0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вправе ли контрагент требовать бухгалтерский баланс

Обязана ли организация предоставлять копии учредительных и иных документов по запросу своих контрагентов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организация вправе самостоятельно решить, следует ли предоставлять контрагенту копии учредительных и иных документов. При этом организация по запросу контрагента должна обеспечить ему возможность ознакомиться со своей бухгалтерской отчетностью. Предоставлять копии паспортов генерального директора или иных лиц без их согласия нельзя.

Обоснование вывода:
Прежде отметим, что нормы гражданского, налогового и иных отраслей законодательства РФ не содержат требования об обязательном предоставлении контрагентам копий учредительных документов юридического лица, копий договоров аренды и других.
На практике хозяйствующие субъекты зачастую вынуждены просить потенциальных контрагентов предоставить определенную документацию (учредительные документы, свидетельство о присвоении ИНН, выписки из ЕГРЮЛ и другое) в целях проверки партнера на наличие признаков «фирмы-однодневки». Это обусловлено не только возможными рисками по сделке (в результате, например, исчезновения покупателя после того, как ему передан товар с отсрочкой оплаты), но и необходимостью соблюсти так называемую «должную осмотрительность» для целей налоговых правоотношений. Напомним, что согласно п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 налоговая выгода (признание вычета по НДС, признание расходов для целей исчисления налога на прибыль и т.д.) может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о налоговых нарушениях, допущенных контрагентом. Наличие пакета документов о контрагенте рассматривается в судебной практике в качестве одного из доказательств проявления должной осмотрительности (смотрите, например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.03.2008 N Ф04-1545/2008(1778-А46-14)).
Таким образом, организация вправе самостоятельно решить, следует ли предоставлять своему партнеру копии учредительных и иных документов.
Однако даже в случае отказа организации предоставить учредительные и иные документы ее партнеры вправе самостоятельно обратиться с соответствующим запросом непосредственно в орган, регистрирующий юридические лица. В отношении коммерческих организаций таким органом является Федеральная налоговая служба России в лице своих территориальных подразделений (п. 5.3.1 постановления Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).
На каждое зарегистрированное юридическое лицо ведется регистрационное дело, в котором содержится вся необходимая информация как в электронном виде, так и на бумажных носителях. В совокупности все эти сведения составляют Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). В частности, в ЕГРЮЛ содержатся сведения о наименовании, местонахождении организации, сведения об учредителях, о руководителе юридического лица и другая предусмотренная законом информация. Также в ЕГРЮЛ содержатся решения уполномоченных органов юридического лица, устав, изменения к нему, которые требуют государственной регистрации или уведомления регистрирующего органа (в частности, о назначении руководителя общества).
Общий порядок получения сведений из ЕГРЮЛ установлен Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ). Содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения и документы о конкретном юридическом лице представляются в виде выписки из ЕГРЮЛ, копии документа (документов), справки об отсутствии запрашиваемой информации. Срок предоставления из ЕГРЮЛ сведений и документов не должен превышать пяти дней со дня получения регистрирующим органом соответствующего запроса (п.п. 1-3 ст. 6 Закона N 129-ФЗ). Предоставление сведений из ЕГРЮЛ является платным (п. 1 ст. 7 Закона N 129-ФЗ).
Сведения, полученные из ЕГРЮЛ, позволяют убедиться в том, действительно ли то или иное юридическое лицо создано, т.е. обладает необходимой правоспособностью, чтобы быть участником сделок. А сведения реестра о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в значительной степени снижают риск заключения договора неуполномоченным лицом.
Необходимо учитывать, что в соответствии с п. 89 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н, годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и других, которые могут ознакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью и получать ее копии с возмещением затрат на копирование. Организация должна обеспечить возможность для заинтересованных пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.
Таким образом, по нашему мнению, организация не вправе отказать своему контрагенту, обратившемуся с соответствующим запросом, в предоставлении годовой бухгалтерской отчетности.
В тоже время обращаем внимание, что речь в указанной норме идет именно о годовой отчетности, а не об отчетности на последнюю отчетную дату. Предоставлять ли бухгалтерскую отчетность на последнюю отчетную дату, организация вправе решать самостоятельно.
При этом контрагент вправе обратиться за предоставлением годовой бухгалтерской отчетности также в органы статистики. В соответствии с п. 5.10 постановления Правительства РФ от 02.06.2008 N 420 «О Федеральной службе государственной статистики» в обязанности Росстата входит обеспечение заинтересованных пользователей данными бухгалтерской отчетности юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории РФ. Предоставление бухгалтерской отчетности заинтересованным пользователям производится на платной основе по договору (п. 3 постановления Правительства РФ от 21.04.1995 N 399 «О совершенствовании информационной системы представления бухгалтерской отчетности»).
Отметим также, что иногда организации просят от своих контрагентов копии паспортов, например, генерального директора, подписывающего договор от имени общества. В этой связи необходимо учитывать, что они содержат персональные данные указанных лиц, а передача таких данных является обработкой (распространением) персональных данных в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон N 152-ФЗ). Обработка персональных данных может осуществляться в рассматриваемой ситуации только с письменного согласия субъектов персональных данных (ст. 6, 9 Закона N 152-ФЗ), которое должно включать в себя ряд обязательных реквизитов, указанных в п. 4 ст. 9 Закона N 152-ФЗ. Поэтому организация не вправе предоставлять копии паспортов без согласия их владельцев.

Читать еще:  Как узнать есть ли на меня кредит

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Бахтина Анастасия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Кузьмина Анна

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Поставщик требует для заключения договора бух. отчетность — ?

Katebuh сказал(-а): 06.05.2008 17:13

Поставщик требует для заключения договора бух. отчетность — ?

Сафа сказал(-а): 06.05.2008 17:18

Katebuh сказал(-а): 06.05.2008 17:21

Сафа сказал(-а): 06.05.2008 17:24

Аноним сказал(-а): 06.05.2008 17:24

Над.К сказал(-а): 06.05.2008 17:33

BorisG сказал(-а): 06.05.2008 17:35

BorisG сказал(-а): 06.05.2008 18:21

Товарный кредит, например, хочет дать.

ps: Товарный кредит на рынке поставок — обычная практика. Только вот требование бухгалтерской отчетности тоже является «извращением».

Над.К сказал(-а): 06.05.2008 18:36

Larky сказал(-а): 06.05.2008 19:22

И.ГЕ сказал(-а): 06.05.2008 22:37

И.ГЕ сказал(-а): 07.05.2008 07:50

lessa сказал(-а): 07.05.2008 08:36

Копию банковской карточки банк сделает, а зачем это поставщикам и вообще законно ли это, там ведь образцы подписи и печати??

можно просить справки об отсутсвии задолженности, картотеки и т.д., но банковскую карточку.

Natasel сказал(-а): 07.05.2008 08:37

Olga Tr сказал(-а): 07.05.2008 08:42

Аноним сказал(-а): 07.05.2008 08:42

BorisG сказал(-а): 07.05.2008 09:04

Элена сказал(-а): 07.05.2008 09:09

Сплошные извращенцы кругом.
Как страшно жить

По традиции, чем меньше сумма договора, тем больше геморроя создает противоположная сторона.

У нас заказчик за 6100 руб. настолько всех достал, что его даже послать вежливо не смогли .
Не стоит такая сумма — таких нервотрепок.

Зато один из крупнейших монополистов России за два года работы ничего не попросил, кроме мобильных телефонов ключевых сотрудников, поскольку имеет привычку «звонить не вовремя»

Так что смотрите, надо ли вам это??
Впрочем, баланс давать не страшно, а вот карточки банковские не дала бы даже РАО ЕЭС. проще сразу им компанию продать

Вправе ли Покупатель требовать от организации предоставление баланса?

Организация (поставщик) заключает договор на реализацию товара. Покупатель требует от нее бухгалтерский баланс за последний отчетный период. Вправе ли он требовать от организации предоставление баланса?

В настоящее время при проведении налоговых проверок контролирующие органы большое внимание уделяют вопросу добросовестности налогоплательщика при исполнении им налоговых обязанностей и реализации права на возмещение сумм налоговых вычетов по НДС.

В этой связи хозяйствующие субъекты стали более осмотрительно подходить к выбору своих контрагентов с тем, чтобы впоследствии избежать негативных налоговых последствий. Как отмечено в п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», налоговый орган может признать налоговую выгоду необоснованной, если докажет, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом.

Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» в качестве одного из критериев, при оценке которых налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, названо ведение налогоплательщиком финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

При оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, данным приказом (Приложение N 2) налогоплательщику рекомендуется исследовать целый ряд признаков, таких как отсутствие личных контактов руководства компании-поставщика и компании-покупателя при обсуждении условий поставок и при подписании договоров, отсутствие документального подтверждения полномочий ответственных лиц контрагентов, копий документа, удостоверяющего личность ответственного лица, а также другой необходимой «деловой» информации. Их наличие свидетельствует о высокой степени риска квалификации подобного контрагента налоговыми органами как проблемного (или «однодневки»), а сделки, совершенные с таким контрагентом, сомнительными. Необходимо отметить, что налоговое законодательство не содержит конкретного перечня документов, которые налогоплательщик должен истребовать у контрагента в целях минимизации налоговых рисков. Применительно к конкретным ситуациям проявление налогоплательщиком должной осмотрительности и осторожности при заключении сделок может подтверждаться различными документами.

Минфин РФ в письме от 10.04.2009 N 03-02-07/1-177 рекомендует при выборе контрагента получать от него копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, проверять факт занесения сведений о контрагенте в ЕГРЮЛ, получать доверенность или иной документ, уполномочивающий то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента, использовать официальные источники информации, характеризующие деятельность контрагента. По всей вероятности, просьба Вашего контрагента предоставить копию баланса вызвана необходимостью соблюдения требования об осмотрительности при совершении хозяйственных операций.

В силу ст. 421 ГК РФ каждый субъект предпринимательской деятельности вправе сам решать, заключать ему договор или нет, свободен он и в выборе контрагента по договору. Законодательство не обязывает истребовать бухгалтерский баланс у будущего контрагента при заключении с ним договора, но не содержит и запрета на его запрос. Поэтому при решении вопроса о заключении с той или иной организацией договора покупатель вправе запросить у потенциального контрагента какие-либо документы, содержащие сведения о нем.

Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон о бухгалтерском учете) одной из основных задач бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой как внутренним, так и внешним пользователям бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерский баланс является составной частью бухгалтерской отчетности (подп. «а» п. 2 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете). В отличие от регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности, содержание которых в силу прямого указания закона является коммерческой тайной (п. 4 ст. 10 Закона о бухгалтерском учете), данные бухгалтерской отчетности носят публичный характер. Согласно ст. 16 Закона о бухгалтерском учете публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространении среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее передаче территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для предоставления заинтересованным пользователям.

В соответствии с п. 89 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н, годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и других, которые могут знакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью и получать ее копии с возмещением затрат на копирование. Организация должна обеспечить возможность для заинтересованных пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью. Обращаем Ваше внимание, что речь в данном случае идет именно о годовой отчетности, а не об отчетности на последнюю отчетную дату.

Читать еще:  Компенсация проезда к месту лечения инвалидам

Таким образом, по нашему мнению, организация не вправе отказать своему контрагенту, обратившемуся с соответствующим запросом, в предоставлении годового бухгалтерского баланса. Предоставлять ли бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату организация вправе решать самостоятельно.

Следует также иметь в виду, что в соответствии с п. 5.10 постановления Правительства РФ от 02.06.2008 N 420 «О Федеральной службе государственной статистики» в обязанности Росстата входит обеспечение заинтересованных пользователей данными бухгалтерской отчетности юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории РФ. Предоставление бухгалтерской отчетности заинтересованным пользователям производится на платной основе по договору (п. 3 постановления Правительства РФ от 21.04.1995 N 399 «О совершенствовании информационной системы представления бухгалтерской отчетности»). Таким образом, даже если продавец откажется представить покупателю свой бухгалтерский баланс, последний вправе обратиться с запросом в органы статистики.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Карасевич Любовь

Ответ проверил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

10 ноября 2009 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Контрагент требует квартальный баланс

Опции темы

Контрагент требует квартальный баланс

Минфин РФ в письме от 10.04.2009 N 03-02-07/1-177 рекомендует при выборе контрагента получать от него копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, проверять факт занесения сведений о контрагенте в ЕГРЮЛ, получать доверенность или иной документ, уполномочивающий то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента, использовать официальные источники информации, характеризующие деятельность контрагента. По всей вероятности, просьба Вашего контрагента предоставить копию баланса вызвана необходимостью соблюдения требования об осмотрительности при совершении хозяйственных операций.

В силу ст. 421 ГК РФ каждый субъект предпринимательской деятельности вправе сам решать, заключать ему договор или нет, свободен он и в выборе контрагента по договору. Законодательство не обязывает истребовать бухгалтерский баланс у будущего контрагента при заключении с ним договора, но не содержит и запрета на его запрос. Поэтому при решении вопроса о заключении с той или иной организацией договора покупатель вправе запросить у потенциального контрагента какие-либо документы, содержащие сведения о нем.

Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон о бухгалтерском учете) одной из основных задач бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой как внутренним, так и внешним пользователям бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерский баланс является составной частью бухгалтерской отчетности (подп. «а» п. 2 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете). В отличие от регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности, содержание которых в силу прямого указания закона является коммерческой тайной (п. 4 ст. 10 Закона о бухгалтерском учете), данные бухгалтерской отчетности носят публичный характер. Согласно ст. 16 Закона о бухгалтерском учете публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространении среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее передаче территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для предоставления заинтересованным пользователям.

В соответствии с п. 89 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н, годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и других, которые могут знакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью и получать ее копии с возмещением затрат на копирование. Организация должна обеспечить возможность для заинтересованных пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью. Обращаем Ваше внимание, что речь в данном случае идет именно о годовой отчетности, а не об отчетности на последнюю отчетную дату.

Таким образом, по нашему мнению, организация не вправе отказать своему контрагенту, обратившемуся с соответствующим запросом, в предоставлении годового бухгалтерского баланса. Предоставлять ли бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату организация вправе решать самостоятельно.

Следует также иметь в виду, что в соответствии с п. 5.10 постановления Правительства РФ от 02.06.2008 N 420 «О Федеральной службе государственной статистики» в обязанности Росстата входит обеспечение заинтересованных пользователей данными бухгалтерской отчетности юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории РФ. Предоставление бухгалтерской отчетности заинтересованным пользователям производится на платной основе по договору (п. 3 постановления Правительства РФ от 21.04.1995 N 399 «О совершенствовании информационной системы представления бухгалтерской отчетности»). Таким образом, даже если продавец откажется представить покупателю свой бухгалтерский баланс, последний вправе обратиться с запросом в органы статистики.

Предоставление документов по запросу конграгента (ООО)

покупатель — юридическое лицо перед заключением договора попросило продавца -юр.лицо предоставить список документов, в том числе и бухгалтерский баланс за 2 года. Продавец не хочет предоставлять бух. баланс и полный список запрашиваемых документов.

Прав ли в данном случае продавец?

Какое объяснительное письмо может написать Продавец Покупателю

Евгения, здравствуйте!
Нет, не прав.
Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету „Бухгалтерская отчетность организации“ ПБУ 4/99» (с изменениями и дополнениями)
42. Бухгалтерская отчетность является открытой для пользователей — учредителей (участников), инвесторов, кредитных организаций, кредиторов, покупателей, поставщиков и др. Организация должна обеспечить возможность для пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.

Консультация юриста бесплатно

покупатель — юридическое лицо перед заключением договора попросило продавца -юр.лицо предоставить список документов

не из «праздного любопытства» — покупатель тем самым проявляет (по настоянию налоговиков) «должную осмотрительность при выборе контрагента»; бухгалтерская отчетность, например, позволяет проверить оплату уставного капитала+ является ли предстоящая сделка крупной или нет для контрагента, требует ли она одобрения органами управления контрагента.

Читать еще:  Как зарегистрироваться на фнс

Если продавец «не фирма -однодневка» и реально заинтересован в заключении сделки с покупателем, запрашиваемый пакет документов рекомендуется все же предоставить.

Существует Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету „Бухгалтерская отчетность организации“ ПБУ 4/99», который гласит бухгалтерская отчетность является открытой для пользователей — учредителей (участников), инвесторов, кредитных организаций, кредиторов, покупателей, поставщиков и др. Организация должна обеспечить возможность для пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.

Однако данный приказ согласно Согласно письму Минюста РФ от 6 августа 1999 г. N 6417-ПК настоящий приказ не нуждается в государственной регистрации, так как не содержит новых правовых норм.

Однако помимо данного приказа существует п. 89 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н, годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и других, которые могут ознакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью и получать ее копии с возмещением затрат на копирование. Организация должна обеспечить возможность для заинтересованных пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.

Данный документ, зарегистрирован в Минюсте и является нормативно-правовым актом. Таким образом организация обязана предоставить такие сведения.
С уважением,

согласен с коллегами Выше, хотелось бы предложить формулировку для письма — обоснования Покупателю. Можете фразу ниже вставить в текст письма.

Какое объяснительное письмо может написать Продавец Покупателю

В соответствии с п. 89 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и других, которые могут знакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью и получать ее копии с возмещением затрат на копирование. Сложившаяся судебная практика показывает, что налоговые органы в большинстве случаев отказывают в вычете по НДС и в признании расходов по налогу на прибыль на основании того, что организация получает «необоснованную налоговую выгоду» (п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»). Арбитражные суды также признают правомерным такой отказ организации-покупателю по причине недобросовестности поставщика, обосновав свое решение тем, что покупатель не проявил должной осмотрительности при выборе партнера по бизнесу. Под налоговой выгодой для целей Постановления N 53 понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.Следовательно, налогоплательщики должны серьезно относиться к выбору своих контрагентов.На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что требование контрагента представить копию бухгалтерского баланса за 2 (два) года вызвано необходимостью соблюдения требования об осмотрительности при совершении хозяйственных операций.

Прав ли в данном случае продавец? Какое объяснительное письмо может написать Продавец Покупателю

В данном случае — бухгалтерские отчеты представляют собой открытую информацию и должны (могут) быть предоставлены по запросу. Решением же Вашей проблемы может быть включение в договор условий, когда такую информацию (включая копию свидетельств о гос. регистрации и пр.) Продавец и Покупатель предоставляют друг другу в течение определенного времени после заключения договора (например 5 дней или сразу). И предоставляемая в рамках договора информация будет конфиденциальной. Обычно после такого — требования стороны (сторона) либо отказываются от предоставления документов, либо предоставляют друг другу документы и спокойно работают.

Добрый день, я так понимаю, Ваша организация является Продавцом и копии бух. балансов Вы предоставлять не хотите.

Соглашусь с коллегами, бухгалтерская отчетность является открытой (на основании вышеназванных норм права), Покупатель ее требует чтобы проявить должную осмотрительность при выборе партнера, избежать риски, в том числе риски доначисления налогов, избежать проблем с налоговой.

Судьи приходят к выводу, что запрос у контрагента бухгалтерского баланса позволит выявить наличие либо отсутствие у него производственных активов, необходимых для выполнения сделки. Без такого запроса налогоплательщик может неосмотрительно подойти к выбору делового партнера (Постановления ФАС Западно-Сибирского от 05.06.2012 N А75-7551/2010 и Московского от 24.12.2010 N А40-164434/09-142-1370 округов).
Если же компания заручится бухгалтерской отчетностью контрагента, то арбитры принимают сторону налогоплательщика (Постановления ФАС Поволжского от 26.04.2012 N А49-1563/2011, Московского от 18.10.2011 N А40-9253/11-90-38 и от 20.05.2011 N А40-106987/10-99-559 округов).

Кроме того, любой заинтересованный может

запросить данные бухгалтерской отчетности в Росстате. Такие полномочия появились у ведомства в 2013
году с утверждением административного регламента «Обеспечение
заинтересованных пользователей данными бухгалтерской (финансовой)
отчетности юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на
территории Российской Федерации» (утв. приказом
Федеральной службы государственной статистики от 20.05.2013 № 183
(далее — Регламент)). Документ устанавливает правила, сроки и
последовательность административных процедур и административных действий
Росстата (его территориальных отделений), выполняемых по запросу.

Получить
данные годовой бухгалтерской отчетности той или иной организации может
как любое юридическое (кроме государственных органов, органов
государственных внебюджетных фондов и их территориальных отделений,
органов местного самоуправления), так и любое физическое лицо (п. 2
Регламента) (далее — заявитель). Отметим, услуга бесплатна (п. 21
Регламента).

Анализируя законодательство, считаю организация не вправе отказать своему контрагенту, обратившемуся с
соответствующим запросом, в предоставлении годовой бухгалтерской
отчетности.

Однако, в силу ст. 421 ГК РФ каждый субъект предпринимательской деятельности
вправе сам решать, заключать ему договор или нет, свободен он и в выборе
контрагента по договору. Законодательство не обязывает истребовать
бухгалтерский баланс у будущего контрагента при заключении с ним
договора, но не содержит и запрета на его запрос.

Рекомендую дать ответ примерно такого содержания, без явного отказа:

На ваш запрос сообщаем следующее — для заключения договора на… предоставляем Вам следующие документы, характеризующие деятельность
контрагента:
— копию устава,

— копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе,
— копию выписки из ЕГРЮЛ,
— копию доверенности или иной документ, уполномочивающий то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента
.

Источники:

http://www.garant.ru/consult/business/342605/
http://forum.klerk.ru/showthread.php?t=199688
http://www.audit-it.ru/articles/account/contracts/a67/197530.html
http://www.glavbukh.ru/forum/showthread.php/73464-%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D1%82
http://pravoved.ru/question/621760/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector