Какие формы получения образования существуют в рф
Виды, уровни и формы получения образования
Согласно ст. 10. ч. 4. Закон N 273-ФЗ, образование подразделяется на:
Общее образование – вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;
По уровням (уровень образования – завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований. Ст. 2 Закон N 273-ФЗ):
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
Профессиональное образование – вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;
По уровням:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование – бакалавриат;
3) высшее образование – специалитет, магистратура;
4) высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.
Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования;
По подвидам:
1. Дополнительное образование детей и взрослых
2. Дополнительное профессиональное образование
Профессиональное обучение – вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий);
Эти виды образования обеспечивают возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
Формы получения образования (ст. 17. Закон N 273-ФЗ)
В Российской Федерации образование может быть получено:
1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.
Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с ч. 3 ст. 34 Закон N 273-ФЗ промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими ФГОС, образовательными стандартами, если иное не установлено Закон N 273-ФЗ.
Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством РФ.
Гид по формам обучения в России: что подойдёт вашему ребёнку
Раскладываем всё по полочкам и объясняем, чем заочка отличается от хоумскулинга, а онлайн-школы от дистанционного образования. Какие бывают формы обучения в школах России?
2 формы получения образования
Основное общее образование в нашей стране является обязательным. Каждый гражданин должен окончить хотя бы 9 классов.
Какие формы обучения существуют в России? Выделяется две формы получения образования (статья 17 Федерального закона «Об образовании»):
- в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, попросту — в школах;
- вне таких организаций.
5 форм обучения
В школах обучение осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.
Вне образовательных учреждений обучение происходит в форме семейного образования (с 1 по 9 класс) и самообразования (10–11 классы).
Рассмотрим каждый тип обучения подробнее.
Получение образования в организации
В государственных или традиционных частных школах можно выбрать одну из трёх форм обучения.
Очное обучение
Ребёнок пять-шесть дней в неделю ходит в школу, подчиняется её расписанию, регулярно получает оценки и аттестуется. На юридическом языке это называется «находиться в контингенте образовательной организации».
В идеале школьник, как промокашка, впитывает знания и мудрость учителя, а на переменах весело проводит время с одноклассниками. В жизни многие родители недовольны качеством школьного образования, а дети сталкиваются с буллингом.
Очная форма подойдёт, если:
- ребёнку нравится ходить в школу, он не мыслит себя без своего класса;
- вы не можете уделять образованию ребёнка много времени и ресурсов;
- ребёнок не привык к дисциплине и нуждается в жёстких рамках извне.
Вариацией очного является надомное обучение. Его организуют для детей, которые из-за болезни не могут посещать занятия в стенах школы. Обратите внимание: вариацией, но не самостоятельной формой обучения.
Очно-заочное обучение
Ребёнок зачислен в школу, но ходит туда несколько раз в неделю или реже, чтобы сдать и получить домашние задания. При этом аттестовываться он обязан вместе с классом: если сегодня пишут контрольную, надо присутствовать.
Школы переводят детей на очно-заочное обучение неохотно и довольно редко. Во-первых, из-за лишних хлопот для учителей, а во-вторых, дабы не создавать прецедентов. «Почему Петрову можно не ходить в школу, а мне нельзя?!»
Очно-заочная форма подойдёт, если:
- ребёнок легко по учебникам, без помощи педагогов, осваивает программу;
- вы хотите, чтобы у ребёнка было немного больше свободного времени, но не терялась связь со сверстниками;
- спортивный или творческий график ребёнка не совпадает со школьным.
Заочное обучение
Ребёнок не ходит в школу и осваивает программу своими силами, с помощью репетиторов или онлайн-ресурсов. Но он находится в контингенте школы, а значит, нельзя менять программу, перескакивать через классы, и придётся придерживаться графика аттестаций.
Правда, контрольные можно сдавать дистанционно: через сайт школы или, например, по Скайпу. В законе это называется «реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». Иными словами, дистанционное обучение не является его самостоятельной формой, это лишь способ организации учебного процесса.
На заочку переводят в основном старшеклассников, и тоже редко. Ведь юридически при получении образования в школе (неважно в какой форме) ответственность за его качество лежит на администрации и преподавателях. Если заочник плохо подготовится и не сдаст аттестацию, спросят с учителей.
Заочная форма подойдёт, если:
- ребёнок прекрасно осваивает программу сам;
- семья часто переезжает или много путешествует;
- ребёнок профессионально занимается спортом или творчеством.
Получение образования вне организации
Главное отличие от получения образования в организации заключается в том, что ответственность за качество знаний лежит не на школе, а на родителях или самом учащемся.
Обеспечить ребёнка основным общим образованием обязаны родители. Поэтому до получения аттестата за 9 класс обучение вне школы называется семейным. Решение о переходе на эту форму принимают мама с папой с учётом интересов ребёнка.
В 10–11 классах, а также если совершеннолетний человек в своё время не доучился и решил наверстать упущенное, эта форма именуется самообразованием. Ответственность — на обучающемся.
Семейное образование
Семейное образование (СО), как форма обучения — гибкое и вариативное. Родители вправе выбирать любую программу и по-разному организовывать учебный процесс. Никто не будет спрашивать, как конкретно учится ребёнок, главное, чтобы сдавал аттестации.
Аттестации на семейной форме и на самообразовании сдаются экстерном. Да-да, экстернат — это не форма обучения, а форма аттестации. О сущности экстерната по действующему законодательству у нас есть отдельная статья. Читать →
Основные виды СО:
- Хоумскулинг. Ребёнок обучается в семье и прикрепляется к школе несколько раз в год для сдачи промежуточных аттестаций. Родители могут преподавать сами, нанимать репетиторов или подключать онлайн-школы. В последнем случае семейное обучение часто путают с надомным и дистанционным, но, как вы уже поняли, это разные вещи.
- Анскулинг. То же самое, только ребёнок не придерживается какой-то программы и не прикрепляется к школе для сдачи аттестаций вплоть до 9 класса. Про нюансы анскулинга у нас также есть статья. Читать →
- Альтернативные школы. Родители практически полностью делегируют обучение ребёнка, но тщательно выбирают систему. Это могут быть Монтессори- или Вальдорф-школы, демократические школы или школы одного дня, учебные заведения, работающие по различным авторским методикам, и, конечно же, цифровые школы.
Семейная форма подойдёт, если:
- ребёнку тесно в рамках классической школы, он хочет учиться больше, лучше и быстрее;
- ребёнок совмещает с учёбой профессиональный спорт или концертную деятельность;
- он не успевает за темпом других детей, и ему нужен особый подход;
- у ребёнка конфликты с одноклассниками или учителями;
- у ребёнка слабое здоровье, но нет инвалидности, либо не нравится вариант надомного обучения;
- семью не устраивает традиционная школьная система, нет контакта с администрацией школы и преподавателями;
- семья часто переезжает или живёт в другой стране, но хочет, чтобы у ребёнка был российский аттестат.
Самообразование
Всё то же самое, что на семейной форме, только для учащихся старше 15 лет.
Формы получения образования и формы обучения в Российской Федерации
Ключевым вопросом, который возникает при оценке содержания образования в той или иной стране, является вопрос о том, какие, собственно, формы получения образования, какие формы обучения допускаются. Эти исходные, организационные вопросы во многом предопределяют регламентацию содержания образования.
В Российской Федерации в этом отношении законодательство пошло по максимально либеральному пути. Статья 17 Закона об образовании говорит о том, что в России образование может быть получено:
- 1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
- 2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
Формами получения образования являются получение образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность, либо вне такой организации (в двух разных вариантах — семейное и самообразование). Соответственно, формами обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, являются: очная, очно-заочная, заочная, семейное образование и самообразование.
Выбор формы получения образования и формы обучения для своих детей осуществляют родители до достижения ими совершеннолетия либо до получения основного общего образования, после же этого обучающийся решает данный вопрос самостоятельно.
Классификация форм получения образования и форм обучения — относительно новое явление для российского образования.
Закон об образовании не дает преференций ни одной из форм, все они являются равными. В этом смысле российское законодательство является одним из наиболее либеральных, если сравнивать регулирование данных вопросов, например, с европейскими и иными зарубежными странами, где зачастую те или иные виды образования возможны лишь в рамках образовательных организаций либо возможность есть и вне организаций, но другие формы получения образования дискриминируются.
В нашей же стране формы получения образования равны, лица, освоившие образовательную программу соответствующего уровня образования, имеют равные права, в том числе право пройти государственную итоговую аттестацию, подтверждающую факт освоения программы, что в дальнейшем дает право на доступ к следующим уровням образования.
Такое решение обеспечивает возможности по существенному варьированию содержания образования. Семейное образование и самообразование позволяют добиваться результатов, закрепленных соответствующим стандартом, с максимальным учетом интересов, особенностей обучающегося, его склонностей, состояния здоровья и т.п. Фактически признание равенства форм получения образования означает широкие возможности семей по организации образования своих детей в том ключе, который представляется им оптимальным.
Содержание образования в таких случаях может быть любым, обеспечивающим достижение результатов освоения образовательной программы, предусмотренных ФГОС, и, соответственно, успешное прохождение государственной итоговой аттестации (если речь идет об основных образовательных программах).
Часть 4 ст. 17 Закона об образовании допускает сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Возможных сочетаний может быть много, и выбрать сочетание — право лица, в котором не может быть отказано.
Вместе с тем представляется, что такая возможность не может быть реализована с учетом регулирования вопросов финансирования образования. Любая попытка сочетать формы получения образования и обучения, если одной из них является финансируемое за счет бюджетных средств финансирование образовательной программы, неизбежно создает сложности для образовательной организации, вплоть до сокращения финансирования. Оформить такое сочетание с учетом правового регулирования и практики формирования государственных (муниципальных) заданий практически невозможно. Поэтому сочетание форм получения образования и обучения не встречается на практике. Однако схожие цели могут быть реализованы через такой инструмент, как обучение по индивидуальному учебному плану, — и такая возможность широко используется обучающимися (родителями несовершеннолетних обучающихся).
Однако ситуация вполне может измениться. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования определяются соответствующими ФГОС, если иное не установлено законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством РФ.
Таким образом, ФГОС должен определить для каждого уровня образования, можно ли его получать в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне таких организаций, а также может ли оно быть получено в различных формах: очной, очно-заочной, заочной. Вполне вероятно, что стандартом будет введен запрет на определенные формы получения образования и обучения. На данный момент тексты стандартов чаще всего не содержат подобной конкретизации. Однако некоторые стандарты уже вводят подобные ограничения либо по форме получения образования [1] , либо по форме получения образования и форме обучения [2] .
Отдельные ограничения установлены и непосредственно в Законе об образовании. В ч. 2 ст. 63 говорится о том, что общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования. Таким образом, форма самообразования не допускается на более ранних уровнях, чем среднее общее образование.
Согласно ч. 3 ст. 17 Закона обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с ч. 3 ст. 34 промежуточной и государственной итоговой аттестаций в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
В отношении обучающихся по программам общего образования установлено следующее правило. Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей и имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. Для прохождения аттестации такие лица зачисляются в образовательную организацию экстернами. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.
Фактически это означает, что публичная власть принимает на себя обязательства по бесплатному обеспечению прохождения аттестации для обучающихся, осваивающих общеобразовательные программы, в какой бы форме они ни обучались. В отношении же платности проведения аттестации для осваивающих профессиональные образовательные программы вопрос в настоящее время является дискуссионным, так как, с одной стороны, указания на бесплатность для таких лиц в указанной выше статье нет, с другой стороны, ст. 58 Закона запрещает взимать плату за прохождение промежуточной аттестации.
Часть 5 ст. 41 Закона об образовании устанавливает, что для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).
Обучение на дому не является ни формой получения образования, ни формой обучения. Это обучение в образовательной организации в соответствующей (например, в очной) форме обучения, которое организовано не на территории этой организации. Оно проходит либо на дому у обучающегося, либо в медицинской организации. Но несмотря на фактическое место обучения, эго именно обучение в данной образовательной организации, обучающийся зачисляется туда в качестве учащегося, имеет все права и обязанности учащегося на все время освоения образовательной программы.
- [1] См., например: ФГОС высшего образования по направлению подготовки 44.04.01Педагогическое образование (уровень магистратуры), утвержденный приказом Минобрнауки России от 21.11.2014 № 1505.
- [2] См., например: ФГОС высшего образования по специальности 31.08.65 Торакальнаяхирургия (уровень подготовки кадров высшей квалификации), утвержденный приказомМинобрнауки России от 26.08.2014 № 1108.
Какие формы образования бывают в РФ?
Не смотря на весь негатив, который говорят про образование в России у нас все вполне неплохо. Кстати, сегодня в РФ, практически, самое доступное образование. Получить образование можно в разных формах. Получить высшее образование у нас довольно легко. Хотя, в этом нет ничего хорошего т.к. это приводит в обесцениванию высшего образования. У нас уже на продавца в продуктовый магазин можно встретить требования, когда нужно знать иностранный язык и иметь высшее экономическое образование.
Образование может быть получено в специализированных учреждениях в перечисленных формах:
- В очной форме. Непосредственно в учреждении. Ходишь как на работу, но можешь за это доплачивать еще сам, если обучаешься на платной основе.
- В очно-заочной (вечерней) форме. Это как после основной работы, которая приносит доход, идешь на вторую работу поработать бесплатно. Чаще всего еще и сами будете приплачивать т.к. на вечерней форме бюджета меньше.
- В заочной форме. Одна из наиболее популярных форм образования в России. У нас многие работают, а каждые полгода срываются на сессию. Многие студенты срываются раз в год, чтобы закрыть долги за предыдущую сессию и сдать текущую сессию. Как правило, многие тут сдают все на финансово – договорной основе. Ты им деньги, а они тебе стулья.
- Дистанционная форма обучения. Получить образование сегодня можно полностью дистанционно. Там даже сессия и диплом сдаётся дистанционно. Свое второе образование я получил именно по этой форме, поэтому на сайте есть подробные статьи по дистанционной форме обучения.
- На практике встречал такое один раз в школе, но согласно ФЗ 273 в редакции от 27.06.2018 форма семейного образования не ограничивается этим. Исходя из содержания этого закона можно сделать выводы, что можно воспользоваться формой семейного образования, либо формой самообразования, чтобы получить конкретную специальность. Следует учитывать, что существуют ограничения. Есть определенный перечь профессий и специальностей, которые нельзя получить на заочной, вечерней или в форме экстерната. Точнее, по ним может не оказаться программ по заочному обучению.
Если какую-нибудь специальность нельзя получить заочно, то, скорее всего, в дистанционной, вечерней и иных формах эту специальность тоже нельзя будет получить.
Формы образования в России для ускоренного обучения
Как побыстрее покончить с учебой?
В зависимости от формы получения образования, может меняться срок вашего обучения. Разумеется, что самый короткий срок освоения программы будет на очной форме. Как правило, на заочной форме обучаются на год – полтора больше.
- очная форма: 4 года (бакалавриат); 5 лет (специалитет);
- очно-заочная и заочная формы обучения: 4,5-5 лет (бакалавриат) и 5,5-6 лет (специалитет).
Дистанционное образование в России пока еще имеет довольно размытый статус. По сути, должны давать диплом государственного образца с указанием заочной формы обучения.
Немного из личной жизни про дистанционное образование
Поступил один из моих близких знакомых на дистанционное в 2015 году на магистра. Срок обучения должен был составить 2,5 года. О качестве образования ничего говорить не будем т.к. тут ставка на самостоятельное изучение предметов.
Наиболее интересно то, что в дипломе указывается форма обучения (очно или заочно). И дистанционная форма обучения предполагала получение диплома с указанием заочной формы обучения. Проучился 2,5 года, а на руки выдали диплом с очной формой обучения. Хвала системе образования РФ.
Формы получения образования в РФ
Для современного человека получение образования – один из самых важных этапов в жизни. Умному человеку легче живется и в прямом, и в переносном смысле. Но, для того чтобы получить диплом, важно знать, какие формы получения образования сейчас существуют, и понять, какая из них наиболее точно подходит к сложившейся ситуации.
Этапы обучения
Существует два основных этапа обучения человека, которые подразделяются еще на несколько ступеней. Каждая ступень играет очень важную роль в становлении и формировании личности. Задача образовательного процесса состоит в том, чтобы развить умственные и физические способности человека, привить полезные привычки, обнаружить скрытый потенциал к тому или иному занятию, помочь ему развить свои навыки.
Общее образование
Существуют следующие этапы учебного процесса:
- Дошкольное образование. Оно является очень важным для маленького человечка, поскольку именно в детском возрасте закладывается фундамент будущей личности, лучше всего развиваются навыки, прививается интерес к различным видам деятельности, а также обнаруживаются скрытые таланты.
- Начальное школьное образование (1-4 классы). Данный этап закрепляет умения, полученные в детском садике, а также развивает новые. Он не менее важен для растущего человека, чем дошкольное образование. Кроме того, именно в начальной школе происходит социализация ребенка (если он не ходил в детский садик) и прививаются правила жизни в коллективе.
- Среднее общее образование (5-9 классы). В это время происходит систематизация и закрепление всех знаний, полученных в садике и начальной школе, а также усвоение новых. Происходит постепенная подготовка к взрослой жизни, дети становятся все более самостоятельными и уже не нуждаются в родителях так, как раньше.
- Среднее полное образование (5-11 классы). В 10 и 11 классах происходит повторение материала, усвоенного в средней школе, осуществляется подготовка к обучению в вузе. Характер человека уже практически сформирован, и перед выпуском из школы можно наблюдать полноценную личность со своими уникальными привычками и убеждениями.
Профессиональное обучение
Формы получения общего образования нам уже известны, теперь настал черед профессионального. Его молодые люди получают после выпуска из школы. Такое образование доступно для получения в течение всей жизни человека. Цель его – дать человеку профессию, привить ему необходимые качества, умения и навыки для работы, а также дополнительные знания. Поэтому формы получения профессионального образования многочисленны и разнообразны. Это нужно для того, чтобы студент гарантированно смог получить соответствующие навыки.
Процесс обучения включает в себя следующие этапы:
- Среднее профессиональное образование. Его можно получить в специализированных училищах, колледжах и техникумах.
- Высшее профессиональное образование. Оно дает гораздо больше возможностей, чем среднее, кроме того, человек с дипломом университета может заняться наукой и получить ученую степень. На работу охотней берут людей с высшим образованием, чем со средним специальным, плюс, за время обучения в вузе в человеке развиваются такие черты характера, как ответственность, дисциплина и пунктуальность.
- Курсы повышения квалификации. Этот тип обучения времени занимает меньше, чем все его собратья. Его получают уже настоящие специалисты для углубления своих навыков и знаний, для того чтобы стать настоящим профессионалом своего дела.
Теперь нужно узнать, какие же формы получения образования и формы обучения существуют в Российской Федерации.
Рассмотрим, что предлагает в этом плане школа?
Каким способом ребенок получит аттестат, определяется родителями или законными представителями. Если гражданин совершеннолетний, то он вправе выбрать себе тип обучения самостоятельно. Это может быть:
- очная форма;
- самообразование (самостоятельные занятия дома);
- экстернат.
Очная форма
Обучение по ней является стандартным, так учится большинство школьников России. Очная форма получения образования предполагает посещение школы по расписанию, установленному администрацией заведения, прослушивание уроков, выполнение заданий и общение с одноклассниками. Этот тип является самым благоприятным для ученика, так как развивает коммуникативные навыки ребенка, приучает его к жизни в коллективе и общению с самыми разными людьми.
Но у очной формы обучения есть и свои минусы, к которым можно отнести трудный для малыша режим. Не каждый ребенок способен заставить себя лечь в 9 часов вечера спать, чтобы в 6 часов утра встать в школу. Чаще всего режим контролирует мама. Также соблюдение расписания тяжело и для подростков. Кроме этого, к минусам очной формы можно отнести взаимоотношения со сверстниками в коллективе. Ведь не всегда они складываются так, как хотелось бы ребенку или его родителям. Для школьника большим стрессом является и смена обстановки, и именно этот фактор перевешивает порой все остальные в пользу домашнего обучения или экстерната, о котором и пойдет речь в следующем абзаце.
Экстернат
Существуют различные формы получения образования, но именно данный способ имеет наибольшую правовую регламентацию. Человек, который обучается таким образом, является экстерном. Это лицо, осваивающее самостоятельно общеобразовательные программы. Ученик имеет право на промежуточную и итоговую аттестацию в общеобразовательных заведениях. Иными словами, заниматься по программе экстерната – значит, освоить все дисциплины самостоятельно, по составленному расписанию, и приходить в учебное заведение только для того, чтобы сдать экзамены, что необходимо для подтверждения успешного освоения школьной программы.
Обучаться таким образом или нет – личный выбор каждого. Родители и дети найдут уйму плюсов и минусов в данном варианте. Так или иначе, данный способ просто необходим в различных ситуациях, например, ребятам с трудной жизненной ситуацией, когда посещение образовательного учреждения становится невозможным. В любом случае, экстернат как форма обучения очень хорош и многим школьникам просто необходим.
Самообразование (форма семейного обучения)
Данная форма просвещения ничем не отличается от экстерната, за исключением того, что ученик не является зачисленным ни в одно образовательное учреждение. Следовательно, необходимые экзамены для подтверждения освоения всех программ он сдать не может, потому что, говоря простыми словами, официально нигде не учится. Его статус как школьника нигде не зарегистрирован, а значит, в дальнейшем он не сможет поступить ни в один вуз. Различные формы получения образования отличаются от этой своей надежностью и защищенностью. Обучаясь на других формах, будущий студент получает гарантию возможности поступить в институт или университет.
Способы получения диплома об окончании университета и их описание
Формы получения образования в РФ разнообразны и многочисленны. Ниже мы рассмотрим каждую из них.
Очная форма обучения
Очная форма обучения в вузе почти не отличается от школы. Уже взрослый человек, не ребенок, посещает лекции в институте или университете, выполняет задания, участвует в семинарах и периодически проходит промежуточную аттестацию. При этом студент официально зарегистрирован как учащийся и может получить при окончании вуза диплом государственного образца (при условии, что учреждение имеет право выдавать такие документы).
Очно-заочное (вечернее) обучение
Формы получения высшего образования включают в себя и такие занятия. В отличие от предыдущего типа обучения, где занятиям с преподавателем выделяется около 70% учебного времени, здесь часов для лекций отводится гораздо меньше. В неделю может быть не больше 10 часов прослушивания материала, а остальное время предназначено для самоподготовки. Вечерней эта форма обучения называется потому, что занятия у студентов начинаются после 18:00. Поэтому таким способом учиться идеально для тех, кто уже нашел работу. Занятия у студентов-«вечерников» проходят так же, как и у «очников» – лекции, семинары, открытые мероприятия и т. д.
Заочная форма обучения, или экстернат
Здесь самоподготовке уделяется 70% времени, и только 30% отведено на посещение лекций. У студентов, в отличие от их собратьев, посещающих университет каждый день, бывает установочная сессия, которую они сдают в первые месяцы после поступления в вуз. Обычно это октябрь-ноябрь. Заочная форма получения образования идеально подходит тем, кто работает или сидит с ребенком, а также тем, кто в силу каких-либо обстоятельств не смог поступить на дневное отделение.
Дистанционное обучение
Система дистанционного обучения появилась не так давно, но уже успела прочно прижиться во многих вузах. Суть ее в том, что студент и преподаватель взаимодействуют удаленно между собой, обмениваясь заданиями и выполненными работами. Осуществляется такое общение в основном через интернет. С помощью дистанционного обучения гораздо удобнее получать образование заочно. Ведь СДО позволяет студенту своевременно получать задания, а преподавателю обеспечивает удобство и быстроту их проверки. Здесь сохраняются все компоненты стандартного обучения – лекции, коллоквиумы, оценки и т. д.
Теперь можно видеть, как богаты и многообразны формы получения образования. Стоит только выбрать наиболее подходящую и начать готовиться к вступительным экзаменам.
Источники:
http://studopedia.ru/6_166204_vidi-urovni-i-formi-polucheniya-obrazovaniya.html
http://externat.foxford.ru/polezno-znat/gid
http://m.studme.org/219893/pravo/formy_polucheniya_obrazovaniya_formy_obucheniya_rossiyskoy_federatsii
http://obretu.ru/formy-obrazovaniya-rf/
http://businessman.ru/new-formy-polucheniya-obrazovaniya-v-rf.html