1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание

Как купить компьютер по 44 фз

Может ли заказчик по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) купить программное обеспечение, произведенное в Российской Федерации, но не включенное в Реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (ПП 1236 от 16.11.2015)? Может ли заказчик по Закону N 44-ФЗ купить иностранное программное обеспечение в составе оборудования или компьютера? Нужно ли готовить обоснование закупки иностранного программного обеспечения, если оно предустановлено на оборудование или компьютер производителем?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Закупка оборудования с предустановленным программным обеспечением, происходящим из иностранных государств, возможна только в случае обоснованной невозможности соблюдения запрета на допуск такого программного обеспечения.
На закупку российского программного обеспечения, сведения о которой не включены в Реестр российских программ, указанный запрет не распространяется, однако такую позицию с высокой вероятностью придется отстаивать в суде.

Обоснование позиции:
В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ), упомянутым Вами постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 установлен запрет на допуск программного обеспечения (далее — ПО), происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — Постановление N 1236).
Согласно п. 2 Постановления N 1236 указанный запрет распространяется на допуск ПО для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительные права на такое ПО и права использования такого программного обеспечения. Исключений для случаев приобретения заказчиком компьютерного оборудования с предустановленным ПО не установлено, соответственно, запрет, установленный данным постановлением, распространяется и на такие закупки.
Сказанное подтверждает многочисленная правоприменительная практика (смотрите, например, решение ФАС от 24.10.2016 N К-1725/16, решение УФАС по Астраханской области от 02.06.2017 N 173-РЗ-04-17, решение УФАС по Кемеровской области от 18.05.2017 N 284/З-2017, постановление УФАС по Челябинской области от 13.04.2017 N 7.30-4.2/69-2017, решение УФАС по Республике Крым и городу Севастополю от 20.12.2016 N 08/3205-16), а также судебная практика (смотрите, например, постановление Одиннадцатого ААС от 07.07.2017 N 11АП-7913/17).
Пунктом 2 Постановления N 1236 установлены исключения, дающие право не соблюдать запрет на допуск иностранного ПО:
— в реестре отсутствуют сведения о ПО, соответствующем тому же классу ПО, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
— ПО, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу ПО, что и ПО, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Невозможность соблюдения установленного Постановлением N 1236 запрета по указанным выше причинам должна быть обоснована. Порядок подготовки указанного обоснования утвержден п. 1 Постановления N 1236.
Под «реестром» в приведенных выше нормах очевидным образом понимается единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее — Реестр), Правила формирования и ведения которого утверждены тем же п. 1 Постановления N 1236.
Соответственно, если на оборудование или компьютер предустановлено иностранное ПО и в Реестре российских программ отсутствуют аналоги, либо российский аналог по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке ПО, заказчик должен обосновать невозможность соблюдения запрета, установленного Постановлением N 1236.
В настоящее время в ряде случаев, ссылаясь на положения ч. 7 ст. 12.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее — Закон N 149-ФЗ), согласно которой программы для электронных вычислительных машин и базы данных, сведения о которых включены в Реестр, признаются происходящими из Российской Федерации, контролирующие органы приравнивают ПО, произведенное в России, сведения о котором отсутствуют в Реестре российских программ, к происходящему из иностранных государств (смотрите, например, решение УФАС по Хабаровскому краю от 27.10.2016 N 477, решение УФАС по Сахалинской области от 19.06.2017 N 171/17, решение УФАС по Ярославской области от 27.04.2017 N 05-02/129Ж-17).
Однако, на наш взгляд, данная позиция не бесспорна.
Прежде всего п. 2 Постановления N 1236 установлен запрет на допуск именно ПО, происходящего из иностранных государств, а не того ПО, «сведения о котором отсутствуют в реестре». При этом ни в законе, ни в Постановлении N 1236 нет указания, что ПО, сведения о котором отсутствуют в реестре, «в целях осуществления закупок считается происходящим из иностранных государств» либо «не может считаться российским».
Более того, согласно ч. 1 ст. 12.1 Закона N 149-ФЗ Реестр создается в целях расширения использования российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, подтверждения их происхождения из РФ, а также в целях оказания правообладателям ПО мер государственной поддержки, но не в целях ограничения использования российского ПО, сведения о котором не внесены в Реестр. Включение в реестр осуществляется в силу п. 9 вышеуказанных Правил формирования и ведения Реестра по заявлению правообладателя. Обязанности включения ПО в Реестр (подачи соответствующего заявления) ни одной нормой не установлено. Отсюда можно сделать вывод, что для целей оказания государственной поддержки, в том числе предоставления преференций при закупке для государственных или муниципальных нужд, ПО, сведения о котором внесены в Реестр, однозначно должно считаться российским — именно для этого он и создан. Но обратного, — что ПО, сведения о котором не внесены в реестр, не должно считаться российским, — из приведенных выше норм не следует.
Иными словами, само по себе отсутствие в Реестре сведений о ПО может иметь для правообладателя следующие негативные последствия в области закупок для государственных или муниципальных нужд:
а) при принятии и обосновании заказчиком решения о возможности закупки иностранного ПО даже сам факт существования российского ПО, не внесенного в реестр, а тем более — его характеристики, не принимаются во внимание;
б) отнесение ПО к российскому не может быть проверено по содержанию Реестра.
Однако и в этом случае правообладатель российского ПО может участвовать в закупке, просто ему не будут предоставлены преференции в виде отстранения участников закупки, предлагающих ПО, происходящее из иностранных государств, и он должен будет конкурировать с такими участниками на равных.
Полагаем достаточно странным такой вывод, что правообладатель такого российского ПО, которое может конкурировать на равных с происходящими из иностранных государств, должен быть лишен возможности конкурировать с участниками другого отечественного ПО, внесенного в Реестр.
Соответственно, по нашему мнению, правообладатель ПО в принципе может участвовать в закупке, доступ к которой для иностранного ПО запрещен, представив иные, помимо включения сведений о ПО в Реестр, доказательства, что это ПО является российским. Например, в качестве доказательства могут рассматриваться документы, предоставление которых необходимо для включения в реестр, подтверждающие принадлежность исключительного права резидентам РФ и (или) контролируемых ими лицами, использование иностранных составляющих ПО не более 30% от стоимости ПО, включаемого в реестр, и т.п. (ч. 5 ст. 12.1 Закона N 149-ФЗ).
Равным образом, на наш взгляд, обосновывать закупку российского программного обеспечения, сведения о которой не включены в Реестр, заказчик не обязан.
Тем не менее, должны заметить, что с учетом практики применения органами ФАС России и в отсутствие официальных разъяснений самого этого ведомства, равно как и судебной практики, скорее всего, указанную позицию придется отстаивать в суде.
Напомним, что в случае приобретения компьютера (иного оборудования) с предустановленным программным обеспечением заказчиком также должны соблюдаться требования постановления Правительства РФ от 26.09.2016 N 968 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Читать еще:  Начисление взносов в пфр проводки

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

18 августа 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Особенности закупки компьютерной и оргтехники по 44ФЗ

Госзаказчик, которому необходимо провести закупку компьютеров, принтеров, или другой подобной техники в рамках Закона №44-ФЗ, должен знать все подводные камни, с которыми он может столкнуться. Одним из таких камней является закупка комплектующих и товаров иностранного производства. Как это сделать правильно? Рассмотрим в статье.

Ограничения закупок товарами из РФ и ЕАЭС

Закупка компьютеров, оргтехники или комплектующих иностранного производства, допустимо ли это на практике? В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона №44-ФЗ, в госзакупках установлены запреты и ограничения на допуск товаров, происходящих из иностранных государств. Если товар, являющийся объектом закупки, в запретный или ограничительный перечень не входит, то заказчик имеет право произвести закупку продукции, произведенной за рубежом.

Приказ Минэкономразвития России от 25 марта 2014 г. № 155 определяет конкретные условия допуска иностранных товаров, для которых установлены ограничения. Важно отметить, что в отношении компьютерной и оргтехники не запрещено участникам в своих заявках предлагать товары, сделанные за рубежом, но выставлены условия, по которым они будут допущены к процедуре.

Продукции, происходящей из стран Евразийского экономического союза, если участники закупки подтвердили происхождение предлагаемых товаров, приказом №155 предусмотрена 15-процентная преференция в отношении цены контракта.

Ограничение и условия допуска по 44-ФЗ

Постановление Правительства № 968 от 26 сентября 2016 ввело новое ограничение на закупку отдельных видов радиоэлектронной продукции иностранного происхождения.

По новым правилам, установленным данным постановлением, госзаказчик, закупающий компьютеры по 44-ФЗ (или принтеры, или другую технику, вплоть до диктофонов), наделен новой обязанностью. Он будет должен отклонить заявки по радиоэлектронике иностранного происхождения, если на конкурс поступило не менее двух заявок с предложением отечественных аналогов, и если в этих двух заявках участниками предлагается товар не одного производителя. Эти ограничения при закупке компьютеров и иной радиоэлектронной продукции не распространяются на продукцию стран ЕАЭС.

Еще одно важное ограничение, которое должен учитывать госзаказчик: в один и тот же контракт запрещено включать продукцию, которая входит в перечень, прилагаемый к постановлению, и продукцию, которая в него не входит. Нельзя заменить в ходе исполнения контракта производителей и товары отечественного производства и производства ЕАЭС на импортные аналоги.

Какой товар признается отечественным при закупке компьютерной техники?

Отечественной и не подпадающей под ограничения в вышеуказанном постановлении компьютерной техникой признается продукция, если:

— она произведена в РФ в соответствии с определенными условиями;

— происхождению товара есть документальное подтверждение, также отвечающее определенным условиям;

— продукция произведена в рамках инвестконтракта, заключенного с РФ и субъектом РФ (не позже 5 лет после заключения);

— у продукции нет аналогов.

Ограничения, связанные с вышеуказанным постановлением, не распространяются на компьютерную и оргтехнику, если извещение о закупке было опубликовано в ЕИС до принятия постановления. Также постановление не действует в случае закупки на иностранной территории для учреждений, находящихся на этой же иностранной территории (например, посольств).

Техническое задание на закупку компьютерной и оргтехники

При составлении ТЗ на закупку такой сложного объекта как компьютерная техника или оргтехника, у заказчика может возникнуть ряд вопросов, что допустимо в него включать. Постараемся ответить на некоторые из них.

Закон о контрактной системе не противоречит возможности включить в ТЗ требование наличия у оборудования официальной гарантии производителя (не называемого прямо). Можно также и потребовать, чтобы принтеры и МФУ в одном заказе были от одной фирмы (так же, не называя ни ее, ни оборудование, ни его товарный знак). Можно установить и требование совместимости с конкретной компьютерной ОС.

Касательно компьютеров, заказчику важно при закупке компьютерной техники проследить, чтобы прописываемые в ТЗ характеристики не указывали на продукт конкретного производителя или торговую марку без слов «или эквивалент». Важны при формулировании технических параметров формулировки «не менее» и «не более», так как точное значение характеристик может потенциально ограничить количество участников госзаказа.

Инструкция по закупкам программного обеспечения по 44-ФЗ

Закупка программного обеспечения по 44-ФЗ — это способ выбрать поставщика, который передаст заказчику права на использование софта по итогам госзакупки. Но не все программы госзаказчики принимают.

Когда запрещено закупать

В постановлении правительства № 1236 от 16.11.2015 утвержден запрет на закупку иностранного программного обеспечения по 44-ФЗ. Исключение — страны ЕАЭС. Сведения о софте из этих стран включается в специальный реестр.

В п. 2(1) Постановления N 1236 указано, какие объекты госзакупок попали под запрет, в частности:

  • компьютерные программы. Независимо от носителей и услуги облачного сервиса закупок по 44-ФЗ;
  • поставка и техобслуживание компьютеров и техники, на которые устанавливают программы;
  • разработка, модификация, модернизация, сопровождение, техподдержка, обновления софта, если заказчик вправе пользоваться программным обеспечением или расширяет объем прав, которые раньше получил.

Чтобы определить, устанавливать ли запрет, используйте:

Если программное обеспечение, которое приобретаете, есть хотя бы в одном из реестров, устанавливайте запрет. Но есть исключения.

Когда запрет не действует

Запрет на госзакупку иностранного программного обеспечения не работает, если:

  • в реестрах нет аналогов программного обеспечения, которые соответствуют классу, который необходим заказчику;
  • в реестрах есть аналог, но отдельные характеристики не удовлетворяют нужды госзаказчика;
  • софт покупает заказчик, который работает заграницей;
  • сведения о закупке программного обеспечения относятся к государственной тайне.

Если не подобрали аналоги программного обеспечения в реестре или оно не подходит по характеристикам, составляйте обоснование невозможности соблюдения запрета. Требований к форме обоснования нет, но оно содержит сведения, которые предусмотрены п. 3 порядка по постановлению № 1236:

  • мотивацию, чтобы не устанавливать запрет. Например, в реестрах нет программного обеспечения нужного класса или аналог не подходит;
  • требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам ПО и характеристики аналогов из реестра, которые не соответствуют им (если аналог не подходит).

Выложите это обоснование в ЕИС вместе с извещением о госзакупке.

Если закупка относится к гостайне или ведете деятельность не в России, не обосновывайте невозможность соблюдать запрет. Это указано в п. 2 Порядка подготовки обоснования, который утвержден постановлением № 1236.

Как организовать закупку

Есть заказчики, которые не организуют закупку программного обеспечения. Для них софт и услуги по его сопровождению закупят централизованно по п. 1 Постановления Правительства № 658 от 08.06.2018 такие органы власти:

  • Казначейство — ПО для ведения бюджетного учета органам исполнительной власти федерального уровня, которыми руководит Правительство, и казенным учреждениям, которые подведомственны этим органам. Переход на ведение бюджетного учета с использованием этого ПО произойдет по графику, который утвержден Приказом Казначейства № 36н от 10.10.2018. Сведения о потребности провести такие госзакупки предоставляют в Казначейство по форме и в порядке, который утвержден приказом № 37н от 10.10.2018;
  • Минкомсвязь — офисное ПО и ПО в сфере информационной безопасности для органов исполнительной власти федерального уровня, которыми руководит Правительство, и казенным учреждениям, которые подведомственны этим органам. В 2020 году сведения о потребности провести такие закупки подают в Минкомсвязь по форме и по правилам, которые утверждены приказом № 725 от 19.12.2018.
Читать еще:  Оприходование денежных средств

Остальные заказчики организуют и определяют поставщика программ по общими положениями 44-ФЗ.

Как выбрать способ определения поставщика

Когда выбираете способ определения поставщика ПО, опирайтесь на общие положения и ограничения по 44-ФЗ. Не забудьте обосновать выбор того или иного способа. Определите специфику потребностей, коды предмета госзакупки и выберите способ определения поставщика.

Например, планируете купить лицензии на антивирусное программное обеспечение на сумму 600 000 рублей. Код по ОКПД2 58.29.50.000 включает «Услуги по предоставлению лицензий на право использовать компьютерное программное обеспечение». Код 58 входит в аукционный перечень. Проводите электронный аукцион.

Учитывайте ограничения: годовой объем закупок закупок таким способом не превышает 10% совокупного годового объема всех закупок и не больше 100 млн руб. Это указано в ч. 2 ст. 59 и ч. 2 ст. 82.1 44-ФЗ.

  • сведения о закупке являются гостайной или не размещаются в ЕИС. В этом случае организуйте закрытый конкурс;
  • код ОКПД2 предмета торгов есть в аукционном перечене.

Проводите открытый конкурс в электронной форме, если, например, покупаете по коду ОКПД2 62.01.11.000 «Услуги по проектированию и разработке информационных технологий для прикладных задач и тестированию программного обеспечения». Кода 62 нет в аукционном перечене.

В рамках конкурсных процедур сравните участников не только по цене, но и по качественным и квалификационным критериям.

  • сумма сделки не больше 300 000 рублей. Если соблюдаются ограничения по п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ;
  • закупают электронные издания конкретных авторов (в т.ч. используемых в них программно-технических средств и средств защиты информации) у издателей — обладателей исключительных прав (лицензий) по п. 14 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ;
  • процедура не состоялась, если соблюдаются ограничения.

Есть заказчики, например, учреждения сфере культуры, образования, науки или физкультурно-спортивные организации, которые покупают ПО у единственного поставщика на сумму не более 600 000 рублей по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

По п. 35 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ у правообладателя ПО без ограничения по сумме покупают образовательные организации — инновационные площадки.

Как сформировать лоты

Когда формируете лоты проверьте технологическую и функциональную связь. Верховный Суд в п. 3 обзора судебной практики, который утвержден Президиумом 28.06.2017 указал, что по п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ объединять товары (работы, услуги) в один лот можно, если это не ограничивает число участников закупки. Если заказчик проводит закупку компьютеров с предустановленным программным обеспечением, 44-ФЗ это не противоречит. В этом случае заказчик объединяет в один лот технологически и функционально связанные товары, без которых не начать использовать компьютерную технику. Такое объединение соответствует требованиям по ст. 8 и п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ.

Если закупаете программное обеспечение, на которое распространяются условия допуска иностранных товаров, учтите, что нельзя в рамках одной закупки (контракта, лота) покупать товары, которые включены в перечень к Приказу № 126н и отсутствующие в нем.

По общему правилу не указывайте в госзакупке конкретный товарный знак или фирменное наименование по общим правилам, поскольку это ограничивает количества участников. Исключая ситуации, когда при описании объекта закупки соблюдается одно из условий:

  1. Указание на фирменное наименование сопровождается словами «или эквивалент». Пропишите в документации параметры эквивалентности — параметры, которым соответствует поставляемое ПО.
  2. ПО других производителей несовместимо с техникой или другим ПО, которым пользуетесь. В этом случае указывать товарный знак без сопровождения словами «или эквивалент» разрешается. Чтобы минимизировать риск жалоб от участников или претензий со стороны контрольных органов, обоснуйте невозможность использования другого ПО в документации о закупке. Например, укажите наименование, версию софта, который используете, модель техники, сошлитесь на пункты технической документации эксплуатируемого оборудования.

Как провести процедуру и заключить контракт

Если запрет установлен, отклоняйте заявки, которых нет в реестрах отечественных или евразийских программ. Если установили условия допуска иностранных товаров по приказу № 126н, то примените их в зависимости от способа определения поставщика.

В остальном проводите закупку программного обеспечения по общим правилам закона о контрактной системе.

Как закупать программное обеспечение: пошаговая инструкция

Выявляем потребность

В закупках программного обеспечения (ПО) возможны три ситуации:

  1. Закупается непосредственно софт. При этом не важно, будет ли он записан на носителе (диск, флешка) либо скачиваться из интернета.
  2. Закупается техника вместе с предустановленным ПО. Например, компьютеры с установленной операционной системой и офисным пакетом.
  3. Закупается оказание услуг по предоставлению права пользования программой.

Все случаи должны проходить с учетом требований нацрежима по госзакупке программного обеспечения.

Для некоторых заказчиков приобретение отдельных категорий ПО централизованно проводят уполномоченные органы. В 2018 году Министерство цифрового развития разработало методику перехода госкомпаний на отечественный софт. Планируется, что он завершится в 2020 году.

Казначейство закупит программное обеспечение для ведения бюджетного учета федеральным органам исполнительной власти под руководством Правительства и их подведомственным казенным учреждениям. Перейти на ведение бюджетного учета с использованием этого ПО нужно по графику, который утвержден Приказом Казначейства № 36н от 10.10.2018. Информацию о потребности в проведении таких закупок нужно предоставить в Казначейство по форме и в порядке, которые утверждены Приказом Казначейства № 37 от 10.10.2018.

Минкомсвязь закупит офисные программы и ПО в сфере информационной безопасности для этих органов исполнительной власти. В 2020 информацию о потребности в проведении таких госзакупок нужно подавать в Минкомсвязь по форме и в порядке, которые утверждены Приказом Министерства № 725 от 19.12.2018. Подробнее об этом — в статьях:

Планируем закупку

При заполнении план-графика нужно указать ограничения по национальному режиму.

Устанавливаем запрет на закупку иностранного ПО

С 01.01.2016 в силу вступил закон № 188-ФЗ, который расширил возможности использования программ российских разработчиков, дав им преимущества перед иностранными. Для этих целей разработано и принято Постановление Правительства № 1236, которым установлен запрет на закупку иностранного ПО.

Под запрет подпадают приобретение:

  • программ независимо от носителей, а также услуги облачных сервисов;
  • поставки и обслуживания компьютерной техники и подобной техники, на которые нужно загрузить программное обеспечение;
  • разработки, модификации, модернизации, сопровождения, техподдержки, обновления ПО, если заказчик получит права использовать ПО или расширится ранее предоставленный объем прав.

Это список закреплен в п. 2(1) Постановления № 1236.

Документация к госзакупке программного обеспечения по 44-ФЗ должна содержать ссылку на установленный запрет (ст. 14 закона № 44-ФЗ).

Проверяем ПО в реестрах

Чтобы определить, нужно ли устанавливать запрет, придется свериться со сведениями из реестров. Как видно из названия, Постановление № 1236 различает два реестра. И реестр евразийского программного обеспечения, и реестр российского содержат все сведения о той или иной программе. К ним относятся название (в том числе устаревшее), код продукции, правообладатель, сведения о соответствии и т. д. Перечни размещаются на сайте Минсвязи в разделе «Реестр», реестр евразийского ПО находится в стадии разработки.

Если необходимое ПО содержится хотя бы в одном из реестров, установление запрета обязательно. Проводить закупки иностранного программного обеспечения можно в случаях, когда:

  • в реестрах нет аналогов, которые соответствуют классу, удовлетворяющему потребности госзаказчика;
  • в реестрах есть аналог, но отдельные характеристики не подходят заказчику;
  • закупается программное обеспечение для заказчика, который работает за границей;
  • сведения о госзакупке — это гостайна.

Если не нашли аналогов в реестре или оно по каким-то характеристикам не подходит, составьте обоснование невозможности соблюдения запрета. Разместите его в ЕИС вместе с извещением о закупке.

Читать еще:  Гибель на рабочем месте компенсация

Обосновываем невозможность

Если невозможна закупка российского программного обеспечения и необходимо приобрести зарубежное, заказчику необходимо подготовить и разместить в ЕИС обоснование закупки программного обеспечения иностранного производства. К подготовке такого документа следует подойти крайне ответственно, дабы не преступить установленный запрет.

Документ должен содержать:

  • основание для приобретения иностранного ПО;
  • ссылку на классы, к которым относится ПО;
  • список требований заказчика к характеристикам приобретаемого ПО;
  • обоснование (причины), по которым закупаемое ПО не отвечает требованиям программ, закрепленных в реестре.

Публикуется обоснование одновременно с извещением о проведении закупочной процедуры.

Составляем техническое задание

Когда составляете техническое задание к тендеру, нужно проверить функциональную связь, а также обратить внимание на формулировку предмета запроса.

При закупке программного обеспечения (ПО) заказчик может объединять покупку ПО и услуг по его сопровождению. Такие выводы сделал Минфин в Письме № 24-06-06/60727 от 19.09.2017.

Поставку компьютерной техники и покупку не связанных с ней, как с носителем неисключительных прав на использование, программ объединять нельзя. Так решил Арбитражный суд Волго-Вятского округа в делу № А38-10848/2016 от 14.08.2017.

Техническое задание на программное обеспечение, то есть описание технических характеристик, делайте в соответствии с общими положениями закона № 44-ФЗ. То есть любой заключаемый госконтракт техническое задание в документации содержать обязан.

Грамотный пример технического задания на программное обеспечение, помимо общих требований в рамках ст. 33 44-ФЗ, должен содержать:

  • стандарт лицензии;
  • объем и сроки гарантий качества;
  • спецификацию и разнарядку лицензий.

Рассматриваем заявки

Если запрет на допуск иностранного ПО установлен, то не допускайте заявки, которых нет в реестрах отечественного или евразийского ПО.

Такое правило зафиксировано в п. 2(2) Постановления № 1236.

Заключаем контракт

Закупочные процедуры программного обеспечения российского производства завершаются заключением контракта. Правила установлены в ст. 83.2 44-ФЗ.

Некоторые органы власти разрабатывают типовые формы для таких контрактов. Например в Ханты-Мансийском АО.

Изучите пример подписанного госконтракта в гоcзакупках ПО 2020 года:

44‑ФЗ «для чайников»: как проводятся госзакупки

Государственные и муниципальные учреждения приобретают товары, работы или услуги для собственных нужд через систему госзакупок (иначе — контрактная система, торги по госзакупкам). Отношения в этой сфере регулирует Федеральный закон № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года. Разобраться в нем — непростая задача для новичков. Мы попробуем рассказать об основных положениях этого закона более простым языком.

Кто участвует в закупках по 44-ФЗ?

Основные действующие лица в системе госзакупок — это заказчики и поставщики (подрядчики). Заказчиками являются государственные и муниципальные бюджетные учреждения. Поставщиками же могут быть любые юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Получать уведомления о торгах для малого и среднего бизнеса

Закон № 44-ФЗ предъявляет к поставщикам ряд требований:

  • отсутствие налоговой задолженности, неснятой судимости по экономическим преступлениям;
  • поставщик не должен быть аффилирован с заказчиком или являться оффшорной компанией;
  • поставщик не должен находиться в процессе банкротства или ликвидации.

Дополнительно заказчик может потребовать, чтобы поставщик не значился в реестре недобросовестных поставщиков.

Проверить фирму или ИП по реестру недобросовестных поставщиков

Какие закупки регулирует 44-ФЗ?

Закон № 44-ФЗ определяет правила проведения только тех закупок, которые осуществляют государственные органы власти или муниципальные учреждения за счет бюджетных средств. Закупки бюджетных учреждений, субъектов естественных монополий, компаний с участием государства за счет собственных средств регулирует другой федеральный закон — от 18.07.11 № 223-ФЗ.

ВНИМАНИЕ. Закон № 44-ФЗ не регулирует:

  • закупки услуг у международных финансовых организаций;
  • закупки услуг по государственной защите;
  • закупки драгметаллов и камней для пополнения Государственного фонда;
  • закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде;
  • закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
  • вопросы взимания платы за участие в закупках.

Как организована контрактная система

Общая схема проста. Госзаказчики заранее составляют планы закупок для собственных нужд и публикуют извещения о предстоящих торгах на сайте Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) — www.zakupki.gov.ru. Доступ к информации на ЕИС — бесплатный.

Извещение содержит информацию о товаре, работе или услуге, которая будет закупаться. Там же указывается и начальная (максимальная) цена контракта (НМЦ). Это предельно возможная сумма, которую заказчик готов заплатить поставщику или подрядчику.

В торгах принимают участие потенциальные поставщики и подрядчики. Для этого они подают соответствующие заявки. Если закупка проводится «бумажным» способом, заявки подаются в запечатанных конвертах (лично или по почте). Если закупка проводится электронным способом, то заявки подаются на электронной торговой площадке, которая указана в извещении.

ВАЖНО. В момент подачи заявки необходимо внести обеспечительный платеж. Его размер устанавливает заказчик в диапазоне от 0,5 % до 5 % от начальной (максимальной) цены контракта. Если претендент проигрывает торги, данную сумму ему вернут.

По итогам торгов выявляется победитель, который предложил самые выгодные условия. С ним заключается контракт, и после этого победитель торгов становится поставщиком для той или иной госструктуры.

Какими способами осуществляются госзакупки

Существует несколько способов проведения госзакупок. Практически все они осуществляются на электронных торговых площадках (ЭТП). На сегодняшний день таких площадок восемь:

  • Агентство по государственному заказу Республики Татарстан;
  • Единая электронная торговая площадка;
  • Российский аукционный дом;
  • ТЭК — Торг;
  • Электронные торговые системы;
  • Сбербанк — Автоматизированная система торгов;
  • РТС — тендер;
  • Электронная торговая площадка ГПБ.

Поставщики, желающие участвовать в торгах должны приобрести электронную подпись и аккредитоваться на этих площадках.

Получить сертификат электронной подписи для работы в системе госзакупок через час

Электронный аукцион

До 60% всех закупок осуществляются путем проведения открытого аукциона. Он проходит в электронной форме на одной из ЭТП. При таком способе торгов потенциальный поставщик составляет заявку из двух частей. Первая посвящена предмету закупки, вторая — самому участнику.

До аукциона заказчик рассматривает первую часть заявки, после аукциона — вторую. После допуска первой части поставщик в назначенное время заходит на торговую площадку и подает ценовые предложения.

В ходе торгов участники снижают НМЦ на шаг от 0,5 до 5% от НМЦ. Если в течение 10 минут никто не предлагает более низкую цену, то побеждает участник, который предложил самую низкую цену. После торгов заказчик проверяет вторые части заявок и объявляет победителя, с которым заключает контракт.

Открытый конкурс

Участники подают заявки в запечатанных конвертах. Заказчик выбирает победителя не только по наименьшей цене, но и по качеству товара, работы или услуги. Для этого закупочная комиссия оценивает качество продукции, опыт выполнения подобных контрактов, квалификацию персонала и проч. Побеждает участник, который предложил лучшие условия.

Бесплатно подобрать банковскую гарантию по 44-ФЗ и 223-ФЗ в онлайн-режиме

Запрос котировок

Это самый простой и быстрый способ проведения торгов. Он используется при закупках типовых, серийных товаров, работ и услуг на суммы не более 500 000 руб. Участники присылают свои заявки с ценой один раз. Заказчик смотрит сразу все заявки и определяет победителя по наименьшей предложенной цене.

Закупка у единственного поставщика

Заказчик сам решает, с кем заключить контракт. Один из самых востребованных случаев закупки у единственного поставщика — это закупка не дороже 100 тыс. рублей. С 1 марта 2019 года крупные заказчики обязаны проводить такие закупки на Едином агрегаторе торгов «Березка» (см. «Как работает Единый агрегатор торгов «Березка» и кто обязан его использовать»).

Есть и другие способы проведения торгов: конкурс с ограниченным участием, закрытый конкурс, двухэтапный конкурс и проч. Но они используются гораздо реже.

Обратите внимание: отследить размещение информации о нужной закупке можно в сервисе «Контур.Закупки». В нем поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам). После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка. Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

Источники:

http://www.garant.ru/consult/gpurchase/1133710/
http://www.turobr.ru/novosti/3959/
http://gozakaz.ru/instruktsiya-po-zakupkam-programmnogo-obespecheniya-po-44-fz/
http://goscontract.info/podgotovka-k-tenderu/kak-zakupat-programmnoe-obespechenie-poshagovaya-instruktsiya
http://www.buhonline.ru/pub/goszakupki/2019/10/15107

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector