0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание

Имеет ли право учитель бить ученика

Конфликт с учителем: какие меры наказания учеников незаконны?

О каких законах забывают педагоги, выгнав ученика из класса, отобрав телефон, прилюдно зачитывав школьную переписку или поставив двойку за отсутствие на уроке? Рассказывает юрист Ксения Печеник.

Очень часто родители сталкиваются с жалобами подростков на действия учителей. Как соблюсти грань между интересами ребенка, педагогическим процессом и не поссориться с администрацией школы на ровном месте? В последние годы уровень правосознания как школьных педагогов, так и учеников и их родителей, заметно повысился. Дети стали более грамотными, а учителя балансируют на грани воспитательного процесса и закона. Тем не менее, нередко от школьников можно услышать жалобы на применение не педагогических, а порой и незаконных мер воспитания и наказания к ним. Так на что же имеет право учитель? Давайте разбираться.

Согласно п.4. ст. 55 Закона «Об образовании» при исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания. Однако как определить границы допустимости педагогических методов? На что учитель имеет право, а на что нет? Рассмотрим наиболее типичные ситуации.

Учитель применяет физическое или психическое насилие к ученику

Не секрет, что ученики бывают сложными, но, несмотря на это, п. 6 ст. 15 Закона «Об образовании» запрещает применение насилия, выраженного в физической или психической форме.

В случае, если учитель ударил ребенка, дал подзатыльник или пощечину, он понесет дисциплинарную, гражданскую или даже уголовную ответственность. Все зависит от характера причиненного ущерба здоровью. Известен случай, когда учителя одной из школ Петрозаводска уволили за подзатыльник ученице 6-го класса. Возможность увольнения учителя за применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, предусмотрена ч. 4 ст. 56 Закона «Об образовании» в качестве дополнительного оснований прекращения трудового договора по инициативе работодателя помимо тех, которые предусмотрены Трудовым Кодексом.

Конечно, случаи рукоприкладства, в особенности с тяжкими последствиями для учеников, со стороны педагогов крайне редки, однако если это случилось, необходимо зафиксировать этот факт. Это может быть видеозапись, свидетельские показания и т.д. В случае, если имеются следы побоев, их необходимо зафиксировать в ближайшем медпункте и сфотографировать, после чего можно обращаться с заявлением в полицию или с жалобой в прокуратуру. В зависимости от тяжести причиненного здоровью вреда, противоправные действия педагога могут быть квалифицированы по ст. 116 УК РФ (побои), ст. 115 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст. 112 УК РФ (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), ст. 113 УК РФ (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта), ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью).

Критерии определения степени тяжести вреда здоровью представлены в Правилах определения степени тяжести вреда, причинённого здоровью человека, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 августа 2007 г. № 522. и в Медицинских критериях определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 апреля 2008 г. № 194н. Согласно действующего уголовного законодательства есть несколько градаций причиненного вреда.

Так, к тяжкому вреду относятся в том числе:

• вред, опасный для жизни человека;
• потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата органом его функций;
• прерывание беременности;
• психическое расстройство;
• заболевание наркоманией либо токсикоманией;
• неизгладимое обезображивание лица;
• значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть;
• полная утрата профессиональной трудоспособности;

К средней тяжести вреда здоровью относят:

• длительное расстройство здоровья (если пострадавший находится на лечении в больнице более 21 дня);
• значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на одну треть.

К легкому вреду относят:

• кратковременное расстройство здоровья (если пострадавший находится на лечении в больнице до 21 дня включительно);
• незначительная стойкая утрата общей трудоспособности.

Таким образом, если, не дай Бог, Ваш ребенок пострадал от действий педагога, его ответственность будет определяться правоохранительными органами, на основании последствий, причиненных здоровью ребенка.

Частым случаем нарушения прав ребенка является изъятие у него в школе каких-либо предметов (телефона, планшета, украшений и др).

Вопрос о том, имеет ли учитель право изъять у ученика телефон, планшет или иное имущество, которое, по его мнению, мешает образовательному процессу, едва ли не самый популярный в сети.

Ответ: нет и еще раз нет. Даже если нечто подобное предусмотрено школьным Уставом, такие действия учителя могут быть квалифицированы как грабеж (открытое хищение чужого имущества). Если такое произошло, то необходимо обратиться сначала с жалобой к директору школы, и, если не поможет — в полицию – с заявлением о факте незаконного завладения имуществом.

Может ли учитель выгнать с урока или не пускает на урок?

Имеет ли право учитель выгонять ученика с урока? О таком праве ничего не сказано, зато четко прописано другое. Согласно ст. 43 Конституции РФкаждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Следовательно, если учитель выгнал ученика с урока или не пустил на урок, можно написать заявление директору школы об устранении препятствий доступа к образовательному процессу. Если ситуация повторяется неоднократно, и жалобы директору не принесли никакого результата, можно обращаться с жалобой в прокуратуру или суд.

Не надо забывать также о том, что, выгоняя ученика с урока или не допуская его к занятиям, учитель рискует быть привлеченным к ответственности вплоть до уголовной в случае, если в это время с учеником произойдет несчастный случай, либо гражданской — если ученик совершит какое-либо правонарушение. Согласно ч.3. п.3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании», ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса несет образовательное учреждение.

Учитель отнял у ученика записку и прочел в присутствии всего класса

Это неправомерно. Согласно ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Дети – не исключение. Право на неприкосновенности частной жизни гарантируется ст. 12 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой «никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств». Все это имеет непосредственное отношение в том числе, к содержанию записок учащихся.

Читать еще:  Как зачесть материнский капитал в ипотеку

Учитель поставил двойку за отсутствие на уроке

Учитель не имеет права так поступать, поскольку в соответствии с Законом «Об образовании», система оценок применяется только для оценивания знаний учащихся.

Возникает вопрос: что же тогда делать учителю, если практически все привычные методы запрещены законом? Для того, чтобы достичь желаемого порядка и дисциплины в классе существует множество других педагогических приемов и методов, не связанных с нарушением прав учеников. К примеру, пригрозить нерадивому ученику жалобой директору школы, либо вызовом родителей в школу.

Вместе с тем, каждому родителю следует детально изучить Устав учебного заведения. Как правило, в нем содержатся все допустимые меры наказания учеников. Однако, в случае наличия противоречий с действующем законодательством, Устав школы можно оспорить в судебном порядке.

Безусловно, «топорные» методы борьбы с администрацией школы или с конкретным педагогом не сделают жизнь ребенка в школе лучше. Если ситуация еще не зашла слишком далеко, и есть возможность урегулировать вопрос мирно, не привлекая юристов, следует рассмотреть вопрос о привлечении к переговорному процессу с администрацией школы психолога школы или независимого медиатора (посредника в урегулировании конфликта).

Учитель ударил ученика, что делать

Работа учителем требует много терпения, но не у всех его хватает, в результате получается конфликт. Подобные ситуации чаще всего возникают со специалистами, которые ведут себя по отношению к ученикам непедагогично. Не редкими в наше время являются ситуации, когда по отношению к детям со стороны воспитателей/учителей применяется физическое насилие. Возникает вопрос, имеют ли они на это моральное право, и какая ответственность предусматривается?

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с ударом учителем ребенка, то вам следует помнить, что:

  • Все случаи, связанные с побоями, уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выполнить любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу.
  • Позвонить:
    • ☎ Федеральный номер: 8 (800) 500-27-29 доб. 844

Общее описание неприятных ситуаций в учебном процессе

Учителя, которые выгоняют детей за плохое поведение из класса, отбирают телефоны, прилюдно читая личные переписки, ставя низкий балл просто за то, что ребенок отсутствовал на занятии или не пришел вовремя, забывают о том, что они нарушают закон. Родителям приходится часто сталкиваться с тем, что их дети жалуются на действия преподавателей. Вашей первоначальной задачей должна быть защита интересов своего ребенка, отстаивание его прав. Но! Еще важно соблюсти грань и не поссориться с администрацией школы на ровном месте.

Нельзя не отметить, что в последнее время уровень правосознания, как школьных педагогов, так и учеников, их родителей заметно повысился и это хорошо. Однако ситуации, когда учителя применяют непедагогические методы, все же имеют место. С особой внимательностью следует относиться к применению противозаконных мер наказания, воспитания.

Важно! Как сказано в Законе «Об образовании» учитель имеет право выбирать, а также использовать методики обучения и воспитания на свое усмотрение. Самое главное, чтобы не были нарушены педагогические границы.

Нельзя отбрасывать тот факт, что дети бывают разными, у каждого ребенка свой характер, воспитание. Но одно можно сказать точно, применять насилие, имеющее физическую или психологическую форму, категорически запрещено. Многих родителей интересует, что делать, если учитель ударил ученика? Оставлять без внимания подобные инциденты ни в коем случае нельзя. Это может повториться, и что самое главное, негативно сказаться на психологическом состоянии ребенка, понизить его самооценку.

Наказание за избиение работником образовательного учреждения

Поднятие руки учителем на ребенка в ходе урока можно квалифицировать как побои, но это в случае если явные телесные повреждения отсутствуют. Что же касается ситуаций, когда полученные повреждения имеют различную степень тяжести, квалификация правонарушения определяется уровнем нанесения вреда.

Какое наказание может понести учитель? Если злодеяние не имеет квалифицирующих признаков, то суд может обязать его заплатить штраф в размере до 40 тысяч рублей или в размере трехмесячного заработка. Мерой пресечения также может быть привлечение к обязательным работам или исправительным. В первом случае максимальный срок составляет 360 часов, во втором 6 месяцев. Более суровым способом наказать учителя является его взятие под арест до трех месяцев.

Отягощающими обстоятельствами дела являются:

  • хулиганские побуждения;
  • наличие мотива расовой, национальной, идеологической, политической вражды;
  • ненависть.

Если следствие показало, что, хотя бы одно из приведенных обстоятельств имело место, то наказание может быть применено в виде привлечения к обязательным, исправительным, принудительным работам (до 360 часов, 1 года, 2 лет). Это также может быть ограничение свободы максимум на два года, арест до полугода, лишение свободы на срок около двух лет.

Внимание! По закону наказание за побои предусматривается достаточно серьезное. Если вы даже просто пригрозите учителю привлечением к ответственности, то у него отпадет желание обижать вашего ребенка.

Не так часто, но все же бывают ситуации, когда ученик избивается систематически, в этом случае речь идет об истязании. Даже если квалифицирующие признаки отсутствуют, это влечет ограничение свободы, привлечение к принудительным работам или лишение свободы сроком на три года во всех случаях.

Действия родителей, желающих прекратить насилие по отношению к своему ребенку

Для начала попытайтесь урегулировать конфликт в рамках учебного заведения, для этого потребуется привлечь директора и психолога. Если же переговоры и попытки решить все мирным путем не дали результата, тогда есть смысл обратиться с заявлением в полицию, а если нужно, то и в суд. Бывают ситуации, когда персональные данные преподавателя родителям неизвестны. В этом случае сотрудниками правоохранительных органов проводится ряд мероприятий, направленных на установление личности виновника инцидента. После того, как потерпевшая и обвиняемая сторона допрошены, все материалы подкрепляются обвинительным актом и направляются в суд.

Основанием для возбуждения уголовного дела является заявление родителя, срок дознания по закону не должен превышать 30 дней. Перед самой передачей дела в суд, дознавателем утверждается обвинительный акт, что делается у прокурора. Он наделен правом утвердить обвинительный акт или вернуть его на проведение дополнительного дознания.

Если вы хотите выиграть дело, не пожалейте денег и наймите хорошего адвоката. Дело в том, что не все знают, как правильно подается заявление в суд, как собирается пакет необходимых документов, доказательная база. А опытный юрист, разбирающийся в тонкостях юриспруденции, может в этом помочь. Кроме того, он знает, как правильно себя нужно вести на заседании, как отвечать на вопросы, и сможет научить этому вас. Наладив сотрудничество, вы сможете с легкостью достигнуть желаемого и наказать учителя, который обидел вашего ребенка и возможно других детей.

Что касается того, по каким критериям следует выбирать адвоката, то основными являются:

  • уровень образования;
  • положительный опыт;
  • квалификация;
  • умение отстаивать свою точку зрения, убеждать;
  • грамотность.

Не лишним будет обратить внимание на внешний вид юриста, он должен быть представительным. Доверьтесь профессионалу, и виновные будут наказаны.

Бить или не бить: учителю – школьника, и наоборот

Сколько законов сегодня защищает права и интересы детей? Давайте посчитаем. Конституция РФ. Закон «Об образовании». Семейный кодекс. Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Нельзя, конечно, не упомянуть международную «Конвенцию о правах ребенка» и институт Уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ. А ведь еще есть законы местные, многочисленные инструкции и нормативные акты.

Процесс родительского воспитания господствует над всеми остальными воспитательными формами. Но волей-неволей ребенок очень рано становится социальным существом. Он вынужден взаимодействовать с другими членами социума — и сверстниками, и взрослыми. А с тех пор как, согласно Закону «Об образовании», бывший очаровательный карапуз достигает школьного возраста, его основным взрослым воспитателем, наряду с мамой и папой, становится учитель.

Читать еще:  Вольнонаемные работники мвд

Воспитательный процесс в учебных заведениях должен основываться на глубоком уважении личности. Прежде всего, конечно, речь идет о личности ребенка: он слаб, мал и зависим. Но во все времена само собой подразумевалось, что уважение к личности учителя впитывается ребенком, так сказать, с молоком матери. Педагогические отношения — это и есть отношения между личностями. Учителя бывают разные. Но и дети не всегда ангелы. Среди них встречаются агрессивные, депрессивные и гипервозбудимые. И за каждым теоретически стоит целая армия защитников. Как быть учителю, если его личность не просто не уважается, а грубо попирается? Как, например, в Иркутске, где ученики безнаказанно истязали учительницу.

Или в Татарстане. Там четвероклассник не был готов к уроку. Классная руководительница настаивала, чтобы мальчик выполнил ее требования. Он грязно обругал ее, а его мать подала в суд за то, что в отместку учительница якобы избила ее сына. Причем ногами. За учительницу встали горой не только коллеги, но и родители, уверяя правосудие, что обвиняемая ни при каких обстоятельствах не могла поднять на ученика руку — не то что ногу!

Показания малолетних свидетелей брались, вопреки закону, без участия взрослых. Нашелся первоклассник, который сознался, что это он подрался на перемене с «потерпевшим» — отсюда у того и синяки… Большинство детей в ходе следствия отказались от первоначальных показаний. Суд тянулся полгода, что, по идее, должно предполагать доскональное разбирательство.

Но приговор удивил всех: явно оговоренную преподавательницу признали виновной и присудили ей выплату штрафа в размере 2,5 тысячи рублей. Если решение суда не будет обжаловано, за применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, учительница может быть уволена по статье 336, пункту 2 ТК РФ. И статья 56 Закона «Об образовании» гласит, что даже однократное применение методов физического или психического насилия влечет увольнение учителя. За одно и то же деяние педагога можно наказать по двум статьям!
А того ученика, кстати, просто перевели в другую школу, где он за обычное замечание угрожает новой «училке» выброситься из окна. Если она в ответ на прямой шантаж скажет неосторожное слово, ее тоже ждет суд?

Своим мнением по поводу этого случая, и не только, с «Правдой.Ру» поделилась Евгения Александровна, учительница русского языка и литературы одной из московских школ. «Надо сказать, история запутанная. Так и осталось непонятно, применяла ли учительница физическую силу к ребенку или нет. Со свидетелями инцидента тоже неясность… Если они изменили показания, то почему это не учли в суде? В любом случае, решать проблему силовыми методами педагог не должен. Странно и то, что учительница говорила о систематических нарушениях дисциплины у этого школьника, но за все время обучения, насколько я поняла, она ни разу не обратилась ни к психологу, ни к администрации. Сообщала ли она о поведении сына его родителям?

Если нет, то, увы, — результат закономерен. Таких «нестабильных» детей надо отслеживать, работать и с ними, и с их родственниками. Причем сообща, привлекая в случае необходимости и родительский комитет и, если понадобится, сотрудников инспекции по делам несовершеннолетних. Иначе потом матерной бранью дело не ограничится. Чувствуя свою безнаказанность, такой вот подросший школьник в следующий раз сам поднимет руку на учителя».

Но давайте беспристрастно посмотрим на права педагогов. Право на принятие мер дисциплинарного воздействия дано учителю не федеральным законом, а Уставом школы, то есть внутренним документом. Высказывание претензии к ребенку вообще нигде не оговорено и всегда может быть истолковано не в пользу учителя. Установление требований к поведению учащихся на занятиях декларируется только в Конвенции о правах ребенка. А защиту от неоправданного вмешательства родителей в круг профессиональных обязанностей учителя предусматривает рекомендация ЮНЕСКО, которая силы закона не имеет. Остальные права гарантированы учителю наравне с прочими гражданами. А перечисление всего, на что учитель не имеет прав, лучше не начинать — места не хватит. Даже удалить хулигана с урока нельзя.

Не перегнули ли мы в пылу правозащитного рвения о правах ребенка палку? Не забыли ли, что учитель — человек, а не биоробот без нервной системы? Его профессия, как никакая другая, связана с особыми рисками и стрессами. Профессиональные требования непомерно завышены. Права непомерно занижены. Разве можно остаться личностью, когда твои личностные качества вообще не учитываются? Когда каждый маленький негодяй при поддержке опекунов способен при желании добиться выдачи тебе «волчьего билета». Кого же мы вырастим на этой улице с односторонним движением?

Школа болеет всеми недугами общества, поэтому конфликты педагогов и учеников нужно рассматривать в системе, рассказала «Правде.Ру» школьный психолог Ольга Савина. Разбирая подобные татарстанской ситуации, следует прежде всего разобраться в отношениях ребенка с родителями, с другими учителями и т. д. «В настоящее время, — говорит специалист, — 30-40 процентов российских школьников имеют нестабильную психику, более того, подобными расстройствами зачастую страдают и их родители. Теперь посудите сами, если ребенок, находясь дома, испытывает постоянный стресс из-за скандалов и неадекватного поведения мамы и папы, где он будет выливать накопившиеся раздражения и агрессию?»

Савина отмечает также, что если преподаватель поднял руку даже на самого буйного ребенка, то ему следует обратиться к врачу-психиатру, взять административный отпуск на год (что, кстати, предусмотрено нашим законодательством). В любом случае — нельзя уравнивать даже самого неадекватного ученика со взрослым человеком и отвечать ему хамством на хамство, а уж тем более бить.

Нередко обиженный на преподавателя ученик сильно приукрашивает конфликт. И родители, не разобравшись и минуя школу, идут жаловаться в вышестоящие инстанции. Это неправильно. «Для начала учителям, попечительскому совету и родительскому комитету стоит собраться и попытаться выяснить все обстоятельства происшествия, чтобы понять, а был ли, собственно говоря, инцидент», — заключает Савина.

…Итак, получается, что однозначный ответ на вопрос «что делать?» в данной ситуации найти нельзя. Да, бывают неуправляемые дети, но бывают и педагоги, которые раздражение от личных проблем выливают на своих подопечных. Какие-то общие правила здесь придумать сложно, ведь каждая ситуация индивидуальна. Работа учителя и заключается в том, чтобы не просто вбить в голову ребенка цифры и формулы, но воспитать его. Само собой, в этом должны участвовать и родители.

С одной стороны можно понять педагога, который пытается достучаться до мамы трудного подростка, а в ответ получает: «Вы просто придираетесь к моему мальчику, дома он прекрасно себя ведет». Но с другой — рукоприкладство. Это последнее дело. Что говорить, если сами учителя не в силах решить дилемму.

Как учитель может наказывать школьников?

На корабле главный — капитан, а в классе — учитель. Какие же он имеет полномочия по отношению к ученикам?

В каждой школе есть Устав образовательного учреждения, составленный в соответствии с Федеральным законом «Об образовании», в котором более подробно прописаны все права и обязанности не только педагогов, но и учащихся. И что же там?

Небольшой экскурс в историю

Многие родители, отправляя детей в школу, невольно вспоминают свои школьные годы и учителей.. Они были строгие, чаще справедливые, иногда несдержанные. В совтских школах никого не удивляло, когда учитель, пытаясь усмирить расшалившихся подростков, стучал по столу рукой, а иногда и разными предметами. Например наша молоденькая географичка лупила со всей мочи по столу классным журналом.

Получалось громко, но за внешний вид документа она потом получила выговор. Учитель мог взять ученика за ухо и вывести из клаcса, назвать бестолочью или еще как-то выразить свое отношение к тому, что тот на может вспомнить еще одно доказательство теоремы Пифагора.

Да, бывало всякое. Но, в глазах советских школьников, которых родители тоже ставили в угол, а иногда и наказывали ремнем, учитель был царь и бог. Он был взрослый человек, обличенный властью и, как нам тогда казалось, безграничными правами. Нет, мы знали, что розги в школе запрещены. Тем не менее нормально воспринимали легкий подзатыльник от раздасадованного учителя как альтернативу двойке по поведению и вызову родителей.

Читать еще:  Оплата сверхнормативного багажа в командировке

В современных школах все совсем иначе. Дети знают свои права (часто забывая об обязанностях), а для учителей действуют (и не на бумаге, а в реальности) строгие правила и ограничения. Так что же может современный школьный учитель, а чего нет?

Каждый ученик — личность

На этом, конечно же правильном постулате стоит современное образование. Тактичность, уважение личного пространства, охрана персональных данных и сведений, и никаких, абсолютно (!) личных контактов. В законе об образовании и многочисленных должностных инструкциях и методических указаниях, которые регулярно выпускает для учителей минобразования, сказано, что:

Учитель обязан: ценить достоинство всех участников учебного процесса, уважать право ребенка иметь собственную точку зрения.

При этом педагог всегда должен сохранять авторитет и являться примером для учеников. Но, на самом деле в нынешнем варианте школы все права и обязанности учителя ограничены учебным процессом. Воспитательные функции остаются, что называется, «за бортом».

Почему? Да хотя бы потому, что прав по отношению к ученикам у современного школьного учителя совсем не много. Вначале узнаем,

Чего не имеет права делать школьный учитель

Законодательство дает таким ограничениям в правах учителей очень емкое определение:

Учитель не имеет права предпринимать самостоятельных действий при нарушениях, которые выходят за рамки должностной инструкции, а немедленно связаться с руководством школы.

Что это означает? Да то, что если даже ученик нарушает дисциплину в классе, ведет себя грубо, или использует предметы, запрещенные на уроках, например мобильный телефон,

учитель не может:

  • выгнать ученика из класса;
  • поставить ученика стоять весь урок (помните такое наказание в советских школах?);
  • забрать у ученика запрещенный предмет (формально права нет, но иногда все равно забирают);
  • применить любое физическое воздействие к ученику (даже просто взять за руку);
  • оскорблять ученика и унижать его достоинство (та самая бестолочь, неуч, и т.п.).

Таких ограничений множество. Учителя не могут делать замечания с переходом на личности учеников, не имеют права обсуждать их оценки при всем классе, особенно негативные оценки. Указывать на какие-либо физические особенности и недостатки учеников.

Что касается физического контакта, то он запрещен как в негативном, так и в позитивном смысле. Например, учитель не может погладить ученика по голове или одобряюще похлопать по спине. Необходимо держать дистанцию. Правда, это соблюдается не всегда. Часто в младших классах учительницы обнимают своих учениц. Но обычно на это нарушение никто не обращает внимание. Хотя в соответствии с должностными инструкции это запрещено.

А что же разрешено учителю?

Учитель не только может, но и должен обеспечивать в вверенном ему классе образовательный процесс в соответствии с программой обучения. В права и обязанности учителя входит передача знаний в рамках своей квалификации, а также безусловным правом педагога является оценка обучающихся по объективным критериям. Он должен требовать от учеников соблюдать правила школы, уважать ее традиции. При этом обязательно соблюдая нормы педагогической этики.

Кстати, повышение голоса на детей, если при этом педагог не допускает оскорблений, является допустимым, то есть оно не запрещено должностными инструкциями, но является сомнительным с точки зрения этики.

Также учителя имеют право приобщать школьников к здоровому образу жизни, в том числе на своем примере. Они могут мотивировать детей разными способами: организовывая конкурсы, соревнования, советуя книги и занятия. Следовательно, проявление инициативы и творчества в изучении образовательных и развивающих программ является важным правом учителя.

Какая ответственность ждет учителя, который ударил ученика

В современных школах конфликты случаются практически ежедневно. И если иногда это вполне допустимо между подростками, то ссора между школьником и педагогом – это очень серьезно. Если учитель ударил ученика, ему может грозить не только увольнение, но и реальное уголовное наказание. А это штраф, принудительные работы и даже тюрьма.

Порядок действий, когда учитель ударил ученика

Конфликты учеников и учителей возникают во многих странах, например, в Украине, Казахстане и т.д. Россия также не исключение. Если говорить о том, что может спровоцировать учителя применить к ребенку физическую силу, например, ударить по голове, то причин много.

Известно, что поведение детей часто оставляет желать лучшего, и если педагог не смог организовать учебный процесс должным образом, то контролировать учеников будет сложно. Постоянное психологическое напряжение, возможные издевательства со стороны школьников или нервный срыв могут повлиять на то, что педагог перестает держать себя в рамках.

Справка: как бы ни вели себя дети, применять физическую силу к ним преподаватель не имеет права.

Когда родители школьника узнают о действиях педагога, первое их желание – это обращение в полицию. Но на практике с заявлением лучше подождать. Сначала нужно решить конфликт внутри школы, обратившись к администрации для выяснения обстоятельств. Если учительница действительно виновата, то она обязательно понесет ответственность.

Если уладить дело мирно не вышло, то права этих родителей могут быть восстановлены в суде. Естественно, процесс длится долго. Но если есть необходимость в том, чтобы остановить и наказать педагога, то следует обращаться к правоохранительным органам. Процедура состоит из следующих этапов:

  • оформление и подача заявления в полицию;
  • сбор доказательств избиения (медицинское освидетельствование).

В заявлении следует подробно описать обстоятельства дела, указать личные данные учителя и возможных свидетелей, а также другую важную информацию. Можно обратиться к опытному адвокату. Родитель пострадавшего школьника может взыскать с учителя моральный ущерб. Для этого следует подготовить и подать соответствующий судебный иск.

Какое наказание предусмотрено

Если, к примеру, учительница бьет маленького ребенка по голове, ее могут привлечь к уголовной ответственности. И наказание будет соответствующим. Статья 116 УК РФ (побои) при отсутствии телесных повреждений содержит следующие санкции:

  • арест (до полугода, не более);
  • обязательные работы (360 ч.);
  • исправительные работы (полгода, не более);
  • штраф (до 40 тыс. рублей).

Если в действиях учителя будут выявлены обстоятельства, отягчающие наказание, то его ожидает:

  • обязательные работы (360 часов);
  • исправительные работы (не более 12 месяцев);
  • условный срок (2 года);
  • принудительные работы (до 24 месяцев);
  • арест (полгода);
  • тюремное заключение (до 2 лет).

За умышленное причинение ребенку вреда средней тяжести ему грозит серьезное наказание по статье 112 УК РФ:

  • принудительные работы (до 36 месяцев);
  • условный срок (до 3 лет);
  • тюремное заключение (до 3 лет).

Помимо уголовной ответственности, учителя ожидают дисциплинарное взыскание и увольнение. На наказание могут повлиять дополнительные факторы:

  • ненависть к ребенку;
  • национальная, расовая или политическая вражда.

Эти два обстоятельства могут привести к тому, что учитель получит реальный тюремный срок за свои действия.

Как защитить ребенка от неправомерных действий со стороны педагога

Для ребенка физическое насилие со стороны учителя – это серьезная психологическая травма. Поэтому родители обязаны делать все правильно и не усугублять этот конфликт. С другой стороны, не предпринимать никаких мер также неправильно. Если администрация школы проигнорировала обращение родителей, а полиция не спешит передавать дело в суд, есть смысл перевести ребенка в другое образовательное учреждение.

Родителям учеников, которые становятся жертвами нервных учителей, следует не только возмущаться и требовать наказания для педагога. Важно понимать, что ни один преподаватель, если у него все в порядке с психикой, не будет бить ученика. Но если спровоцировать его, на что современные дети вполне способны, то может произойти нечто подобное. В этой проблеме виноват не только педагог, но еще родители, отсутствие дисциплинарных мер, позволяющих контролировать поведение детей, и многое другое.

Наказывать педагогов, бьющих детей, нужно по-разному. Если это просто нервный срыв, то вполне достаточно уволить человека. Но при наличии таких отягчающих факторов, как ненависть (расовая или национальная) и систематичность избиения, то обязательно нужно идти в полицию. На наказание также влияет тяжесть нанесенных школьнику побоев.

Источники:

http://letidor.ru/obrazovanie/konflikt-s-uchitelem-kakie-mery-nakazaniya-uchenikov-nezakonny.htm
http://lawyer-expert.ru/prestupleniya-protiv-zhizni-i-zdorovya/uchitel-udaril-uchenika/
http://www.pravda.ru/society/1028208-teach/
http://zen.yandex.ru/media/id/5984d3e67ddde837f2a103e2/5b9b9799c3cbc000ab140ac2
http://ypravo.com/poboi/uchitel-udaril-uchenika.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector