1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Выходное пособие при сокращении пенсионерам выплачивается

Какие выплаты полагаются сокращенному пенсионеру?

«Отдел кадров бюджетного учреждения», 2009, N 4

Какие выплаты полагаются сокращенному пенсионеру?

При сокращении численности или штата работников в последний день работы работодатель не прощается с работником, так как трудовым законодательством предусмотрены определенные выплаты даже по истечении нескольких месяцев после увольнения. И если с простыми работниками все четко и понятно, то как быть с работниками-пенсионерами, ведь они уже социально защищены государством путем назначения им пенсии? В связи с этим возникают вопросы: сохраняется ли средний заработок за пенсионерами в течение третьего месяца после увольнения, какие случаи признаются исключительными для сохранения заработка?

В силу ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Существует две точки зрения.

Одни специалисты полагают: так как в ст. 178 ТК РФ при установлении гарантии в виде сохранения среднего заработка на третий месяц трудоустройства указано условие обращения в орган службы занятости населения, в данной ситуации необходимо учитывать положения Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон N 1032-1) и Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 N 458 (далее — Порядок). Из п. 3 ст. 3 Закона N 1032-1 следует, что безработными не могут быть признаны граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно или за выслугу лет. Та же норма прописана в п. 17 Порядка. В итоге служба занятости не должна регистрировать такого гражданина в качестве безработного, следовательно, у нее не возникнет обязанности по трудоустройству. А выплаты сокращенному пенсионеру работодатель будет производить не свыше двух месяцев. Данную позицию поддерживают и суды. Например, ФАС ЦО в Постановлении от 02.04.2007 по делу N А54-2967/2006 отметил, что положения ч. 2 ст. 178 ТК РФ не распространяются на граждан, которым выплачивается пенсия, поскольку указанная в ней выплата является мерой социальной защиты безработных, к каковым пенсионеры не относятся. К такому же выводу пришли ФАС ПО в Постановлении от 04.04.2006 по делу N А12-14930/05-С15, Арбитражный суд г. Москвы в Решении от 02.11.2006 по делу N А40-53171/06-145-310.

Другие считают, что гарантии при увольнении в связи с сокращением численности или штата организации распространяются и на лиц, которым выплачивается пенсия по старости. Ссылка на п. 3 ст. 3 Закона N 1032-1 не может быть принята во внимание, так как в ст. 27 Закона N 1032-1 указано, что работникам при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников предоставляются гарантии и компенсации в соответствии с трудовым законодательством. При этом пенсионеры не выделены как отдельная категория работников, которым гарантии не предоставляются. На основании данного положения и п. 8 Порядка органы службы занятости ставят сокращенных пенсионеров на учет как ищущих работу и, если не удалось трудоустроить пенсионера за два месяца, выдают справки о сохранении среднего заработка по прежнему месту работы на третий месяц. Иногда суды поддерживают данную точку зрения. Например, ФАС ВВО в Постановлении от 20.12.2007 по делу N А43-4154/2007-9-174 отметил, что решение органа службы занятости о сохранении за работником-пенсионером среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения соответствует закону.

Также некоторые специалисты считают, что основанием для принятия решения органом службы занятости о сохранении среднего месячного заработка за третий месяц за сокращенным работником является исключительность случая, состоящая в том, что работник в установленный срок обратился в орган службы занятости за трудоустройством, но не был им трудоустроен. Однако судебная практика показывает, что под исключительностью следует понимать совершенно другое. Например, в Постановлении ФАС ПО от 05.07.2007 по делу N А12-20261/06 указано, что суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о недоказанности наличия исключительных обстоятельств, которые могли быть учтены при принятии решения о выплате работнику за счет организации среднемесячной заработной платы за третий месяц со дня увольнения, поскольку центром занятости не представлены документы, подтверждающие предложения имеющихся вакансий и отказ работодателей в принятии на работу по основаниям, связанным с социальным положением гражданина, другие документы, указывающие на исключительный случай, в том числе на отсутствие в семье работающих членов, отсутствие у уволенного работника иных доходов. Вместе с тем суды учитывают, что работник, являясь пенсионером по старости, социально защищен государством в виде гарантированной выплаты пенсии.

Обратим внимание читателей на то, что арбитражная практика приведена только для ознакомления с существующими мнениями по данному вопросу. Президиум ВАС в Постановлениях от 19.02.2008 N 11725/07 и N 13647/07 указал, что такие споры не затрагивают прав и законных интересов работодателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку возникают из трудовых отношений, следовательно, неподведомственны арбитражным судам.

На наш взгляд, правильной является первая точка зрения, и вот почему.

Действительно, ст. 178 ТК РФ каких-либо особенностей в отношении работников-пенсионеров не предусмотрено. Однако игнорировать положения п. 3 ст. 3 Закона N 1032-1 просто нельзя. На сегодняшний момент органы службы занятости ставят на учет сокращенных пенсионеров как ищущих работу и держат их в данном статусе несколько месяцев. Да, действительно, учреждения службы занятости могут поставить на учет уволенных пенсионеров в целях поиска подходящей работы (п. 2 Порядка). Вместе с тем, руководствуясь п. 9 Порядка, служба занятости обязана в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в указанных целях предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая работу временного характера, а в силу п. 15 Порядка и п. 2 ст. 3 Закона N 1032-1 не позднее 11 календарных дней со дня его регистрации в целях поиска работы принять решение о признании гражданина безработным . При этом ни Порядком, ни Законом N 1032-1 возможность продления срока пребывания безработного гражданина в статусе ищущего работу не предусмотрена.

На основании п. 1 ст. 3 Закона N 1032-1 безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников.

Но из содержания п. 3 ст. 3 Закона N 1032-1 и п. 17 Порядка вытекает, что пенсионеры не могут быть зарегистрированы в установленном законом порядке в качестве безработных, так как они уже социально защищены государством посредством назначения пенсии. Поэтому служба занятости не должна выдавать им решение о сохранении среднего заработка за третий месяц со дня увольнения.

Таким образом, за сокращенным пенсионером работодатель должен сохранять средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). Соответственно, если работник-пенсионер был сокращен из организации, находящейся в районах Крайнего Севера или в приравненной к нему местности, то за ним следует сохранять средний заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев в силу ст. 318 ТК РФ.

Читать еще:  Докладная записка образец на начальника

«Сокращенным» пенсионерам гарантировано 3-месячное пособие

Будучи пенсионером, я работал, но был уволен по сокращению штатов. Встал на учет на бирже труда, но трудоустроен не был. Как долго организация будет выплачивать мне заработок? Есть ли какие-то «подводные камни» в отношении работающих пенсионеров?

Анатолий Васильев, Хабаровск

При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка (ст. 178 Трудового кодекса). Кроме того, за ним в течение двух месяцев сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства (при определении среднемесячного заработка учитывается и выходное пособие). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется и в течение третьего месяца — если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в службу занятости и не был трудоустроен.

Бывают случаи, когда работающим пенсионерам отказывают в постановке на учет и выплате пособия, ссылаясь на пункт 3 ст. 3 закона «О занятости населения в Российской Федерации», где говорится, что безработными не могут быть признаны граждане, которым назначена трудовая пенсия по старости. Иногда даже некоторые суды на местах принимают такие решения. Однако они успешно обжалуются, поскольку ни из каких норм закона не следует, что при увольнении в связи с ликвидацией организации либо сокращением ее численности или штата на работающих пенсионеров не распространяются те же гарантии, которыми пользуются остальные граждане.

Что касается сохранения среднего заработка за третий месяц, то 27.10.2005 в своем письме N 1754-61 Федеральная служба по труду и занятости пояснила, что «у органов службы занятости нет достаточных оснований для принятия в отношении пенсионеров решений об отказе в сохранении за ними в течение третьего месяца со дня увольнения среднего месячного заработка» и об отказе в выдаче пенсионерам соответствующих документов (справок). Речь идет о справках, которые выдаются тем, кто обратился в службу занятости в течение двух недель со дня увольнения, и на основании которых впоследствии выплачивается пособие за третий месяц безработицы. Эту же позицию подтвердил и Минфин России в письме от 15.03.2006 N 03-03-04/1/234. Таким образом, работавшие пенсионеры, если они в течение двух недель обратились в службу занятости, получают среднемесячный заработок в течение трех месяцев со дня увольнения, если они за это время не трудоустроились.

Выходное пособие для пенсионера

Среди юристов (как практиков, так и теоретиков) много дискуссий на тему выплаты пенсионерам выходного пособия. Одни полагают, что трудовое законодательство распространяется на всех работников независимо от того, являются ли они пенсионерами, другие — что данная норма на работников-пенсионеров не распространяется, так как они не нуждаются в трудоустройстве и получают от государства пенсию, то есть имеют доход.

При расторжении трудового договора по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) в связи сокращением штата увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) (ч. 1 ст. 178 ТК РФ). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ч. 2 ст. 178 ТК РФ).

А если работник является пенсионером? Положено ли выплачивать ему пособие в размере среднего заработка на период трудоустройства?

CУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Взяв за основу пример из судебной практики, постараемся ответить на вопросы, связанные с выплатой пенсионерам выходного пособия.

Придерживаясь мнения, что за работником-пенсионером не может быть сохранен средний заработок за третий месяц со дня увольнения, Государственное бюджетное учреждение обратилось в суд с заявлением об оспаривании решения Государственного казенного учреждения Центра занятости населения Западного административного округа г. Москвы (далее — ГКУ ЦЗН ЗАО).

Позиция заявителя

Государственное бюджетное учреждение полагает, что решение ГКУ ЦЗН ЗАО о сохранении за работницей К. среднего заработка за третий месяц со дня увольнения является незаконным, поскольку работница К. на момент увольнения являлась пенсионеркой по старости, в связи с чем норма ч. 2 ст. 178 ТК РФ на нее не распространяется. При решении вопроса о сохранении за уволенной работницей среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения орган службы занятости должен учитывать иные имеющие значение для решения этого вопроса обстоятельства.

Позиция ответчика

Ответчик считает заявленные требования необоснованными, так как действующее трудовое законодательство не содержит исключительных оснований для невыплаты выходного пособия работнику, уволенному по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Кроме того, нормы ТК РФ и иных нормативных правовых актов не ставят условия выплаты выходного пособия в зависимость от иных выплат, в том числе от выплаты пенсии по старости.

Работница К. нуждалась в сохранении среднего месячного заработка на третий месяц. Это было очевидно: центр занятости не мог ее трудоустроить с учетом специфики ее работы, а иных вакансий не нашлось.

Позиция суда первой инстанции

Судом установлено, что К. на основании приказа уволена с должности мастера производственного обучения по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

В целях поиска подходящей работы К. была зарегистрирована в органах службы занятости в установленный законом срок, с ее стороны нарушений не было.

Согласно ч. 2 ст. 178 ТК РФ в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот органа и не был им трудоустроен.

Суд признает необоснованным довод заявителя о том, что положения ч. 2 ст. 178 ТК РФ не распространяются на граждан, которым выплачивается пенсия. Лица, достигшие пенсионного возраста и получающие пенсию, наравне с иными категориями граждан вправе обращаться в органы службы занятости за содействием в трудоустройстве. Тот факт, что пенсионеры не могут быть признаны в установленном порядке безработными, не означает невозможность сохранения за ними среднего заработка в случае увольнения по сокращению численности или штата работников организации, так как данная выплата связана с фактом не трудоустройства конкретного лица, а с фактом признания его безработным в установленном порядке.

Суд отмечает, что отсутствие у органа службы занятости населения возможности предложить уволенному работнику подходящую работу является исключительным случаем, предусмотренным положениями ст. 178 ТК РФ и позволяющим принять решение о сохранении за работником среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения.

Суд первой инстанции постановил: в удовлетворении заявления Государственного бюджетного учреждения об оспаривании решения ГКУ ЦЗН ЗАО отказать.

Позиция апелляционной инстанции

Предоставляя работодателю (как субъекту, организующему трудовую деятельность и использующему труд работников) правомочия в сфере управления трудом, законодатель предусмотрел и правовые гарантии, защищающие права работников.

В силу требований ст. 2, 7, ч. 1 ст. 8, ч. 3 ст. 17, чч. 1, 2 ст. 19, ч. 1 ст. 34, ст. 37 и ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации в целях обеспечения соблюдения конституционных прав и свобод работников и работодателей, что является необходимым условием гармонизации трудовых отношений в Российской Федерации как социальном правовом государстве и составляет основу для справедливого согласования прав и интересов сторон трудового договора посредством соответствующего правового регулирования, законодатель вправе был установить для работодателя дополнительные обязанности по отношению к увольняемым работникам, которые представляют собой менее защищенную сторону трудовых отношений, нуждающуюся в дополнительной защите.

Предоставление работодателю права расторгнуть трудовой договор по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ предполагает и соблюдение определенных законодателем гарантий и прав увольняемого работника. В данном случае это соблюдение норм чч. 1 и 2 ст. 178 ТК РФ. Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что ГКУ ЦЗН ЗАО, принимая решение, действовало в переделах полномочий и в соответствии с требованиями ст. 178 ТК РФ .

Согласно п. 5.14 Регламента по предоставлению государственных услуг по регистрации граждан, обратившихся за содействием в трудоустройстве, и осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утв. Приказом Департамента труда и занятости населения г. Москвы от 27.04.2010 г. № 132, решение выдается при соблюдении гражданином следующих условий:

  • регистрация гражданина в отделе по месту жительства в течение 14 календарных дней со дня увольнения;
  • отсутствия у гражданина сроков и условий перерегистрации без уважительных причин;
  • отсутствия со стороны гражданина двух отказов от подходящей работы в течение трех месяцев трудоустройства;
  • нетрудоустройство гражданина.
Читать еще:  Из за судимости не берут на работу

Нормы ч. 2 ст. 178 ТК РФ в равной степени распространяются и на лиц, достигших пенсионного возраста и получающих пенсию, поскольку данные категории работников наравне с иными вправе обращаться в органы службы занятости за содействием в трудоустройстве. Выплата связана с фактом невозможности трудоустройства конкретного лица, а не фактом признания его безработным в установленном порядке.

Положения ст. 178 ТК РФ не устанавливают перечень исключительных случаев, при наступлении которых средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня прекращения трудового договора. Обжалуемое заявителем решение было принято Центром занятости населения с учетом приведенных правовых норм и исходя из конкретных обстоятельств.

Апелляционная инстанция постановила: решение Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 05.03.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

М. А. Кичигина, частный юрист

Статья опубликована в журнале «Кадровые решения» № 2, 2015.

Какие выплаты положены пенсионерам при сокращении численности штата

Выплаты

Как и все остальные сотрудники, пенсионеры при увольнении получают выходное пособие в размере среднего заработка за месяц. Если место работы находилось на Крайнем Севере или местности, приравненной к нему, то в качестве выплат уволенному в течение 2-х месяцев со дня увольнения сохраняется средний заработок за месяц (выходное пособие засчитывается в эту сумму)

При этом не важно, ищет ли пенсионер работу, или он решил ограничиться в дальнейшем только получением пенсии

Может быть оплачен и третий месяц, если сотрудник после ухода из организации зарегистрировался в службе занятости населения, но работу с ее помощью так и не получил. Решение о такой выплате принимает служба занятости — если оно положительное, пенсионеру выдается соответствующая справка, которая предъявляется по месту работы. Такая ситуация достаточно редка.

оплата третьего месяца поиска работы должна производиться гражданам, не имеющим работы.Наряду с этим, имеет место быть точка зрения, согласно которой оплата третьего месяца должна производиться, т. к. в трудовом кодексе пенсионеры не выделены в отдельную группу, которой эта выплата не положена. Но с позиции закона такое мнение гораздо менее обосновано.

Если сотрудник согласен оставить работу ранее предусмотренного законом срока, работодатель производит дополнительную выплату, в размере среднемесячного заработка, рассчитанного пропорционально количеству дней, оставшемуся до момента, когда трудовой договор будет расторгнут. Трудовой или коллективный договор могут предписывать и другие выплаты.

Подводя итог, можно отметить, что единственное отличие в правилах увольнения по сокращению штатов сотрудников, достигших пенсионного возраста и не достигших его, заключается в том, что 3-й месяц после увольнения пенсионера, работавшего в условиях Крайнего Севера не оплачивается. В остальном процесс увольнения и расчета выплат производится на общих основаниях.

Обоснование увольнения

Увольнение работников должно быть обосновано. Основаниями для сокращения сотрудников считаются:

  • реорганизация компании;
  • снижение объемов производства;
  • смена основной деятельности предприятия.

Об увольнении совместителя по собственному желанию все подробности находятся здесь.Какие есть причины увольнения по собственному желанию без отработки? Статья рассказывает, что может написать работник в заявлении, чтобы не отрабатывать 2-х недельный срок.

При этом снижение объема производства влечет за собой сокращение численности сотрудников, а смена деятельности, в результате которой целые группы сотрудников перестают быть нужны работодателю — сокращение штатов, полное исключение некоторых должностей.

Об увольнении по сокращению работающего пенсионера, а также других работников рассказывается в видео.

Обо всех законных основаниях увольнения работника читайте здесь.

Можно ли

Можно ли уволить пенсионера по сокращению штатов – таким вопросом задается работодатель, когда встает вопрос о том, какую категорию служащих необходимо сократить в первую очередь. С одной стороны, Трудовое кодекс РФ не содержит основания для увольнения – наступление пенсионного возраста. Но с другой стороны, законодатель допускает иные причины для увольнения в кодексе. Речь, в частности, идет о положениях специальных законов, например, о государственной гражданской службе, в котором установлен предельный срок пребывания на службе – женщинам 63 года, мужчинам – 65 лет. Иными словами, с гражданами, которые этого возраста достигли, контракт прекращается.

Что касается сокращения должности, на которой трудился пенсионер, то в этом случае и на данную категорию граждан распространяется общий порядок сокращения. Никаких преференций для пенсионеров законодатель не установил. Исключение составляют случаи, когда пенсионер относится к категориям граждан, которые имеют преимущественное право оставления на работе.

Для справки! Граждане наделены правом совмещать работу и получение пенсии, за исключением случае, прямо указанных в законах и подзаконных актах. Если работодатель предлагает написать заявление по собственному желанию, чтобы «не портить репутацию», потому что он итак уволит пенсионера в связи с запретом работы после выхода на пенсию, не соглашайтесь. В случае такого незаконного увольнения можно обратиться за защитой прав в трудовую инспекцию или написать заявление в суд.

Законодательная база

Выплаты, положенные пенсионерам при сокращении штата, регламентируются Трудовым кодексом, в частности, статьёй 178. Согласно этой статье право получить положенную по закону выплату сохраняется за сотрудником в течение ближайших двух месяцев либо до момента его трудоустройства на новом рабочем месте (но период поиска работы всё равно не должен превышать двухмесячного срока).

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Следует отметить, что эта норма действует в отношении любого уволенного сотрудника, а не только пенсионера.

В виде исключения срок выплаты может быть продлён до трёх месяцев. Однако это исключение распространяется только на бывших сотрудников, вставших на учёт в местном центре занятости и не получивших трудоустройства в оговорённый законом двухмесячный срок ввиду отсутствия подходящего рабочего места.

Претендовать на такое исключение пенсионеры не могут, хотя в юридической практике и встречаются спорные ситуации, касающиеся упомянутого положения 178 статьи ТК.

Все законодательные нормы о занятости населения отражены в третьей статье федерального закона под номером 1032-1, принятого в апреле 1991 года. Согласно этой статье на учёт в центр занятости не берутся граждане, достигшие пенсионного возраста или признанные таковыми по выслуге лет. То есть, получить статус безработного и претендовать на какие-либо компенсации со стороны бывшего работодателя пенсионер не может.

Трехмесячное пособие в виде исключения также выплачивается лицам, вынужденным уволиться по сокращению штатов в связи с получением инвалидности (основное условие получения этого пособия – сохранение работоспособности!).

Выходное пособие при сокращении пенсионера

Абсолютно все граждане, увольняясь с работы по соглашению сторон, а также просто по собственной инициативе, имеют законное право на обязательное получение выходного пособия. А вот размер этой выплаты зависит исключительно от причины, по которой человек покидает свое рабочее место. Но в любом случае организация понесет некоторые расходы.

Именно поэтому совсем не удивительно, что руководство предприятий пытаются экономить любыми путями, изыскивая любые возможности не рассчитывать по всем правилам увольняющегося сотрудника.

Так, стоит отметить, что руководство и бухгалтерия организаций очень часто даже просто по ошибке лишают увольнительных выплат данную категорию своих сотрудников.

Какие полагаются выплаты

Выплаты пенсионерам при увольнении по сокращению штатов производятся в общем порядке и в тех же размерах, что и остальным категориям работников, с которыми прекратились трудовые отношения по п.2 ст. 81 ТК РФ. Более того, Минфин РФ и Федеральная служба по труду и занятости неоднократно подчеркивали, что никакой дискриминации при начислении выходного пособия и иных выплат для пенсионеров при сокращении штатов быть не должно.

Начнем с того, что при увольнении по сокращению штатов выплата пособия пенсионерам производится в размере среднемесячного заработка, и право на получение этого пособия сохраняется за гражданином до трудоустройства на новое место, но не более, чем на 2 месяца. Исключение есть: если гражданин встал на учет в службу занятости не позже 14 дней со дня увольнения и не нашел новую работу, то он вправе, предъявив бывшему работодателю трудовую книжку с отсутствующей записью о трудоустройстве, получить среднемесячный заработок и за 3-й месяц после увольнения.

Читать еще:  Справка о фактическом проживании без прописки

Важно! Норма о выплатах за 3-й месяц в связи с отсутствием трудоустройства не распространяется на пенсионеров по старости, так как законодатель не может считать эту категорию граждан безработными и, соответственно, служба занятости их на учет не поставит. Такую позицию заняли некоторые суды при рассмотрении данной категории дел

Однако специалисты отмечают, что закон един для всех, и даже если пенсионер по старости не отнесен к категории безработных, он наравне с другими работниками имеет право на выплату за 3-й месяц, если не устроится на новую работу.

Увольнение пенсионера по сокращению штатов предусматривает компенсацию 2017 за неиспользованный отпуск. В этом случае учитывается срок работы гражданина в данной организации. Речь идет о том, за сколько дней отпуска будет осуществлена выплата. В частности, если пенсионер отработал не менее 11 месяцев, то ему полагается компенсация за 28 календарных дней; если меньше – то пропорционально количеству отработанного времени из расчета 2,33 дня за месяц. Эта цифра установлена Минтрудом РФ и применяется только к той категории работников, которые отдыхают 28 дней; отдельным категориям, отпуск которых может быть дольше (речь идет о педагогических работниках, государственных служащих и т.д.) применяется иная формула. За разъяснением можно обратиться в территориальное подразделение Минтруда или в трудовую инспекцию

Еще один момент, на который стоит обратить внимание – при подсчете месяцев берется в расчет только те, в которых было отработано более половины дней; если меньше – то этот месяц не учитывается

При желании работодатель вправе увеличить размер компенсации при сокращении пенсионеров. Об этом увольняемый уведомляется заранее. Подобное изменение размеров выплат по сравнению с законодательным уровнем может быть отражено в локальных актах предприятия. В противном случае работодатель должен будет уплачивать дополнительный налог на эти выплаты, а не уменьшать доходы на их размер, так как они не будут иметь законного основания.

Таким образом, увольнение пенсионера по сокращению штатов не отличается от увольнения остальных работников по аналогичному основанию. Это касается как порядка расторжения трудового договора, так и размера полагающихся ему выплат. Исключение составляют случаи, когда пенсионер относится к категориям, которым законодатель предоставил преимущественное право оставления на должности по отношению к другим служащим.

Увольнение по сокращению пенсионера

Процедура увольнения работника, спровоцированная сокращением штатных единиц на предприятии, сама по себе тягостная в эмоциональном и материальном плане. Но если в список увольняемых попадает пенсионер, ситуация обостряется. Чтобы снизить градус волнения и негодования в адрес администрации, необходимо действовать чётко в соответствии с регламентом и проявлять доброжелательное отношение.

Можно уволить по сокращению пенсионера?

Пенсионеры, как и другие сотрудники, могут попасть под сокращение. Процедура увольнения проходит на общих основаниях. Все действия кадровой службы соответствуют положениям правовых норм.

Название закона, номер статьи

О чём идёт речь в статье

Конституция РФ, ст. 37

Статья гласит о праве каждого гражданина на труд.

Гражданин РФ, достигший 65 лет, может продлить возрастной предел до 70-75 лет по обоюдному согласию с работодателем.

Как проводится процедура увольнения по сокращению должности.

ТК РФ, ст.81 ч.1 п.2

Расторжение трудового договора на основании сокращения штатных единиц.

Достигнув возрастного ценза, работник может продолжить трудовую деятельность без оформления пенсии, что предусматривает повышение коэффициента при пересчёте будущего пособия.

Администрация имеет право предлагать сокращаемой единице штата другую вакансию, если опыт и навыки пенсионера являются для предприятия ценными и востребованными.

Мероприятия по уменьшению количества штатных единиц чаще спровоцированы следующими событиями:

  • проведение модернизации производства;
  • изменение сферы деятельности;
  • сокращение рабочих мест с целью оптимизации трудовых ресурсов;
  • уменьшение объёма выпускаемой продукции на предприятии.

Также запрет действует в отношении:

  • опекунов;
  • инвалиды ВОВ и боевых действий.

Порядок увольнения

В связи с тем, что работающий пенсионер является обычной штатной единицей, процедура увольнения проводится согласно общим требованиям законодательства.

Действия администрации представляют собой некий алгоритм, следуя которому удаётся избежать многих ошибок.

  1. Директор компании совместно с руководителями структурных подразделений проводит совещание, на котором принимается официальное решение об изменении штатного расписания.
  2. На основании принятого решения членами комиссии издаётся приказ. В тексте указывается необходимость сокращения определённых штатных единиц, названия должностей, фамилии сотрудников и дата исполнения распоряжения.

Выплаты и пособия

Указанная в уведомлении о сокращении дата является последним рабочим днём. Именно тогда работнику выдаются документы и расчётные средства за отработанный период. Законом предусмотрена также выплата пособия в размере среднего месячного заработка, а также данная сумма сохраняется за пенсионером на два месяца.

Пособие является, по сути, материальной поддержкой уволенного на период поиска новой работы. Если такая появляется на первом месяце после увольнения, то работодатель вправе отказаться от следующего транша.

Выдаваемая на руки общая сумма включает:

  • заработную плату;
  • выходное пособие;
  • компенсацию за невостребованный отпуск.

На основании внутренних нормативных актов организации сокращенному сотруднику может начисляться дополнительная сумма за выслугу лет или другие достижения.

На протяжении 2-х недель сокращённый сотрудник может стать на учёт в службу занятости, тогда появляется возможность получить выходное пособие за третий месяц.

Отработка

Согласно регламенту, описанному в трудовом законодательстве, администрация информирует в письменной форме работника о предстоящем сокращении его должности. На протяжении двух месяцев со дня вручения извещения предусмотрено выполнение прежних функциональных обязанностей.

Но пенсионеры могут воспользоваться правом досрочного увольнения, составив заявление с соответствующей просьбой. При согласии работодателя разорвать трудовое соглашение за работником сохраняется право на получение выходного пособия и других выплат, предусмотренных правовыми актами, а также выплачивается денежная сумма пропорциональная сроку, оставшемуся от двух месяцев.

Если в досрочном увольнении отказано, пенсионер должен отработать положенный срок (2 месяца). Альтернативным вариантом является увольнение по собственному желанию. Работник подаёт заявление, в котором указывает причину – выход на пенсию. Трудовой кодекс позволяет уволиться в данном случае без отработки в тот день, который указан в заявлении. Но при этом рассчитывать на выходное пособие, положенное сокращаемой штатной единице, пенсионеру не стоит.

Запись в трудовой книжке

Текст записи в трудовой книжке должен совпадать с содержанием приказа об увольнении. Её вносит кадровик после ознакомительной подписи пенсионера под распоряжением руководителя.

В трудовую книжку в последний рабочий день вносится запись, включающая следующие данные.

  • Номер записи;
  • Причина увольнения (увольнение по сокращению);
  • Ссылка на статью кодекса (ст. 81, п.2 ТК РФ);
  • Дата расторжения трудового соглашения;
  • Подпись руководителя предприятия;
  • Печать организации.

Можно ли опротестовать увольнение?

Список сокращаемого штата составляется не по принципу возрастной категории, а по профпригодности с учётом планируемых на производстве изменений. Поэтому в него могут попасть люди разных возрастов. Пенсионер имеет право оспорить решение руководства в суде, ссылаясь на следующие причины:

  • принадлежность к льготной категории лиц (наличие опекунства, статус инвалида боевых действий и т. п.);
  • невозможность реализовать приоритетное право на то, чтобы остаться на предприятии, занять вакантное место;
  • если при проведении процедуры по сокращению штатов были нарушены сроки извещения;
  • в случае внесения в трудовую книжку неверной записи;
  • при отказе в выплате выходного пособия.

Поводом для разбирательств в государственных инстанциях зачастую являются требования ст. 179 ТК РФ, где чётко описано, что сотрудники пенсионного возраста должны пользоваться преимущественным правом перевода в другое подразделение предприятия. Высокий квалификационный уровень и опыт для любой организации всегда в приоритете. Однако предложенная вакансия должна быть соизмерима с квалификацией сокращаемой единицы.

Заключение

Знание положений, регламентирующих увольнение работников пенсионного возраста, поможет избежать неприятных выяснений ситуации с администрацией и судебных разбирательств. Законодательные акты подробно обозначают права и ответственность пенсионеров, попавших под сокращение, и работодателей.

В случае несоблюдения своих обязательств, руководителя предприятия или частного предпринимателя в судебном порядке принуждают выполнить требование уволенного сотрудника.

Источники:

http://hr-portal.ru/article/kakie-vyplaty-polagayutsya-sokrashchennomu-pensioneru
http://iz.ru/news/363365
http://www.profiz.ru/kr/2_2015/vych_posobie_pens/
http://laudit.ru/uvolnenie-pensionera-po-sokraseniu-statov-vyplaty.html
http://pro-uvolnenie.ru/pensioner/sokrashhenie/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector