в нём напряжения.

Понятно, что в первую очередь это влияет на ресурс восстановленной детали или узла, который, в большинстве своём, может быть меньше по времени эксплуатации или уровню нагрузки. Качество такой детали может быть нормальным, если она восстанавливалась с соблюдением норм, правил и технологий, но если в процессе допускались какие-либо отклонения, то это может негативно сказаться на её качестве, рабочем ресурсе и гарантии.

Стоимость восстановленной детали не всегда может быть ниже новой, в зависимости от того, какие материалы и технологии применяются. Однако стоимость не является ключевым параметром, на который нужно обращать внимание при принятии решения об использовании восстановленной детали. Гораздо важнее ресурс самой детали, её качество, но главное — правила самого производителя, допускает ли он в принципе использование восстановленной детали в своей технике, и если да, то на каких условиях. Если он допускает такую возможность, то здесь важен ресурс и качество восстановленной детали, и, если они на уровне, тогда надо приобретать такую деталь (узел), тем более, если купить новую деталь трудно, а работоспособность техники (оборудования) восстановить необходимо.

Те производители, которые допускают использование восстановленных деталей и занимаются этим, как правило, имеют соответствующие мощности. Они оборудованы почти так же, как те производства, которые выпускают новые детали, различие между ними может заключаться в некоторых видах оборудования. Например, те производства, которые восстанавливают детали, могут иметь в своём составе оборудование для мойки и предварительной подготовки, так как они имеют дело с деталями, бывшими в употреблении. Также, разница в оборудовании двух производств может заключаться потому, что у восстановленных деталей может быть меньше ресурс и другие условия работы, что меняет требования к оборудованию.

В целом же, требования к производству восстановленных деталей у компаний такие же, как и к обычному производству: оно должно быть эффективным, выгодным для неё, соответствовать принятым нормам и правилам. Конечно же, такое производство не должно негативно влиять на основной процесс, восстановленные детали не должны заменять новые, ведь в первую очередь, именно они должны продаваться, в этом заключается бизнес производителя».

Источники:

http://electrik.info/main/praktika/1517-metody-poiska-neispravnostey-v-elektronnyh-shemah.html
http://lektsii.org/17-34067.html
http://car.ru/news/autogramota/54323-kakie-detali-chasche-vsego-vyihodyat-iz-stroya-v-avtomobile/
http://pixtinauto.ru/articles/remont_zamena/
http://zen.yandex.ru/media/id/59ce0eb277d0e6b6fee67f3b/5ce21767baeb6600affc704b

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector