Ндс за электроэнергию
22.10.12 Арендные отношения: НДС в расчетах за электроэнергию
Разногласия в отношениях между юридическими лицами, связанными договором аренды, могут возникать при возмещении арендатором сумм платежей за потребленную электроэнергию. Например, имеет ли значение в такой ситуации, выделен или нет НДС в выставленных арендодателем арендатору документах на компенсацию электроэнергии? Об этом, а также об отражении расчетов с поставщиком электроэнергии и арендатором в бухгалтерском учете арендодателя рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Светлана Овчинникова и Светлана Мягкова.
Организацией (арендодатель) заключен договор с энергоснабжающей организацией на подачу электроэнергии. В свою очередь, арендатор, согласно договору аренды, возмещает арендодателю стоимость потребленной им электроэнергии на основании показаний электросчетчика. Согласно договору аренды стоимость потребленной арендатором электроэнергии не является переменной частью арендной платы, а компенсируется сверх арендной платы. Арендатор требует выставлять документы на компенсацию электроэнергии без НДС, хотя арендодатель получает документы от энергоснабжающей организации с НДС. Прав ли арендатор? Как правильно в бухгалтерском учете арендодателя отражать расчеты с энергоснабжающей организацией и арендатором?
Отношения сторон по договору аренды регулируются гл. 34 ГК РФ.
Согласно ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Порядок определения цены в договоре регламентируется гражданским законодательством. Так, согласно п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
На основании п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии ( п. 2. ст. 539 ГК РФ).
С учетом определения договора энергоснабжения, данного в ст. 539 ГК РФ, постановления Президиума ВАС РФ от 08.12.1998 N 5905/98, постановления Президиума ВАС РФ от 06.04.2000 N 7349/99, п. 22 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66 представители финансовых органов считают, что арендодатель не может являться энергоснабжающей организацией для арендатора, поскольку сам получает электроэнергию в качестве абонента.
Объектом обложения НДС в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ признаются операции по реализации товаров (работ, услуг, передаче имущественных прав) на территории РФ. Для целей НДС аренда признается услугой, и оказание услуг по предоставлению в аренду недвижимого имущества на территории РФ признается объектом обложения НДС (письма УФНС России по г. Москве от 30.06.2008 N 20-12/061162 , ФНС России от 04.02.2010 N ШС-22-3/86@ ). Налоговая база при реализации налогоплательщиком услуг в общем случае определяется как стоимость этих услуг, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 НК РФ ( п. 1 ст. 154 НК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), а также при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), плательщики НДС выставляют соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).
В рассматриваемой ситуации согласно договору аренды арендатор возмещает арендодателю стоимость фактически потребленной электроэнергии.
Отметим, что ФНС России в п. 2 письма от 04.02.2010 N ШС-22-3/86@ указала, что в том случае, если договором аренды предусмотрена стоимость определенного количества переданной в аренду площади (то есть постоянная арендная плата), а платежи за коммунальное обслуживание предоставленных в аренду помещений не являются дополнительной (переменной) частью арендной платы и взимаются арендодателем с арендатора без НДС на основании отдельного договора на возмещение затрат арендодателя по содержанию предоставленных в аренду помещений или на основании договора аренды как платежи, являющиеся возмещением затрат арендодателя по содержанию предоставленных в аренду помещений, то на основании писем ФНС России от 27.10.2006 N ШТ-6-03/1040@ и от 23.04.2007 N ШТ-6-03/340@ , направленных в установленном порядке налоговым органам для руководства и применения в практической работе, указанные платежи (компенсационные выплаты) на возмещение затрат арендодателя по содержанию предоставленных в аренду помещений не учитываются арендодателем при определении налоговой базы и, соответственно, счет-фактуру арендодатель арендатору на сумму указанных платежей (компенсационных выплат) не составляет.
Таким образом, если следовать позиции ФНС России, то в случае, когда договором аренды предусмотрено возмещение сверх арендной платы арендатором сумм за потребленную им электроэнергию, арендодатель не должен выставлять счет-фактуру арендатору. Кроме того, арендодатель не сможет принять к вычету “входной” НДС, предъявленный энергоснабжающей организацией, в части услуг, потребленных арендатором.
Арендодатель может принять к вычету сумму НДС, предъявленную электроснабжающей организацией, только в части, приходящейся на его собственное потребление (на помещения, не сданные в аренду и используемые для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС).
Аналогичный вывод представлен в письмах Минфина России от 17.09.2009 N 03-07-11/232 , от 14.05.2008 N 03-03-06/2/51 , от 24.03.2007 N 03-07-15/39 , от 03.03.2006 N 03-04-15/52 , УФНС РФ по г. Москве от 16.07.2007 N 19-11/067415 , от 20.04.2007 N 19-11/036483 , от 28.02.2007 N 23-26/0288 .
По разъяснениям налоговых и финансовых органов, поскольку согласно договору на оказание услуг по предоставлению в аренду помещения расходы арендодателя по оплате электроэнергии не включаются в стоимость арендной платы и перечисляются арендатором в порядке возмещения расходов с НДС, то в данном случае у арендодателя отсутствуют основания для выставления соответствующих счетов-фактур и, соответственно, у арендатора – право на возмещение сумм НДС (письма Минфина России от 21.05.2008 N 19-11/48675 , от 03.03.2006 N 03-04-15/52 , от 06.09.2005 N 07-05-06/234 , ФНС России от 29.12.2005 N 03-4-03/2299/28@ ).
Что касается судебной практики по рассматриваемому вопросу, то она достаточно противоречива.
Существуют судебные решения, которые поддерживают позицию контролирующих органов.
В частности, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 12.09.2006 N А52-353/2006/2 указано, что арендодатель коммунальные услуги не оказывает, выручки от таких операций не получает и сумма возмещения коммунальных расходов НДС не облагается. Поэтому суммы НДС, уплаченного организациям за оказанные его арендаторам коммунальные услуги, арендодатель не вправе включать в состав налоговых вычетов (смотрите также постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.01.2008 N Ф04-62/2008).
В то же время существуют судебные решения, в соответствии с которыми арендодатель имеет право принять к вычету НДС по коммунальным услугам, потребленным арендатором. Согласно Определению ВАС РФ от 22.05.2008 N 4855/08 реальное использование предмета аренды по назначению без потребления электроэнергии не представляется возможным, а расходы арендатора на ее использование для производства товаров, реализация которых облагается НДС, являются составляющей арендной платы (смотрите также постановления ФАС Волго-Вятского округа от 23.11.2009 N А17-7511/2008 , ФАС Северо-Кавказского округа от 21.12.2009 N А63-8994/2004-С4-9 , ФАС Уральского округа от 11.12.2008 N Ф09-9211/08-С2 , ФАС Центрального округа от 28.03.2007 N А48-4688/06-19 , ФАС Поволжского округа от 28.08.2009 N А65-27772/2008 ). ФАС Уральского округа в постановлении от 29.02.2008 N Ф09-861/08-С2 указал, что перевыставление счетов-фактур арендодателем арендатору (налогоплательщику) не противоречит нормам гражданского и налогового законодательства .
Таким образом, если придерживаться позиции Минфина России и ФНС России, сумма НДС, предъявленная энергоснабжающей организацией, принимается к вычету организацией-арендодателем, заключившей договор с энергоснабжающей организацией, только в той части, которая приходится на стоимость электроэнергии, потребляемой самой организацией-арендодателем. Сумма НДС, приходящаяся на стоимость электроэнергии, возмещаемой арендатором, организацией-арендодателем вычету из бюджета не подлежит.
Исходя из того, что возмещение арендатором стоимости платежей за электроэнергию не относится к операциям по реализации услуг для целей обложения НДС, счет-фактура на стоимость потребленной им электроэнергии не выставляется.
Также следует отметить, что, по мнению Минфина России, кроме того, что суммы НДС по уплаченным арендатором счетам за потребленную в рамках договора аренды электроэнергию не подлежат возмещению у арендатора, они также не учитываются и в качестве расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, в том числе, в случае, когда арендодатель не выделяет НДС в сумме компенсации (письма Минфина России от 14.05.2008 N 03-03-06/2/51 , от 27.12.2007 N 03-03-06/1/895 ).
Таким образом, финансовое ведомство считает, что арендатор, несмотря на то, что компенсирует расходы, связанные с коммунальными услугами, не может не только зачесть входной НДС по этим расходам на основании того, что взимание компенсационных выплат не является объектом обложения НДС (у арендатора не может быть счета-фактуры по тем расходам, которые он компенсирует арендодателю), но и признать суммы НДС, включенные арендодателем в счет на возмещение оплаченных им коммунальных услуг, в расходах при исчислении налога на прибыль.
Учитывая данную позицию финансового ведомства, у арендатора могут возникнуть налоговые риски по налогу на прибыль при включении суммы НДС в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль (при применении им общей системы налогообложения), в том числе и в случае, если в выставляемых арендодателем документах сумма компенсации будет указана без выделения НДС.
С учетом изложенного мы полагаем, что при выставлении арендодателем документов арендатору на возмещение расходов на электроэнергию не имеет значения, выделен в них или нет в суммах компенсации НДС. При компенсации арендатором стоимости потребленной им электроэнергии последствия для арендодателя и арендатора будут одинаковы – ни принять к вычету учтенный в ее стоимости НДС, ни учесть его в расходах в целях налогообложения прибыли ни тот ни другой не могут.
В соответствии с п. 2 ПБУ 9/99 “Доходы организации”, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н (далее – ПБУ 9/99), доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов, приводящее к увеличению капитала этой организации. В случае получения арендодателем от арендатора возмещаемых последним сумм платежей за потребленную электроэнергию (перечисленных арендодателем за арендатора энергоснабжающей организации) указанных экономических выгод или дохода не возникает.
Суммы, поступившие от других юридических и физических лиц по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п., не признаются доходами организации ( п. 3 ПБУ 9/99).
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению (утвержденных приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н) отражение в бухгалтерском учете арендодателя расходов на аренду и возмещаемых платежей за потребленную арендатором электроэнергию может быть следующим:
Дебет 60 Кредит 51
– оплачен арендодателем счет энергоснабжающей организации;
Дебет 62 Кредит 90 ( 91 ) (применение счета 90 или 91 зависит от того, является ли для арендодателя предоставление имущества в аренду одним из видов деятельности организации ( п. 5 ПБУ 9/99), или не является видом деятельности организации ( п. 7 ПБУ 9/99))
– отражена выручка по арендной плате за текущий месяц;
Дебет 90 ( 91 ) Кредит 68 , субсчет “Расчеты по НДС”
– начислен НДС по арендной плате;
Дебет 20 ( 26 ) Кредит 60
– учтены затраты на потребленную арендодателем электроэнергию;
Дебет 19 Кредит 60
– учтена сумма НДС, приходящаяся на стоимость потребленной арендодателем электроэнергии;
Дебет 68 , субсчет “Расчеты по НДС” Кредит 19
– принята к вычету сумма НДС по потребленной арендодателем электроэнергии;
Дебет 76 Кредит 60
– отражена задолженность арендатора по электроэнергии (с НДС);
Дебет 51 Кредит 62
– оплачена арендатором арендная плата;
Дебет 51 Кредит 76
– возмещена арендатором стоимость потребленной им электроэнергии.
Арендатор просит перевыставлять ему счета за электроэнергию с учетом НДС, арендодатель находится на УСН возможно ли и какие последствия?
Желательно со ссылкой на нормы права.
Обязанность по “перевыставлению” коммунальных услуг с НДС возникает только в случае, если организация-арендодатель является агентом по их приобретению.
Согласно ст. 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Законодательство не содержит такого понятия, как “коммунальные услуги”. На практике под этим термином обычно понимают широкий спектр договоров, заключаемых в целях обеспечения деятельности объекта аренды: электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, регулируемых нормами параграфа 6 “Энергоснабжение” гл. 30 “Купля-продажа” ГК РФ, а также водоотведения, уборки помещений здания и окружающей территории и т.п.
По общему правилу, предусмотренному п. 2 ст. 616 ГК РФ, арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды. Очевидно, что расходы на обеспечение собственной деятельности арендатора также должны осуществляться за его собственный счет.
В то же время заключать договоры напрямую с поставщиками некоторых коммунальных услуг они могут только в случае, если существует возможность установить приборы учета электроэнергии, тепловой энергии, газа, воды в арендуемом объекте. В отношении других коммунальных услуг заключение арендаторами отдельных договоров бывает часто технически затруднительно (водоотведение, уборка прилегающей территории) или нецелесообразно. Поэтому зачастую арендодатели заключают в интересах арендаторов договоры непосредственно с исполнителями коммунальных услуг, получая впоследствии компенсацию затрат по оплате этих услуг за счет средств арендатора.
На практике существует несколько способов обеспечения арендатора коммунальными услугами в случае, когда арендатор самостоятельно не заключает договоры на коммунальные услуги с поставщиком услуг, например:
– арендатор заключает с арендодателем агентский договор, чтобы последний выступал его представителем перед поставщиками коммунальных услуг;
– арендатор компенсирует арендодателю стоимость коммунальных услуг в составе арендной платы;
– арендатор компенсирует арендодателю стоимость коммунальных услуг отдельным платежом (по отдельному счету).
В п. 2 ст. 614 ГК РФ перечислено несколько форм арендной платы. При этом указывается, что стороны могут предусматривать в договоре аренды и иные формы оплаты.
Соответственно, деление арендной платы на постоянную и переменную части, последняя из которых представляет собой оплату затрат арендодателя на оплату коммунальных расходов, удовлетворяет вышеназванным нормам гражданского законодательства. В таком случае вся сумма арендной платы (как постоянная, так и переменная части) является оплатой услуг арендодателя по предоставлению имущества в аренду (постановления Президиума ВАС РФ от 12.07.2011 N 9149/10 и от 10.03.2009 N 6219/08).
На основании п. 2 ст. 346.11 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее – УСН), не признаются плательщиками НДС. Исключением является НДС, подлежащий уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию РФ, а также НДС, уплачиваемый в соответствии со ст. 161 и ст. 174.1 НК РФ.
В связи с чем организация, применяющая УСН и реализующая товары, работы, услуги, не должна дополнительно к цене реализуемых товаров, работ, услуг предъявлять к оплате покупателю соответствующую сумму НДС, не должна выставлять счета-фактуры при реализации и не должна в расчетных документах, первичных учетных документах и в счетах-фактурах выделять сумму НДС отдельной строкой, что входит в обязанности плательщика НДС (п.п. 1, 3, 4 ст. 168 НК РФ). Смотрите также письма Минфина России от 24.10.2013 N 03-07-09/44918, от 16.05.2011 N 03-07-11/126.
Но отсутствие обязанности по уплате НДС при возмещении коммунальных платежей возникает также и в общем случае у арендодателя (организации, являющейся плательщиком НДС) в силу следующих обстоятельств.
Объектом обложения НДС в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ признаются операции по реализации товаров (работ, услуг, передаче имущественных прав) на территории РФ.
Согласно п. 3 ст. 168 НК РФ обязанность выставления счета-фактуры возникает в случае реализации (работ, услуг), передачи имущественных прав.
Как было указано Президиумом ВАС РФ, заключенное арендодателем и арендатором соглашение, устанавливающее порядок участия арендатора в расходах на коммунальные услуги, не может квалифицироваться как договор на поставку коммунальных услуг, поскольку фактически регулирует порядок компенсации коммунальных расходов (п. 22 Обзора практики разрешения споров, связанных с арендой (Приложение к Информационному письму Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66).
Поскольку возмещение коммунальных платежей не является операцией реализации в рамках обычного договора купли-продажи, то счета-фактуры арендодателями (балансодержателями) арендаторам не выставляются и, соответственно, при получении денежных средств, в целях компенсации расходов арендодателя по оплате указанных услуг, объекта обложения налогом на добавленную стоимость не возникает (письма Минфина России от 10.10.2014 N 03-11-06/2/51025, от 07.07.2014 N 03-07-11/32826, от 10.02.2011 N 03-03-06/1/86, от 14.05.2008 N 03-03-06/2/51, от 27.12.2007 N 03-03-06/1/895, от 24.03.2007 N 03-07-15/39, от 03.03.2006 N 03-04-15/52, письма ФНС России от 29.12.2005 N 03-4-03/2299/28@, от 23.04.2007 N ШТ-6-03/340@, от 04.02.2010 N ШС-22-3/86@ (п. 2)).
При этом организация-арендодатель, не являющаяся непосредственным поставщиком ресурсов или агентом по их приобретению и получающая компенсацию расходов на коммунальные услуги, не вправе предъявлять к уплате НДС и выставлять арендатору счета-фактуры (письма Минфина РФ от 31.12.2008 N 03-07-11/392, от 06.09.2005 N 07-05-06/234).
Вместе с тем если между арендодателем и арендатором будет заключён агентский договор, то поставщики коммунальных услуг будут оказывать услуги потребителям-арендаторам при посредничестве агента-арендодателя.
В этом случае с учётом п. 1 ст. 1005 ГК РФ арендодатель как агент, приобретающий коммунальные услуги от своего имени в интересах принципала – арендодателя, будет обязан выписать на его имя счет-фактуру на основании счетов-фактур, полученных от поставщиков коммунальных услуг. Тот факт, что агент применяет УСН, в данном случае при определении обязанности по составлению счетов-фактур в адрес арендаторов в расчёт приниматься не будет. На это также указывается в письме Минфина России от 24.01.2013 N 03-11-06/2/12.
Подобное высказывалось и ранее: посредник (комиссионер, агент), приобретающий товары (работы, услуги) не для себя, а для заказчика, находящегося на общей системе налогообложения, для которого основанием при применении права на вычет может являться счет-фактура, оформленный на его имя, от своего имени формирует на принципала счет-фактуру с отражением показателей из счета-фактуры, выставленного продавцом посреднику (письмо УМНС России по г. Москве от 27.08.2004 N 24-11/55682).
Поставлена точка в споре о том, вправе ли арендатор принять к вычету НДС по коммунальным услугам
Президиум ВАС РФ подвел итог многолетней дискуссии между компаниями и чиновниками о правомерности вычета НДС по коммунальным услугам. Речь идет о хрестоматийной ситуации: арендатор принимает налог к вычету на основании счета-фактуры, выставленного арендодателем. Президиум Высшего арбитражного суда встал на сторону налогоплательщика. Постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.09 № 12664/08
ФНС И МИНФИН ПРОТИВ ВЫЧЕТА НДС ПО КОММУНАЛЬНЫМ УСЛУГАМ
Ситуация, которую рассмотрел Президиум ВАС РФ, затрагивает интересы всех компаний, арендующих помещения. Ведь помимо арендной платы им нужно возмещать арендодателю расходы на электроэнергию, водо- и теплоснабжение и т. п. Как правило, арендаторы не заключают прямые договоры на коммунальное обслуживание с организациями, предоставляющими такие услуги. Поэтому вся первичная документация, включая и счета-фактуры, оформляется на арендодателя, который в свою очередь перевыставляет их арендатору.
Минфин России и налоговые органы категорически против того, чтобы арендатор принимал к вычету НДС за коммунальные услуги по счету-фактуре, полученному от арендодателя (Письма Минфина России от 24.03.07 № 03-07-15/39, от 27.12.07 № 03-03-06/1/895, УФНС России по г. Москве от 21.05.08 № 19-11/48675). Аргументация такова. Компенсацию стоимости коммунальных услуг арендодатель не может рассматривать как объект налогообложения НДС. Дело в том, что в этом случае отсутствует реализация товаров, работ и услуг (п. 1 ст. 146 НК РФ). Следовательно, арендодатель не должен предъявлять арендатору НДС со стоимости коммунальных услуг. Соответственно и обязанности выставлять счет-фактуру у него нет (п. 3 ст. 168 НК РФ). Ведь этот документ оформляется только по факту реализации.
ВАС РФ УПРОСТИЛ РАБОТУ АРЕНДАТОРАМ
Позиция специалистов налоговых органов и финансового ведомства приводила к многочисленным судебным разбирательствам. До настоящего времени не было единой судебной практики по этому вопросу. Некоторые суды поддерживали плательщиков и разрешали зачитывать НДС по перевыставленному арендодателем счету-фактуре (Например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.06.08 № Ф04-3601/2008 (6481-А46-26). По их мнению, условия для вычета налога, предусмотренные статьями 171 и 172 НК РФ, выполняются. Но есть и судебные решения в поддержку проверяющих (Например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16.06.08 № А29-4352/2007).
Из-за неоднозначной арбитражной практики организациям, которые не хотели доводить спор до суда, приходилось искать другие способы оформления коммунальных услуг в договорах аренды, чтобы без осложнений получить вычет НДС (см. справку «Альтернативные варианты оформления коммунальных услуг»).
Теперь же можно рассчитывать на то, что судебная практика изменится в пользу арендаторов. Это должно произойти благодаря тому, что Президиум ВАС РФ в комментируемом постановлении встал на сторону компаний и разрешил арендатору принять к вычету входной НДС при наличии счета-фактуры за коммунальные услуги, которые выставил арендодатель. По мнению Высшего арбитражного суда, коммунальные услуги были потреблены непосредственно арендатором. Их оплата осуществлена на основании счетов-фактур, выставленных арендодателем, в которых отдельной строкой выделена сумма НДС.
Более того, суд пришел к выводу, что выставление счетов-фактур на коммунальные услуги арендодателем арендатору не противоречит нормам гражданского и налогового законодательства. Следовательно, арендатор вправе возмещать стоимость коммунальных услуг арендодателю и принимать к вычету соответствующую сумму НДС. Ведь без обеспечения нежилых помещений электроэнергией, водой, теплоэнергией и другими видами коммунального обслуживания компания не смогла бы пользоваться арендуемыми помещениями. Поэтому коммунальные услуги неразрывно связаны с предоставлением услуг по аренде, а порядок расчетов за них между сторонами договора значения не имеет.
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВАРИАНТЫ ОФОРМЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
На сегодняшний день существует два способа без проблем получить вычет НДС со стоимости коммунальных услуг арендованного помещения.
Первый – оформить агентское соглашение. По такому договору арендодатель действует как посредник в интересах арендатора и организует для него энерго-, водо- и теплоснабжение.
Второй способ обойти запрет на вычет НДС – это включить коммунальные услуги в сумму арендной платы. В данном случае арендная плата состоит из двух частей: постоянной и переменной. Именно вторая составляющая и будет равна стоимости коммунальных услуг. Такой вариант усложнит документооборот, поскольку придется каждый месяц оформлять дополнительное соглашение к договору и утверждать сумму переменной части. Однако против него не возражает Минфин России (письмо от 19.09.06 № 03-06-01-04/175).
Ндс за электроэнергию
Вопрос: Между садоводческим некоммерческим товариществом (далее – СНТ) и ОАО заключен договор электроснабжения. В течение многих лет оплата электроэнергии по договору осуществляется исходя из объема потребленной в СНТ электроэнергии, определенного по показаниям общего электросчетчика, установленного на границе балансовой принадлежности электросетей, и тарифа на электроэнергию, установленного для СНТ ТЭКом, в который входит НДС, так как СНТ приравнено к тарифной группе “население”.
ОАО в счете на оплату электроэнергии, несмотря на пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ, указывает сумму оплаты электроэнергии по установленному ТЭКом тарифу с учетом НДС и начисляет НДС на данную сумму оплаты. В итоге СНТ оплачивает НДС за поставленную электроэнергию – по тарифу и по счету.
Правление СНТ взимает плату за электроэнергию с членов СНТ по показаниям их индивидуальных электросчетчиков, применяя повышенный тариф, который определяется путем умножения установленного ТЭКом тарифа на коэффициент, равный частному от деления суммы оплаты электроэнергии за календарный год по счетам ОАО с двойным НДС на сумму оплаты электроэнергии членами СНТ за этот же период по тарифу для населения с учетом НДС. Следовательно, члены СНТ, хотя и приравнены к населению, фактически платят за электроэнергию больше населения на 18% за счет НДС, который оплачивает СНТ как организация дополнительно к тарифу для населения.
Правомерен ли такой порядок оплаты электроэнергии СНТ и его членами?
Освобождается ли на основании пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ от налогообложения НДС стоимость электрической энергии, реализуемой поставщиком (ОАО) электрической энергии СНТ?
Ответ: В связи с письмом о расчете тарифов на электроэнергию, применяемых поставщиком при реализации электроэнергии садоводческому некоммерческому товариществу, а также правлением этого товарищества при взимании платы за электроэнергию с членов садоводческого некоммерческого товарищества, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает, что данные вопросы к компетенции Департамента не относятся.
Что касается налога на добавленную стоимость, то с 1 января 2010 г. в соответствии с пп. 29 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), указанным в письме, от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.
Таким образом, освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость электрической энергии, реализуемой поставщиками электрической энергии садоводческим некоммерческим товариществам, вышеназванной нормой Кодекса не предусмотрено.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 13 мая 2011 г. N 03-07-14/47 О налогообложении НДС реализации электроэнергии садоводческим некоммерческим товариществам
Вопрос: Между СНТ, на территории которого находится мой участок земли, и ОАО заключен договор электроснабжения. В течение многих лет оплата электроэнергии по договору осуществляется исходя из объема потребленной в СНТ электроэнергии, определенного по показаниям общего электросчетчика, установленного на границе балансовой принадлежности электросетей, и тарифа на электроэнергию, установленного для СНТ Топливно-энергетическим комитетом, в который входит НДС, т.к. СНТ приравнено к тарифной группе “население”.
ОАО в счете на оплату электроэнергии, несмотря на пп. 29, 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, указывает сумму оплаты электроэнергии по установленному ТЭКом тарифу с учетом НДС и начисляет НДС на данную сумму оплаты. В итоге получается, что СНТ дважды оплачивает НДС за поставленную ему электроэнергию – по тарифу и по счету.
Правление СНТ взимает плату за электроэнергию с членов СНТ по показаниям их индивидуальных электросчетчиков, применяя повышенный тариф, который определяется путем умножения установленного ТЭКом тарифа на коэффициент, равный частному от деления суммы оплаты электроэнергии за календарный год по счетам ОАО с двойным НДС, на сумму оплаты электроэнергии членами СНТ за этот же период по тарифу для населения с учетом НДС. Следовательно, члены СНТ, хотя и приравнены к населению, фактически платят за электроэнергию больше населения на 18% за счет НДС, который оплачивает СНТ, как организация, дополнительно к тарифу для населения.
Правомерен ли такой порядок оплаты электроэнергии садоводческими некоммерческими товариществами и их членами?
Ответ: В связи с Вашим письмом о расчете тарифов на электроэнергию, применяемых поставщиком при реализации электроэнергии садоводческому некоммерческому товариществу, а также правлением этого товарищества при взимании платы за электроэнергию с членов садоводческого некоммерческого товарищества, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает, что данные вопросы к компетенции Департамента не относятся.
Что касается налога на добавленную стоимость, то с 1 января 2010 года в соответствии с подпунктом 29 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), указанным в Вашем письме, от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.
Таким образом, освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость электрической энергии, реализуемой поставщиками электрической энергии садоводческим некоммерческим товариществам, вышеназванной нормой Кодекса не предусмотрено.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 13 мая 2011 г. N 03-07-14/47
Текст письма официально опубликован не был
Обзор документа
С 1 января 2010 г. от обложения НДС освобождается реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, ТСЖ, специализированными потребкооперативами, созданными для удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем. Условие – приобретение коммунальных услуг у организаций коммунального комплекса, поставщиков электроэнергии и газоснабжающих организаций.
Таким образом, данной нормой не предусмотрено освобождение от обложения НДС электроэнергии, реализуемой поставщиками садоводческим некоммерческим товариществам.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Источники:
http://www.pravcons.ru/news22-10-2012-1garant.php
http://www.9111.ru/questions/16129229/
http://www.klerk.ru/buh/articles/145778/
http://www.eg-online.ru/document/regulatory/135869/
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12085742/