31 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как списываются транспортные расходы в оптовой торговле

Прямые расходы в торговле: свои особенности

Как при торговле покупными товарами распределяются расходы в налоговом учете

Пришло время поговорить о списании расходов, непосредственно связанных с торговой деятельностью.

Прямые расходы: раз-два и обчелся

Для торговли Налоговый кодекс установил особые правила, а также свой список прямых расходо в ст. 320 НК РФ :

  • стоимость товаров;
  • транспортные расходы по доставке товаров до склада торговой организации (если такие расходы не включены в стоимость приобретения товаров).

Остальные расходы (кроме внереализационных) относятся к косвенным и сразу списываются при расчете «прибыльной» базы. Это, например, уплаченные ввозные таможенные пошлины и сборы (не включенные в стоимость самих товаро в) Письмо Минфина от 29.05.2007 № 03-03-06/1/335 или затраты на предпродажную подготовк у Письмо Минфина от 04.09.2012 № 03-03-06/1/465 .

Причем выбора тут нет. Торговым организациям нельзя расширять список прямых расходов, ведь тогда пострадает «прибыльная» база текущего периода.

Но зато у них есть право выбора, куда относить прочие (нетранспортные) расходы, связанные с приобретением товаров. Их можно включить:

  • сразу в базу текущего периода — в качестве самостоятельного косвенного расхода;
  • в покупную стоимость товаров — тогда они будут учитываться аналогично прямым расходам, то есть уменьшат «прибыльную» базу только после продажи товар а подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ .

У последнего варианта есть приятный бонус: аналогичный порядок формирования фактической себестоимости товаров применяется для целей бухучет а пп. 5, 6 ПБУ 5/01 . Следовательно, не придется отражать отложенные налоги и активы по правилам ПБУ 18/02.

Казалось бы, все просто и понятно. Но и торговым организациям приходится спорить с инспекциями в суде, отстаивая обоснованность расчета прямых расходов.

Споры по общим вопросам признания прямых расходов

Одна организация, торгующая нефтепродуктами, в налоговом учете ориентировалась на правила бухучета. А в ее бухгалтерской учетной политике было закреплено, что средняя стоимость реализованных товаров определялась нарастающим итогом за I квартал, полугодие, 9 месяцев и год.

Инспекция же настаивала на том, что прямые расходы надо было распределять ежемесячно. Она пересчитала прямые расходы и установила, что в одном году — недоимка по налогу на прибыль, а в другом — его переплата.

Суд поддержал инспекцию, решив, что поскольку в ст. 320 НК РФ прямые и косвенные расходы определены как расходы текущего месяца, то определять прямые расходы надо ежемесячн о Постановление 4 ААС от 31.03.2014 № А58-4426/2013 .

Интересен и такой случай, когда налогоплательщику пришлось доказывать свое право на применение ст. 320 НК РФ. Организация покупала электроэнергию и перепродавала. При этом налоговый учет прямых и косвенных расходов она вела по правилам ст. 320 НК РФ, то есть как торговая организация. Инспекция сочла, что никаких покупных товаров не было, а организация лишь оказывала услуги по передаче электроэнергии. На этом основании ИФНС исключила из налоговых расходов стоимость приобретенной электроэнергии, выявила занижение налога на прибыль на сумму почти 2 млн руб. Суд ее не поддержал, придя к выводу, что по Закону «Об электроэнергетике» и по нормам Гражданского кодекса в конкретном случае организация именно продавала электроэнергию. Следовательно, стоимость электроэнергии правомерно учтена в прямых расходах (как стоимость покупных товаро в) Постановление АС ЗСО от 08.06.2015 № А67-1428/2014 .

Списываем транспортные расходы

Для определения суммы транспортных прямых расходов, которую можно учесть при формировании базы по налогу на прибыль, также потребуется особый расчет. Для этого ежемесячно по методу среднего процента нужно определять сумму прямых транспортных расходов, относящуюся к остаткам нереализованных товаро в ст. 320 НК РФ . Оставшаяся сумма транспортных расходов и будет той, которую можно учесть в текущем периоде при формировании «прибыльной» базы.

Обратите внимание, что для правильного расчета этих показателей надо учитывать как расходы текущего месяца, так и переходящий остаток соответствующего расхода с прошлого месяца. Таким образом, последовательность расчета будет такая.

ШАГ 1. Рассчитываем транспортные расходы за месяц.

ШАГ 2. Рассчитываем стоимость товаров за месяц.

ШАГ 3. Рассчитываем суммы транспортных расходов, относящиеся к проданным и непроданным товарам.

(1) В НК это называется средним процентом транспортных расходов, приходящихся на непроданные товары.

Поводы для споров по транспортным торговым расходам

Доставка товара до склада торговой компании

Когда торговая организация учитывает расходы на доставку приобретаемых товаров до собственного склада как косвенные расходы, она допускает ошибку. Готовьтесь к претензиям со стороны проверяющих. И надеяться на то, что суд вас поддержит, не стоит. Так, однажды довольно крупная торговая компания списывала все транспортные расходы, связанные с доставкой товара до своего склада, без оглядки на остатки нереализованных товаров. В результате сумма завышения прямых расходов составила за 2 года более 10 млн руб. И суд с инспекцией согласилс я Постановление ФАС ЗСО от 04.09.2013 № А03-12862/2012 . А для организации это был весьма дорогой урок.

В другой спорной ситуации организация не вела раздельный учет разных видов транспортных расходов, не распределяла их на прямые и косвенные. В результате чего уменьшила «прибыльную» базу на транспортные расходы по доставке товара до своего склада, относящиеся к нереализованному товар у подп. 3 п. 1 ст. 268, ст. 320 НК РФ . Суд поддержал инспекцию в том, что спорные транспортные расходы относятся к прямым, поскольку они не включены в цену приобретения указанных товаров, а следовательно, их надо было распределять по методу среднего процент а Постановление АС ПО от 26.10.2015 № Ф06-1997/2015 .

Транспортные расходы по методу среднего процента можно обособленно распределять по различным группам покупных товаров. Однажды суд признал, что закрепленная в организации подобная методика не противоречит ст. 320 НК РФ Постановление АС МО от 30.03.2015 № А40-114788/2014 .

Иные споры по транспортным расходам

Минфин давным-давно признал, что транспортные расходы на доставку товаров до покупателей и на перевозку уже оприходованного товара с одного своего склада на другой можно учитывать как косвенные расход ы Письмо Минфина от 29.11.2011 № 03-03-06/1/783 . Однако споры по этому вопросу продолжаются до сих пор Постановления 4 ААС от 04.03.2015 № 04АП-284/2015 ; ФАС МО от 24.07.2013 № А40-110865/12-20-572 ; ФАС ПО от 02.10.2013 № А57-21129/2012 . Хорошо, что побеждают в них, как правило, налогоплательщик и Постановления 19 ААС от 17.12.2015 № А64-3486/2015 ; АС ВВО от 15.04.2015 № Ф01-1103/2015 .

Однажды суд рассматривал такую ситуацию: торговая организация определяла стоимость одной части покупных товаров без учета затрат на доставку, а другой — с учетом затрат на транспортировку. Транспортные расходы, не включенные в стоимость покупных товаров, распределялись по методу среднего процента (как это и закреплено в Налоговом кодекс е) ст. 320 НК РФ . Однако при таком распределении участвовала только стоимость тех товаров, в стоимость приобретения которых транспортные расходы не включались. Инспекция обратила внимание на то, что торговая фирма не вела раздельный учет товаров, в стоимость которых были включены транспортные расходы, и товаров, в стоимость которых эти расходы не были включены. И пересчитала транспортные расходы, относящиеся к реализованным товарам, учитывая все без исключения покупные товары. В результате получилось, что признанные транспортные расходы завышены, а база по налогу на прибыль занижена. Однако суд встал на сторону организации, согласившись с представленным расчетом среднего процента транспортных расходо в Постановление АС ПО от 29.01.2015 № Ф06-18998/2013 .

Споры вызывает и порядок отражения транзитных транспортных расходов. Так, один из судов указал, что затраты на транспортировку реализованных обществом товаров со складов поставщиков напрямую до складов покупателей (транзитная поставка) учитываются в составе косвенных расходов. Он не согласился с доводом инспекции, что такие расходы должны быть прямыми. Ведь они не являются расходами на доставку покупных товаров до складов обществ а Постановление ФАС МО от 24.07.2013 № А40-110865/12-20-572 . Есть аналогичные решени я Постановления ФАС ПО от 02.10.2013 № А57-21129/2012 ; 1 ААС от 20.04.2015 № А43-7277/2014 .

Однако имеет право на жизнь и другой подход — организация доказала, что транспортные расходы на транзитные поставки можно учитывать как прямые. А при расчете среднего процента транспортных расходов, относящихся к остаткам нереализованных товаров, можно учитывать в числе прочего и стоимость «транзитных» товаров. Инспекция сочла такой расчет неверным, сделала перерасчет, исключив стоимость транзитных товаров, и пришла к выводу о занижении среднего процента и, как следствие, к выводу о завышении списанных прямых расходов. Суд с ней не согласился и указал, что в НК нет ограничений, не позволяющих учитывать при определении среднего процента стоимость товаров по транзитным поставкам (минуя склад обществ а) Постановление ФАС СЗО от 21.04.2014 № А44-3806/2013 .

Пропишите все применяемые вами методы распределения расходов в учетной политике и, если нужно, ведите раздельный учет. Тогда будет меньше поводов для споров с налоговиками.

Учет транспортных расходов торговой организации

Учет транспортных расходов торговой организации

Каждая торговая организация ведет учет транспортно-заготовительных расходов (ТЗР). При различают два вида затрат на транспортировку товаров:

  • расходы, связанные с доставкой покупаемых товаров;
  • расходы на доставку товаров покупателям.
Читать еще:  Как арендовать землю под магазин

Порядок учета транспортных затрат в обоих случаях будет существенно отличаться. В первом случае организация включит эти затраты в себестоимость товаров, во втором – либо включит в цену товара, либо будет учитывать обособлено в составе расходов на продажу.

Транспортные расходы, связанные с поставкой закупаемых товаров:

Если в документах поставщика стоимость доставки отражена отдельно, то ТЗР следует включить в себестоимость товаров.

Способы учета ТЗР в себестоимости товаров:

  • включить ТЗР в стоимость товаров;
  • отразить ТЗР на счете 44 в виде отдельной статьи расходов на продажу.

Способ 1: включить ТЗР в стоимость товаров.

Следует отметить, что этот способ, довольно трудоемкий и зачастую противоречит требованю рациональности, однако, в некоторых организациях применяется. Его суть состоит в том, что приобретенный товар приходуется на склад с учетом стоимости ТЗР, для этого общая величина ТЗР распределяется пропорционально между стоимостью полученных партий товара. В дальнейшем учет товаров ведется в оценке, включающей ТЗР.

Пример 1.

1 партия: Стол руководителя 100 шт. по цене 1000 руб., стоимость партии 100000 руб.

2 партия: Стоик компьютерный 50 шт. по цене 800 руб., стоимость партии 40000 руб.

Общая стоимость полученных товаров 140000 руб.

Транспортно-заготовительные расходы = 10000 руб.

Как принять этот товар на склад?

Считаем расходы на доставку каждой партии пропорционально её стоимости:

Расходы на поставку 1-й партии: 10000 * 100000 / 140000 = 7143 руб.

Стоимость 1-й партии с учетом доставки = 107143 руб., по этой стоимости и будет приходоваться эта партия, при этом цена одного стола руководителя с учетом ТЗР: (100000 + 7143) / 100 = 1071,43 руб.

Аналогичные расчеты проводим для второй партии:

Расходы на поставку 2-й партии: 10000 * 40000 / 140000 = 2857 руб.

Стоимость 2-й партии с учетом доставки = 42857 руб.

Цена компьютерного столика с учетом ТЗР: (40000 + 2857) / 50 = 857,14 руб.

Проводки по учету полученного товара с учетом доставки:

Если поставщик выделил НДС и выставил счет-фактуру (вместе с отгрузочными документами), то из стоимости партий товаров вычитаем сумму НДС и ставим ее к вычету (д19 д60 и д68.НДС д19).

Далее, при продаже товара, списывается его себестоимость: д90.2 к41.1(2). При этом стоимость транспортных расходов будет включена в себестоимость товаров, направленных на продажу.

Способ 2: отразить ТЗР на счете 44 в виде отдельной статьи расходов на продажу

ТЗР можно учитывать обособленно на счете 44 «Расходы на продажу», для чего на этом счете открывается отдельный субсчет, его, например, можно назвать «44/ТР». В конце месяца транспортные расходы, накопленные на счете 44/ТР, списываются пропорционально себестоимости проданных товаров за месяц.

Пример учета ТЗР на счете 44:

В течении месяца были закуплены товары. При этом стоимость ТЗР поставщик выделил отдельно.

1 партия: Стол руководителя 100 шт. по цене 1 000 руб., стоимость партии: 100 000 руб.

2 партия: Стоик компьютерный 50 шт. по цене 800 руб., стоимость партии: 40 000 руб.

Общая стоимость полученных товаров: 140 000 руб.

Транспортно-заготовительные расходы: 10 000 руб.

Помимо этого организация сама закупала товары и доставляла их на свой на склад.

ТЗР по самостоятельным закупкам (за месяц):

Бензин: 2 000 руб.

Ремонт автомобиля: 4 000 руб.

Заработная плата водителя: 15 000 руб.

Начисленные страховые взносы на зарплату водителя (30%): 5 000 руб.

Амортизация автомобиля: 1 000 руб.

Проводки по учету ТЗР за месяц:

Важно помнить, что в конце месяца списываются не все ТЗР, а только их часть, пропорциональная отгруженным товарам.

Порядок определения величины ТЗР подлежащих списанию

Чтобы определить величину ТЗР подлежащих списанию, необходимо проанализировать счет 41 «Товары» и счет 44/ТР «Расходы на продажу».

Анализ счета 41:

Например, на начало месяца у организации было товара на сумму 300 000 руб. (начальное сальдо счета 41), в течении месяца поступил еще товар на общую сумму 700 000 руб. (дебетовый оборот счета 41), было продано товара в течении месяца на общую сумму 500 000 руб. (кредитовый оборот счета 41).

Анализ счета 44/ТР:

Например, начальное сальдо по дебету составляет 30 000 руб. В течении месяца по дебету счета 44/ТР были отражены расходы в размере 70 000 руб.

Таким образом, товарам на сумму 1 000 000 руб. (начальное сальдо плюс оборот за месяц по дебету счета 41) соответствуют транспортно-заготовительные расходы в размере 100 000 руб. (начальное сальдо плюс затраты за месяц по дебету счета 44/ТЗР).

Cумма ТЗР, которую нужно списать с кредита счета 44/ТР (соответствующая проданным товарам) составит:

ТЗР по проданным товарам = 100 000 * 500 000 / 1 000 000 = 50 000 руб.

Отгруженным товарам на сумму 500 000 руб соответствуют транспортные расходы на сумму 50 000 руб. Именно эту сумму и нужно будет списать в конце месяца одной проводкой.

Общая формула для расчета ТЗР, подлежащих списанию за месяц = (начальное сальдо по дебету счета 44/ТР + оборот по дебету за месяц счета 44/ТР) * оборот по кредиту счета 41 / (начальное сальдо по дебету счета 41 + оборот по дебету за месяц счета 41).

Организация выбирает один из указанных выше способов учета ТЗР (включать ТЗР в стоимость товаров либо отражать ТЗР в виде отдельной статьи расходов на счете 44), отражает свой выбор в учетной политике.

ТЗР по доставке товаров покупателям:

Если наша организация производит отгрузку товара покупателю на основе самовывоза (франко склад продавца), то ТЗР не возникают.

Если доставку товара продавец осуществляет за свой счет (франко склад покупателя) , то ТЗР либо включаются в цену товара либо учитываются отдельной статьей расходов на продажу, которые потом в полной сумме списываются ежемесячно.

Транспортные расходы в торговле

“Главная книга”, 2008, N 11

(Бухгалтерский и налоговый учет транспортных расходов у торговых организаций)

Для организаций, торгующих оптом или в розницу, установлен специальный порядок налогового учета затрат, связанных с доставкой товаров. Первоначально следует разделять два вида расходов – расходы на доставку приобретенных товаров от склада продавца до своего склада и расходы на доставку товаров от своего склада до склада покупателя. Первые из них связаны с приобретением товаров, вторые – с продажей товаров. Эти два вида расходов учитываются совершенно по-разному.

Расходы на доставку приобретенных товаров до своего склада

Сразу скажем, что речь не идет о ситуации, когда стоимость доставки уже включена в цену приобретаемого товара и в отгрузочных документах отдельной строкой не выделяется. Тогда вы просто формируете в бухгалтерском и налоговом учете цену товара уже с учетом стоимости доставки.

Внимание! Установленный учетной политикой порядок формирования стоимости приобретения товаров применяется в налоговом учете в течение не менее двух лет .

В иных случаях (доставка третьим лицом – перевозчиком, доставка поставщиком при условии, что стоимость доставки установлена сверх цены товара, доставка собственным транспортом) как в бухучете, так и для целей налогообложения прибыли возможны два варианта признания таких транспортных расходов. Безусловно, чтобы сблизить два вида учета и не отражать в бухучете временные разницы, удобнее всего применять одинаковые способы учета транспортных расходов и в бухгалтерском, и в налоговом учете. Выбранный способ учета транспортных расходов должен быть закреплен в учетной политике.

Статья 320 НК РФ.

Вариант 1. Расходы включаются в стоимость приобретения товара

В этом случае все затраты на доставку необходимо учитывать в стоимости приобретенных товаров, используя любую обоснованную и закрепленную в учетной политике методику деления транспортных расходов между приобретенными товарами. Если товары доставляются поставщиком или сторонним перевозчиком, то можно распределять стоимость перевозки по договору между конкретными партиями перевозимых товаров или по итогам месяца пропорционально стоимости приобретенных за месяц товаров.

Если же доставка производится собственным транспортом, то в транспортные расходы войдут те затраты, которые непосредственно связаны с доставкой, например:

  • расходы на оплату труда водителей и “зарплатные” налоги по ним;
  • затраты на приобретение ГСМ;
  • амортизационные отчисления по собственным транспортным средствам или арендная плата по арендованному транспорту;
  • затраты на ремонт транспорта.

Их следует относить на стоимость приобретенных товаров. В ситуации, когда транспорт используется не только для доставки товаров, но и для других целей, скажем, для перевозки персонала, необходимо закрепить в учетной политике конкретный перечень затрат по транспорту, относимых на стоимость приобретенных товаров, способ определения доли, в которой транспортные расходы будут включаться в стоимость товаров, и способ их распределения между товарами. Остальные же затраты на содержание собственного транспорта можно учесть как самостоятельный расход: в налоговом учете – как косвенные прочие расходы , а в бухучете – как прочие расходы по дебету счетов 26, 44 и т.д. Скажем, зарплату водителя, “зарплатные” налоги, затраты на ГСМ и амортизационные отчисления частично относить на прямые расходы, а затраты на ремонт автомобиля целиком относить на расходы текущего отчетного периода.

Читать еще:  Отпуск ветеранам труда без сохранения заработной платы

В бухучете транспортные расходы, которые формируют фактическую себестоимость товара, учитываются сразу на счете 41 “Товары” либо сначала накапливаются на счете 15 “Заготовление и приобретение материальных ценностей”.

При первом варианте учета транспортных расходов к прямым расходам для целей налогообложения относится только стоимость приобретения товаров (с учетом транспортных расходов), реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде. Все остальные расходы текущего месяца признаются косвенными расходами . В бухучете затраты на доставку формируют фактическую себестоимость приобретенных товаров , то есть отражаются по дебету счета 41. И по мере продажи товаров и признания их стоимости в расходах они относятся на финансовые результаты текущего периода. Таким образом, для целей налогообложения прибыли можно определять сумму расходов текущего периода как оборот по дебету счета 90 “Продажи”, субсчет “Себестоимость продаж”, в корреспонденции с кредитом счета 41.

Пример. Учет транспортных расходов в стоимости приобретения товаров

Условие

В мае 2008 г. организация приобрела товары на сумму 700 000 руб. Товары доставлялись собственным транспортом организации. Сумма расходов на доставку товаров за май составляет 35 000 руб., включая:

  • заработную плату водителя – 22 000 руб.;
  • ЕСН и взносы в ПФР с зарплаты водителя – 5720 руб.;
  • амортизационные отчисления по автомобилю – 3600 руб.;
  • затраты на ГСМ – 3680 руб.

Согласно учетной политике транспортные расходы и в бухгалтерском, и в налоговом учете включаются в стоимость приобретенных товаров.

В мае себестоимость проданных товаров (включая стоимость доставки) составила 420 000 руб.

Решение

Стоимость приобретения товаров, проданных в первом полугодии 2008 г., в размере 420 000 руб. является прямыми расходами отчетного периода.

Декларация по налогу на прибыль за полугодие 2008 г. заполняется следующим образом.

Как списываются транспортные расходы в оптовой торговле

Как произвести распределение транспортных расходов по приобретению товаров в торговле.

В процессе хозяйственной деятельности у торговых организаций возникает необходимость доставки товаров от производителей и поставщиков. В отличие от других расходов транспортные расходы по приобретению товаров не могут быть списаны в полном объеме на финансовый результат, а подлежат распределению как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

В статье автор разъясняет методику распределения и списания транспортных расходов в торговых организациях.

Транспортные расходы, связанные с приобретением товаров, распределяют на остаток нереализованных товаров (если они не включены в стоимость товара) как для бухгалтерского, так и для налогового учета.

Транспортные расходы, связанные с приобретением товаров, могут формировать фактическую себестоимость приобретенных товаров либо включаться в состав расходов на реализацию. Вариант учета, принятый в организации с применением профессионального суждения, закрепляют в учетной политике (пп. 3, 6–8 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 12.11.2010 № 133; ст. 9 Закона РБ от 12.07.2013 № 57-З “О бухгалтерском учете и отчетности”; далее – Закон № 57-З).

Если учетной политикой торговой организации определено, что транспортные расходы, связанные с приобретением товаров, включаются в состав расходов на реализацию, то эти расходы учитывают по дебету счета 44 “Расходы на реализацию” (п. 35 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 № 50).

Суммы расходов на реализацию, учтенные торговыми организациями на счете 44, ежемесячно списывают в дебет счета 90 “Доходы и расходы по текущей деятельности” (субсчет 90-6 “Расходы на реализацию”), за исключением транспортных затрат, связанных с приобретением товаров и относящихся к товарам, оставшимся на конец месяца нереализованными (если данные транспортные затраты не включаются в стоимость приобретения товаров) (п. 12 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.09.2011 № 102).

Исходя из изложенного транспортные расходы, связанные с доставкой приобретенных товаров, необходимо распределить между реализованными товарами и остатком нереализованных товаров.

Следует отметить, что методика распределения транспортных расходов законодательно не закреплена. В связи с этим торговым организациям надо ее разработать самостоятельно с применением профессионального суждения и зафиксировать в учетной политике.

Справочно: если в отношении конкретных хозяйственных операций, отдельных составляющих активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в законодательстве не установлен порядок их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, такой порядок организация разрабатывает самостоятельно с применением профессионального суждения исходя из требований, установленных законодательством (п. 5 ст. 9 Закона № 57-З).

При этом торговая организация вправе за основу взять методику распределения, рекомендованную Методическими указаниями по составу и учету издержек обращения (производства), финансовых результатов деятельности организаций торговли и общественного питания, утвержденными приказом Минторга РБ от 20.09.2002 № 86 (далее – Методические указания № 86).

Отметим, что для обеспечения пропорционального распределения расходов основным условием является сопоставимость цен реализованных и нереализованных товаров. Для этого организация вправе предусмотреть в учетной политике порядок распределения транспортных расходов пропорционально стоимости товаров по продажным или покупным ценам, по ценам с учетом НДС или без него, но при обязательном соблюдении одинакового принципа при оценке реализованных товаров и товаров, оставшихся нереализованными на конец месяца (подп. 5.3 п. 5 Методических указаний № 86).

Теперь рассмотрим нормы налогового законодательства.

Порядок включения затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в состав учитываемых при исчислении налога на прибыль определен ст. 130 Налогового кодекса РБ (далее – НК).

Так, затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (п. 1 ст. 130 НК).

Отметим, что при определении прибыли от реализации произведенных товаров (работ, услуг), а также приобретенных товаров принимают затраты, приходящиеся на фактически реализованные товары (работы, услуги), рассчитанные на основе данных бухгалтерского учета, если такое распределение предусмотрено законодательством о бухгалтерском учете и отчетности (подп. 2.3 п. 2 ст. 130 НК).

Ситуация. Транспортные расходы включены в расходы на реализацию

Розничная торговая организация транспортные расходы, связанные с приобретением товаров, учитывает на счете 44. Организация имеет следующие показатели:

– сальдо по дебету счету 44 (транспортные расходы) на начало периода составляет 8 400 000 руб.;

– сальдо по дебету счета 41 на начало периода – 76 850 200 руб.;

– приобретено товаров за период – 204 954 000 руб.;

– реализовано товаров за месяц – 227 612 000 руб.;

– оборот по дебету счета 44 (транспортные расходы) за период – 22 680 000 руб.;

– сальдо по дебету счета 41 на конец периода – 54 192 200 руб. (76 850 200 + 204 954 000 – 227 612 000).

Стоимость приобретенных и реализованных товаров приведена в сопоставимой оценке.

Расчет транспортных расходов, приходящихся на реализованные товары и остаток товаров, представлен в табл. 1.

В бухгалтерском учете операции отражают следующим образом (см. табл. 2):

Торговля: налоговый учет прямых расходов

Как известно, все расходы торговых фирм делятся на:

К прямым расходам относят:

– стоимость товаров, реализованных в отчетном (налоговом) периоде;

– транспортные расходы по доставке товаров от поставщика (если такие расходы не включены в цену товаров).

Остальные расходы (кроме внереализационных) относят к косвенным.

Облагаемую прибыль фирмы уменьшают только на те прямые расходы, которые относят к реализованным товарам. Косвенные и внереализационные расходы учитывают при налогообложении полностью.

Стоимость реализованных товаров

В бухгалтерском и налоговом учете фактическую себестоимость купленных товаров формируют по-разному. Так, некоторые расходы по правилам бухгалтерского учета включают в их фактическую себестоимость, а по правилам налогового учета – нет.

Вот как учитывают расходы при покупке товаров:

Как видно из таблицы, по правилам налогового учета в фактическую себестоимость товаров не включают:

– таможенные пошлины, уплаченные при ввозе товаров в Россию;

– посреднические услуги, связанные с покупкой товаров;

– транспортные расходы по доставке товаров до склада фирмы (если они не включены в их покупную цену);

– суммы, уплаченные за информационные и консультационные услуги, связанные с покупкой товаров;

– проценты по кредитам, полученным для покупки товаров;

– отрицательные суммовые разницы, связанные с покупкой товаров.

Стоимость проданных товаров списывают одним из четырех методов:

– по стоимости каждой единицы товаров;

– по средней стоимости;

– по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

– по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

Конкретный порядок списания товаров закрепляют в качестве элемента бухгалтерской и налоговой учетной политики фирмы.

Списание по стоимости каждой единицы товаров

Этим методом списывают товары, которые учитывают в особом порядке. К таким товарам относят драгоценные металлы и камни, ювелирные изделия, предметы искусства и т. д.

Читать еще:  Междусменный перерыв должен составлять не менее

Единица этих товаров, как правило, уникальна, то есть существует в единственном экземпляре.

Как применять этот способ на практике, покажет пример.

Пример

ЗАО «Актив» занимается продажей ювелирных изделий и списывает товары по себестоимости каждой единицы.

В январе «Актив» приобрел:

– 30 обручальных колец по цене 800 руб./шт. (без НДС);

– 10 золотых цепочек по цене 1200 руб./шт. (без НДС).

В этом же месяце фирма продала:

– 10 обручальных колец;

– 3 золотые цепочки.

«Актив» должен включить в состав прямых расходов 11 600 руб. (10 шт. Х 800 руб. + 3 шт. Х 1200 руб.), в том числе:

– 8000 руб. – стоимость обручальных колец;

– 3600 руб. – стоимость золотых цепочек.

Списание по средней стоимости

При использовании этого метода нужно определить среднюю стоимость единицы товаров.

Ее рассчитывают отдельно по каждому наименованию товаров (например, столы, стулья, шкафы и т. д.). Обратите внимание: инспекторы рекомендуют определять среднюю стоимость товаров после каждой продажи.

Среднюю стоимость определяют так:

Средняя стоимость единицы товаров =

(Стоимость остатка товаров на дату списания + Стоимость поступивших товаров)

(Количество товаров, оставшихся на дату списания + Количество поступивших товаров)

Общую себестоимость товаров, которая должна быть списана, определяют так:

Стоимость товаров, подлежащая списанию =
Средняя стоимость единицы товаров Х Количество проданных товаров
Пример

По состоянию на 1 января на складе торговой фирмы ЗАО «Актив» числится 80 шкафов «Березка» общей стоимостью 240 000 руб. В январе ЗАО «Актив» купило две партии шкафов «Березка».

Первую партию (50 штук) приобрели 4 января. Общая стоимость шкафов – 155 000 руб. (без НДС).

Вторую (20 штук) – 15 января. Общая стоимость шкафов – 64 000 руб. (без НДС).

28 января продали 130 шкафов.

Средняя стоимость одного шкафа составит:

(240 000 руб. + 155 000 руб. + 64 000 руб.) : (80 шт. + 50 шт. +

+ 20 шт.) = 3060 руб.

Стоимость проданных шкафов будет равна:

3060 руб. Х 130 шт. = 397 800 руб.

Эту сумму включают в состав прямых расходов «Актива».

Списание товаров методами ФИФО и ЛИФО

По методу ФИФО товары, поступившие раньше других, списывают первыми. Например, если товары были куплены партиями, то сначала списывают первую партию, затем вторую и т. д. Если товаров в первой партии недостаточно, то списывают часть товаров из второй.

По методу ЛИФО, наоборот, товары, поступившие первыми, списывают последними.

Если товары были куплены партиями, то сначала списывают последнюю партию товаров, затем предпоследнюю и т. д. Если товаров в последней партии недостаточно, то списывают часть товаров из предыдущей.

Обратите внимание: инспекторы рекомендуют определять стоимость товаров, которая должна быть списана, после каждой продажи.

Пример

В отчетном году торговая фирма ЗАО «Актив» купила для перепродажи шкафы «Березка». Шкафы покупали тремя партиями по 100 штук в каждой.

Первую партию приобрели 1 января по цене 300 000 руб. (без НДС). Вторую – 8 января по цене 310 000 руб. (без НДС). Третью – 19 января по цене 320 000 руб. (без НДС).

25 января продали 250 шкафов.

При списании товаров «Актив» использует метод ФИФО.

Бухгалтеру «Актива» необходимо списать:

100 шкафов из первой партии стоимостью 300 000 руб.;

100 шкафов из второй партии стоимостью 310 000 руб.;

50 шкафов из третьей партии стоимостью 160 000 руб. (320 000 руб. Х 50 шт. : 100 шт.).

Общая стоимость проданных шкафов, которую нужно списать, составит:

300 000 + 310 000 + 160 000 = 770 000 руб.

Эту сумму включают в состав прямых расходов «Актива».

При списании товаров «Актив» использует метод ЛИФО.

В этой ситуации бухгалтеру «Актива» необходимо списать:

100 шкафов из третьей партии стоимостью 320 000 руб.;

100 шкафов из второй партии стоимостью 310 000 руб.;

50 шкафов из первой партии стоимостью 150 000 руб. (300 000 руб. Х 50 шт. : 100 шт.).

Общая стоимость шкафов, подлежащая списанию, составит:

320 000 + 310 000 + 150 000 = 780 000 руб.

Эту сумму включают в состав прямых расходов «Актива».

Транспортные расходы

В бухгалтерском учете расходы по доставке товаров до склада вашей фирмы можно учитывать двумя способами:

– в составе фактической себестоимости товаров (то есть непосредственно на счете 41 «Товары»);

– в составе издержек обращения (то есть на счете 44 «Расходы на продажу»).

В налоговом учете расходы на доставку товаров до склада вашей компании (транспортные расходы) включают в их стоимость, если эти расходы включены в цену приобретения товаров по условиям договора. В противном случае транспортные расходы отражают в налоговом учете в составе прочих расходов.

Пример

ЗАО «Актив» приобрело компьютеры у ООО «Пассив» для перепродажи. Стоимость компьютеров – 2 360 000 руб. (в том числе НДС – 360 000 руб.). «Пассив» доставил товар до склада «Актива».

«Пассив» включил стоимость услуг по доставке товаров в их продажную стоимость. В этой ситуации фактическая себестоимость товаров в бухгалтерском и налоговом учете «Актива» составит 2 000 000 руб. (2 360 000 – 360 000).

Затраты по доставке товаров не включены в их цену, и «Актив» их оплачивает отдельно (на основании счета, выставленного «Пассивом»). Стоимость доставки – 35 400 руб. (в том числе НДС – 5400 руб.).

В этой ситуации первоначальная стоимость товаров составит:

– в бухгалтерском учете – 2 030 000 руб. (2 360 000 – 360 000 + 35 400 – 5400);

– налоговом учете – 2 000 000 руб. (2 360 000 – 360 000). Затраты по транспортировке товаров в сумме 30 000 руб. (35 400 – 5400) включают в состав прочих расходов.

Чтобы избежать лишней работы и одновременно выполнить требования и бухгалтерского, и налогового учета, целесообразно все транспортно-заготовительные расходы по приобретению товаров отражать в бухгалтерском учете на счете 44 «Расходы на продажу» (за исключением транспортных расходов, включенных в цену товаров по условиям договора; такие расходы нужно учесть непосредственно на счете 41 «Товары»).

Порядок учета транспортных расходов вы должны зафиксировать в налоговой и бухгалтерской учетной политике фирмы.

Налогооблагаемую прибыль уменьшает только та часть транспортных расходов, которая относится к реализованному товару. Значит, в налоговом учете затраты по доставке товаров до склада вашей фирмы нужно распределить между реализованными и нереализованными товарами.

Чтобы это сделать, определяют средний процент прямых (транспортных) расходов за текущий месяц. Алгоритм действий описан в статье 320 Налогового кодекса РФ.

1. К расходам по доставке товаров, которые фирма понесла в текущем месяце, прибавляют транспортные затраты, приходящиеся на остаток товаров на начало месяца.

2. К покупной стоимости всех проданных за месяц товаров прибавляют покупную стоимость остатка нереализованных товаров на конец месяца.

3. Рассчитывают средний процент прямых расходов. Для этого сумму транспортных расходов (показатель п. 1) делят на стоимость товаров (показатель п. 2).

4. Средний процент прямых расходов умножают на стоимость остатка товаров на конец месяца. Так определяют, какая часть транспортных затрат приходится на непроданные товары.

5. При налогообложении прибыли можно учесть только ту часть транспортных расходов, которая относится к проданным товарам. Для того чтобы ее вычислить, нужно из общей суммы прямых расходов (показатель п. 1) вычесть те из них, которые приходятся на непроданные товары (показатель п. 4).

Обратите внимание: это правило применяют, если транспортные расходы не включены продавцом товаров в их продажную цену. В противном случае транспортные расходы учитывают в фактической себестоимости товаров.

Пример

На 1 января отчетного года сумма транспортных расходов ООО «Пассив»

составила 20 000 руб.

Сумма транспортных расходов за январь равна 120 000 руб.

Себестоимость товаров, проданных в январе, – 1 000 000 руб.

Себестоимость остатка товаров на конец января составила 200 000 руб.

Средний процент транспортных расходов, относящихся к остатку товаров, составит:

(20 000 руб. + 120 000 руб.) : (1 000 000 руб. + 200 000 руб.) = 11,67%.

Сумма транспортных расходов, относящаяся к остатку товаров, будет равна:

200 000 руб. Х 11,67% = 23 340 руб.

Сумма транспортных расходов, подлежащая списанию, составит:

20 000 + 120 000 – 23 340 = 116 660 руб.

Эту сумму включают в состав прямых расходов «Пассива» и уменьшают на нее налогооблагаемую прибыль за январь.

Если в январе у «Пассива» были другие расходы (например, аренда торгового зала, зарплата продавцов и т. д.), их можно списать в уменьшение налогооблагаемой прибыли в полном объеме.

Чтобы избежать лишней работы и одновременно выполнить требования и бухгалтерского, и налогового учета, нужно транспортные расходы, связанные с доставкой товаров до склада, списывать в бухгалтерском учете в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом. Порядок списания транспортных расходов вы должны зафиксировать в бухгалтерской и налоговой учетной политике.

Источники:

http://glavkniga.ru/elver/2016/9/2315-prjamie_raskhodi_torgovle_svoi_osobennosti.html
http://www.ib.ru/wiki/2685
http://wiseeconomist.ru/poleznoe/45391-transportnye-rasxody-torgovle
http://www.gb.by/izdaniya/glavnyi-bukhgalter/kak-proizvesti-raspredelenie-transportny
http://www.audit-it.ru/articles/account/tax/a35/43254.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: