Доставка проводки
Учет расходов на доставку товаров при их реализации
Доставка товаров до покупателя возможна как за его счет, так и за счет продавца. В данной статье мы рассмотрим особенности учета транспортных расходов у продавца при реализации им товаров, доставка осуществляется за его счет.
- каким документом в 1С отражаются затраты на доставку товаров до покупателя, если доставку осуществляет сторонний перевозчик;
- какую выбрать статью затрат для транспортных расходов;
- как принять к вычету НДС по транспортным расходам;
- как отразить оплату перевозчику.
Пошаговая инструкция
Рассмотрим пошаговую инструкцию оформления примера.
Отражение в учете услуг по доставке товаров до покупателя
Нормативное регулирование
Организации, занимающиеся оптовой, мелкооптовой и розничной торговлей, формируют расходы на реализацию с учетом следующих особенностей:
- в БУ затраты на доставку товара до покупателя, осуществленную сторонним перевозчиком, относят на расходы по обычным видам деятельности (расходы на продажу товара) и учитывают на счете 44.01 «Издержки обращения в организациях, осуществляющих торговую деятельность» (план счетов 1С, п. 5, 7 ПБУ 10/99);
- в НУ такие расходы учитывают в составе косвенных (прочих) расходов, связанных с производством и реализацией, и полностью относят в уменьшение налоговой базы текущего периода (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, п. 2 ст. 253 НК РФ, ст. 320 НК РФ).
Доставка товара до покупателя с привлечением стороннего перевозчика сопровождается оформлением транспортной накладной (ТН), являющейся подтверждением заключения договора перевозки груза (ст. 785 ГК РФ), с учетом следующих особенностей:
- Форма товарной накладной зависит от вида используемого транспорта: например, для автомобильных перевозок применяют транспортную накладную, приведенную в Приложении N 4 к Правилам перевозок грузов, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272.
- ТН можно считать первичным документом для отражения затрат в бухгалтерском и налоговом учете, только если в ней есть все обязательные реквизиты, перечисленные в ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ. Если реквизитов недостаточно, то на основании ТН нужно оформить дополнительный первичный документ — например, УПД или акт оказанных услуг (Письмо ФНС РФ от 10.08.2018 N АС-4-15/15570@).
Необходимость в ТН возникает, только если перевозку товаров до покупателя осуществляет сторонняя организация. Если перевозка реализованных товаров осуществляется собственным транспортом, то ТН составлять не нужно: достаточно правильно оформленного путевого листа. Затраты на транспортировку в учете продавца в данном случае будут являться расходами по обычным видам деятельности и учитываться как в составе общехозяйственных расходов по Дт 26 (в учете неторговых организаций) или в составе коммерческих расходов по Дт 44 (в учете торговых организаций).
Учет в 1С
Учет затрат на доставку товаров до покупателя, осуществляемую сторонним перевозчиком, отражается документом Поступление (акт, накладная) вид операции Услуги (акт) в разделе Покупки – Покупки – Поступление (акты, накладные) .
В документе указывается:
- Акт № _ от _ — дата и номер первичного документа;
- от — дата подписания акта;
- Контрагент — наименование перевозчика;
- Договор — документ, по которому ведутся расчеты с перевозчиком, Вид договора — С поставщиком.
- Счета учета :
- Счет затрат — 44.01 «Издержки обращения в организациях, осуществляющих торговую деятельность».
- Статьи затрат — статья затрат на доставку товаров до покупателя. Выбирается из справочника Статьи затрат, Вид расхода — Прочие расходы.
- Счет учета НДС — 19.04 «НДС по приобретенным услугам».
Проводки по документу
Документ формирует проводки:
- Дт 44.01 Кт 60.01 — учет затрат на доставку до покупателя;
- Дт 19.04 Кт 60.01 — принятие к учету НДС.
Регистрация СФ поставщика
Для регистрации входящего счета-фактуры от перевозчика необходимо указать его номер и дату внизу формы документа Поступление (акт, накладная) и нажать кнопку Зарегистрировать .
Если в документе установлен флажок Отразить вычет НДС в книге покупок датой получения , то при его проведении будут сделаны проводки по принятию НДС к вычету.
Изучить Варианты принятия НДС к вычету по документу Счет-фактура полученный
Проводки по документу
Документ формирует проводку:
- Дт 68.02 Кт 19.04 — принятие НДС к вычету.
Отчет Книга покупок можно сформировать из раздела Отчеты – НДС – Книга покупок .
Декларация по НДС
В декларации по НДС сумма вычета отражается:
В Разделе 3 стр. 120 «Сумма НДС, подлежащая вычету»:
- сумма НДС, принятая к вычету.
В Разделе 8 «Сведения из книги покупок»:
- счет-фактура полученный, код вида операции «01».
Перечисление оплаты перевозчику
В момент принятия к учету транспортных расходов на доставку товара до покупателя образовалась кредиторская задолженность перед перевозчиком по Кт 60.01. Погашение этой задолженности оформляется документом Списание с расчетного счета вид операции Оплата поставщику в разделе Банк и касса – Банк – Банковские выписки — Списание .
В документе указывается:
- Сумма — сумма оплаты, согласно выписке банка.
Изучить подробнее Оплата поставщику (постоплата)
Проводки по документу
Документ формирует проводку:
- Дт 60.01 Кт 51 — погашение задолженности перед перевозчиком.
Признание транспортных затрат в полном объеме в составе расходов на продажу в конце месяца
Для того чтобы транспортные расходы отразились в составе расходов на продажу по счету 90.07.1, необходимо запустить процедуру Закрытия месяца операция Закрытие счета 44 «Издержки обращения» в разделе Операции – Закрытие периода – Закрытие месяца .
Проводки по документу
Документ формирует проводку:
- Дт 90.07.1 Кт 44.01 — признание транспортных затрат в составе расходов на продажу.
Контроль
Осуществить проверку списания транспортных расходов можно с помощью отчета Оборотно-сальдовая ведомость по счету 44.01 «Издержки обращения в организациях, осуществляющих торговую деятельность» в разделе Отчеты – Стандартные отчеты – Оборотно-сальдовая ведомость по счету .
На конец отчетного периода (октябрь) не должно быть конечного сальдо по статье затрат Расходы на доставку до покупателя.
Из отчета Оборотно-сальдовая ведомость видно, что все транспортные расходы на доставку товара до покупателя списаны в полном объеме и по БУ и по НУ, следовательно, операция по отражению расходов на доставку товаров до покупателя отражена верно.
Декларация по налогу на прибыль
В Декларации по налогу на прибыль затраты на доставку товаров до покупателя отразятся в составе косвенных расходов:
- Лист 02 Приложение N 2 стр. 040 «Косвенные расходы — всего».
Учет расходов по доставке товаров от поставщика до покупателя
Если расходы по доставке оплачивает поставщик, он включает их в цену продажи товаров. Сами расходы по перевозке наемным транспортом отражаются на дебете счета 44 “Расходы на продажу”, с которого по окончании месяца списываются на дебет счета 90 “Продажи” в уменьшение прибыли от продаж.
Положение по бухгалтерскому учету 5/01 “Учет материально-производственных запасов” (утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н) предусматривает два варианта учета затрат по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимых до момента их передачи в продажу*.
Примечание:
* Состав этих затрат перечислен в пункте 6 ПБУ 5/01. Поскольку их наибольшую долю составляют затраты по доставке товаров до места их использования, если они не включены в цену товаров, установленную договором (транспортные расходы), в дальнейшем будем говорить только об их учете.
В пункте 6 ПБУ 5/01 предлагается включить их в себестоимость товаров, а в пункте 13 – в состав расходов на продажу. Выбор одного из этих вариантов должен быть отражен в приказе об учетной политике.
Рассмотрим проблему этого выбора подробнее. Начнем с простой ситуации.
Организация закупила товар одного наименования. Сумму, уплаченную за перевозку товара, организация решила включить в себестоимость товаров.
Для расчета транспортных расходов на единицу товара нужно общую сумму транспортных расходов разделить на количество (массу) данного товара и полученную сумму прибавить к покупной цене.
Но на практике в абсолютном большинстве случаев в сопроводительных документах поставщиков указываются товары нескольких наименований (иногда нескольких десятков). Здесь общую сумму транспортных расходов нужно распределить между всеми наименованиями. Возникает вопрос, пропорционально какой базе распределять транспортные расходы: стоимости, количеству (массе) или какому-то другому показателю? Результат распределения (расходы на единицу товара) будет различным в зависимости от базы распределения.
Включение транспортных расходов в себестоимость товаров увеличивает трудоемкость бухгалтерской работы, разрушает логику учета, ибо, выбирая ту или иную базу распределения расходов, бухгалтер получает в каждом случае разную себестоимость единицы наименований товаров.
Рассматривая данную проблему, мы исходим из того, что величина транспортных расходов по той или иной партии товаров указана в соответствующем документе. Однако часто на практике эту величину трудно, а иногда и невозможно рассчитать.
Многие организации заключают договоры на перевозку ценностей с автотранспортными организациями и рассчитываются за эти услуги по часовому тарифу.
В этом случае автомашина в течение дня может совершить несколько рейсов, перевозя несколько партий товаров.
Кроме того, автомашина может использоваться и для других целей: перевозки материалов, основных средств и т. п. В этих условиях определить сумму расходов по доставке товаров от поставщиков крайне затруднительно.
Те же проблемы сохраняются и в случае, если организация имеет собственный транспорт.
Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод, что в большинстве случаев включение транспортных расходов в себестоимость товаров нецелесообразно, и их лучше списывать на счет 44 “Расходы на продажу”.
В организациях, учитывающих транспортные расходы в составе расходов на продажу, возможны два варианта их учета:
1) без составления расчета издержек обращения на остаток товаров;
2) с составлением данного расчета.
Первый вариант вытекает из пункта 9 ПБУ 10/99 “Расходы организации”, согласно которому все коммерческие расходы на продажу, могут полностью признаваться в себестоимости проданных товаров, т. е. по окончании месяца все расходы, собранные на счете 44, могут списываться на дебет счета “Продажи”, и в этом случае счет 44 не будет иметь сальдо на конец месяца.
При втором варианте сумма издержек обращения на остаток товаров (ИООТ) рассчитывается по формуле:
Показатель “ТРН” берется из расчета за предыдущий месяц (как его конечный результат). Он может быть также определен как дебетовое сальдо счета 44 на начало месяца, за который составляется расчет.
Показатель “ТРП” определяется по данным аналитического учета к счету 44.
Показатель “ОК” определяется как сальдо счета 41 на конец месяца.
Показатель “Р” для обеспечения его сопоставимости с “ОК” должен определяться по-разному в зависимости от учетных цен на товары. Если товары учитываются по стоимости приобретения, следует брать дебетовый оборот по счету 90-2 “Себестоимость продаж” за месяц, а если по продажным ценам – кредитовый оборот счета 90-1 “Выручка” также за месяц.
Посредством этого расчета транспортные расходы распределяются между реализованными за текущий месяц товарами и остатком товаров на конец месяца. Сумма издержек обращения на остаток товаров остается на счете 44 “Расходы на продажу” как его дебетовое сальдо, а все остальные расходы списываются по окончании месяца проводкой:
Дебет 90 “Продажи” субсчет “Расходы на продажу” Кредит 44 “Расходы на продажу”
Следовательно, исходя из правил нормативных документов по бухгалтерскому учету, торговые организации имеют право самостоятельно решать вопрос о составлении или несоставлении расчета издержек обращения на остаток товаров, указав на это в приказе об учетной политике.
Методическими указаниями по учету материально-производственных запасов, утвержденными приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н, рекомендуется (п. 228) составлять вышеуказанный расчет, если величина транспортно-заготовительных расходов, связанных с приобретением и доставкой товаров, составляет более десяти процентов от общего объема выручки от продажи, а также при их неравномерном уровне в течение года (продукция растениеводства, рыбный промысел и т. п.).
Бухгалтерский учет транспортных расходов
Если расходы по доставке оплачивает поставщик, он включает их в цену продажи товаров. Сами расходы по перевозке наемным транспортом отражаются на дебете счета 44 “Расходы на продажу”, с которого по окончании месяца списываются на дебет счета 90 “Продажи” в уменьшение прибыли от продаж.
Положение по бухгалтерскому учету 5/01 “Учет материально-производственных запасов” (утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н) предусматривает два варианта учета затрат по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимых до момента их передачи в продажу*.
Примечание:
* Состав этих затрат перечислен в пункте 6 ПБУ 5/01. Поскольку их наибольшую долю составляют затраты по доставке товаров до места их использования, если они не включены в цену товаров, установленную договором (транспортные расходы), в дальнейшем будем говорить только об их учете.
В пункте 6 ПБУ 5/01 предлагается включить их в себестоимость товаров, а в пункте 13 – в состав расходов на продажу. Выбор одного из этих вариантов должен быть отражен в приказе об учетной политике.
Рассмотрим проблему этого выбора подробнее. Начнем с простой ситуации.
Организация закупила товар одного наименования. Сумму, уплаченную за перевозку товара, организация решила включить в себестоимость товаров.
Для расчета транспортных расходов на единицу товара нужно общую сумму транспортных расходов разделить на количество (массу) данного товара и полученную сумму прибавить к покупной цене.
Но на практике в абсолютном большинстве случаев в сопроводительных документах поставщиков указываются товары нескольких наименований (иногда нескольких десятков). Здесь общую сумму транспортных расходов нужно распределить между всеми наименованиями. Возникает вопрос, пропорционально какой базе распределять транспортные расходы: стоимости, количеству (массе) или какому-то другому показателю? Результат распределения (расходы на единицу товара) будет различным в зависимости от базы распределения.
Включение транспортных расходов в себестоимость товаров увеличивает трудоемкость бухгалтерской работы, разрушает логику учета, ибо, выбирая ту или иную базу распределения расходов, бухгалтер получает в каждом случае разную себестоимость единицы наименований товаров.
Рассматривая данную проблему, мы исходим из того, что величина транспортных расходов по той или иной партии товаров указана в соответствующем документе. Однако часто на практике эту величину трудно, а иногда и невозможно рассчитать.
Многие организации заключают договоры на перевозку ценностей с автотранспортными организациями и рассчитываются за эти услуги по часовому тарифу.
В этом случае автомашина в течение дня может совершить несколько рейсов, перевозя несколько партий товаров.
Кроме того, автомашина может использоваться и для других целей: перевозки материалов, основных средств и т. п. В этих условиях определить сумму расходов по доставке товаров от поставщиков крайне затруднительно.
Те же проблемы сохраняются и в случае, если организация имеет собственный транспорт.
Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод, что в большинстве случаев включение транспортных расходов в себестоимость товаров нецелесообразно, и их лучше списывать на счет 44 “Расходы на продажу”.
В организациях, учитывающих транспортные расходы в составе расходов на продажу, возможны два варианта их учета:
1) без составления расчета издержек обращения на остаток товаров;
2) с составлением данного расчета.
Первый вариант вытекает из пункта 9 ПБУ 10/99 “Расходы организации”, согласно которому все коммерческие расходы на продажу, могут полностью признаваться в себестоимости проданных товаров, т. е. по окончании месяца все расходы, собранные на счете 44, могут списываться на дебет счета “Продажи”, и в этом случае счет 44 не будет иметь сальдо на конец месяца.
При втором варианте сумма издержек обращения на остаток товаров (ИООТ) рассчитывается по формуле:
Показатель “ТРН” берется из расчета за предыдущий месяц (как его конечный результат). Он может быть также определен как дебетовое сальдо счета 44 на начало месяца, за который составляется расчет.
Показатель “ТРП” определяется по данным аналитического учета к счету 44.
Показатель “ОК” определяется как сальдо счета 41 на конец месяца.
Показатель “Р” для обеспечения его сопоставимости с “ОК” должен определяться по-разному в зависимости от учетных цен на товары. Если товары учитываются по стоимости приобретения, следует брать дебетовый оборот по счету 90-2 “Себестоимость продаж” за месяц, а если по продажным ценам – кредитовый оборот счета 90-1 “Выручка” также за месяц.
Посредством этого расчета транспортные расходы распределяются между реализованными за текущий месяц товарами и остатком товаров на конец месяца. Сумма издержек обращения на остаток товаров остается на счете 44 “Расходы на продажу” как его дебетовое сальдо, а все остальные расходы списываются по окончании месяца проводкой:
Дебет 90 “Продажи” субсчет “Расходы на продажу” Кредит 44 “Расходы на продажу”
Следовательно, исходя из правил нормативных документов по бухгалтерскому учету, торговые организации имеют право самостоятельно решать вопрос о составлении или несоставлении расчета издержек обращения на остаток товаров, указав на это в приказе об учетной политике.
Методическими указаниями по учету материально-производственных запасов, утвержденными приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н, рекомендуется (п. 228) составлять вышеуказанный расчет, если величина транспортно-заготовительных расходов, связанных с приобретением и доставкой товаров, составляет более десяти процентов от общего объема выручки от продажи, а также при их неравномерном уровне в течение года (продукция растениеводства, рыбный промысел и т. п.).
Налоговый учет транспортных расходов
В статье 320 НК сказано, что “… в сумму издержек обращения включаются также расходы налогоплательщика – покупателя товаров на доставку этих товаров . если они не учтены в стоимости приобретения товаров… При этом налогоплательщик имеет право сформировать стоимость приобретения товаров с учетом расходов, связанных с приобретением товаров.” Таким образом, в налоговом учете расходы на доставку товаров от поставщика до покупателя также могут отражаться двумя способами: включаться в фактическую себестоимость товаров или списываться на дебет счета 44 “Расходы на продажу”.
В этой же статье НК РФ говорится:
Выдержка из документа
“К прямым расходам относятся … суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика – покупателя товаров, в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров”.
Поскольку в статье 320 НК расходы на доставку товаров до склада покупателя отнесены к прямым расходам, они подлежат распределению между реализованными товарами и остатком непроданных товаров, т. е. должен составляться расчет издержек обращения на остаток товаров по вышеуказанной формуле.
Таким образом, если в нормативных документах по бухгалтерскому учету говорится, что организации имеют право выбора: составлять расчет издержек обращения на остаток товаров или не составлять, то в НК РФ однозначно сказано о необходимости такого составления. Поэтому в целях сближения бухгалтерского и налогового учета целесообразно вести учет расходов по доставке товаров с составлением расчета издержек обращения на остаток товаров. Вместе с тем, если величина транспортных расходов несущественна, их можно в полной сумме списывать на уменьшение прибыли от продаж.
Где следует отражать издержки обращения на остаток товаров?
В Указаниях о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н (далее Указания), об этом ничего не сказано. В пункте 27 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций, утвержденных приказом Минфина России от 28.06.2000 № 60н и признанных утратившими силу приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н, говорилось: “… сумма издержек обращения (в части транспортных расходов), приходящаяся на остаток непроданных товаров и сырья, отражается в бухгалтерском балансе по статье “Затраты в незавершенном производстве (издержки обращения)” группы статей “Запасы””. По нашему мнению, при отсутствии конкретных рекомендаций по данному вопросу в Указаниях многие бухгалтеры продолжают руководствоваться вышеуказанными Методическими рекомендациями. В связи с этим возникают следующие вопросы. Во-первых, какое может быть в торговле “незавершенное производство”? Во-вторых, если организация занимается несколькими видами деятельности (в т. ч. производством и торговлей), то у нее по вышеуказанной статье будут отражаться общей суммой два совершенно разнородных показателя: остаток незавершенного производства (по производственной деятельности) и издержки обращения на остаток товаров (по торговой деятельности). Аналитика данной статьи вследствие этого будет весьма сомнительна. Кроме того, в данном случае будет затруднен расчет по балансу себестоимости остатка товаров из-за отсутствия в явном виде суммы издержек обращения на остаток товаров. По нашему мнению, последний показатель следует отражать по статье “Готовая продукция и товары для перепродажи” вместе со стоимостью остатков товаров.
Как продавцу учесть расходы на доставку товаров и какие при этом понадобятся документы
Наталья Олейникова, ведущий аудитор, консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению,
лектор учебно-методического центра «Градиент Альфа»
- Расходы на доставку включены в цену товаров.
- Стоимость доставки выделена в договоре либо вы заключили с контрагентом отдельный договор на перевозку товара.
Рассмотрим такую ситуацию: поставщик самостоятельно доставляет товары покупателю. Все издержки, которые при этом появляются, продавец может предъявить контрагенту двумя способами. Либо включить в цену товара, либо выставить на сумму транспортных затрат отдельный счет. Для каждого из этих двух способов понадобятся свои особые документы. Да и проводки будут отличаться. Вот об этих тонкостях учета я сегодня расскажу. Сразу оговорюсь – речь пойдет о доставке автомобильным транспортом. Ведь перевозками железнодорожным, морским и воздушным транспортом занимаются специализированные компании.
Расходы на доставку включены в цену товаров
Вот самый простой вариант – включить стоимость доставки в цену товаров. Причем это удобно как с точки зрения учета, так и в плане документального оформления.
Доставка нигде в документах, передаваемых покупателю, не фигурирует. То есть о ней ваша компания не упоминает в тексте договора. В счете-фактуре стоимость доставки вы не выделяете. И отдельный счет тоже выставлять не надо. Только обязательно оформите путевой лист. Без этого документа налоговики точно снимут расходы на бензин.
Производственные и торговые организации по-разному отражают расходы на доставку при расчете налога на прибыль. Первые (если применяют метод начисления) могут включить такие расходы в состав прямых или косвенных. Об этом сказано в пункте 1 статьи 318 НК РФ. Прямые расходы будут уменьшать налог на прибыль по мере того, как компания станет признавать выручку от реализации готовой продукции.
Если же расходы на доставку вы учитываете как косвенные, то их можно списать единовременно в том периоде, в котором они были произведены. То есть дожидаться, пока компания признает выручку, не нужно.
А торговые организации расходы на доставку учитывают в том периоде, когда они имели место. Дата оплаты и момент, когда компания признает выручку от реализации ТМЦ, роли не играют.
Ну а входной НДС по расходам, связанным с доставкой (например, со стоимости топлива), можно принять к вычету по общим правилам. То есть когда компания выполнит требования статей 171 и 172 НК РФ.
Пример 1
Компания на общем режиме отражает в учете расходы на доставку, включенные в цену готовой продукции
ООО «Юпитер» занимается изготовлением кирпичей и доставляет их покупателям самостоятельно. Согласно договору купли-продажи право собственности на отгружаемую продукцию переходит к покупателю в момент ее получения.
В сентябре для доставки покупателю партии в 10 000 штук стоимостью 118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.) использовали арендованный грузовик.
Затраты на его аренду составили 1180 руб. (в том числе НДС – 180 руб.). Стоимость израсходованных материалов (включая ГСМ) – 2000 руб. Зарплата (в том числе страховые взносы с зарплаты) водителя – 1850 руб. Таким образом, компания потратила на доставку 4850 руб. (1000 + 2000 + 1850). Эта сумма была учтена в цене товаров.
Организация утвердила один и тот же перечень прямых затрат и в бухгалтерском, и в налоговом учете. Поэтому себестоимость готовой продукции и здесь и там составляет 40 000 руб. Затраты на доставку не входят в перечень прямых затрат ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете. Налог на прибыль организация рассчитывает ежемесячно методом начисления. Проводки будут такими (для простоты не буду приводить те записи, которые связаны с зарплатой водителя, страховыми взносами и НДФЛ):
ДЕБЕТ 23 КРЕДИТ 60
– 1000 руб. (1180 – 180) – учтена стоимость аренды грузовика;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 180 руб. – выделен НДС с услуг по аренде;
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
– 180 руб. – принят к вычету НДС с услуг по аренде;
ДЕБЕТ 23 КРЕДИТ 10
– 2000 руб. – списана стоимость израсходованных материалов (включая ГСМ);
ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»
– 118 000 руб. – отгружена готовая продукция покупателю;
ДЕБЕТ 90 субсчет «НДС» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 18 000 руб. – начислен НДС с реализованной готовой продукции;
ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж» КРЕДИТ 43
– 40 000 руб. – списана себестоимость реализованной готовой продукции;
ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж» КРЕДИТ 23
– 4850 руб. – списаны расходы на доставку готовой продукции.
При расчете налога на прибыль расходы на доставку учтены в тот же день, когда списана себестоимость реализуемой продукции. Дело в том, что доходы от реализации готовой продукции были признаны в месяце, в котором ее доставили покупателю. При расчете налога на прибыль в сентябре были признаны доходы в сумме 100 000 руб. (118 000 – 18 000) и расходы в размере 44 850 руб. (4850 + 40 000).
Вопрос участника
– Надо ли составлять транспортную накладную, если стоимость доставки продавец включает в цену товаров?
– Нет, не надо. Дело в том, что отдельный договор перевозки вы не заключаете. Да и про саму доставку нигде в документах, передаваемых покупателю, нет ни слова. Значит, и транспортная накладная не нужна. Правильность данного вывода подтверждают чиновники Минфина России в письме от 17 августа 2011 г. № 03-03-06/1/498.
Стоимость доставки выделена в договоре либо вы заключили с контрагентом отдельный договор на перевозку товара.
Теперь рассмотрим второй способ – стоимость доставки установлена сверх цены товаров. Соответственно, ваша компания выставляет отдельный счет на доставку.
Как и в предыдущем случае, вам необходимо составить путевой лист. Так вы обоснуете расходы на бензин. Кроме того, обязательно оформите транспортную накладную.
Причем по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272. Самостоятельно разработать бланк накладной компании не вправе. Об этом чиновники из Минфина России предупредили в письме от 28 января 2013 г. № 03-03-06/1/36.
Еще чаще всего оформляют акт оказанных услуг. Жесткой формы для него нет. Поэтому вы можете сами ее разработать (см. ниже. – Примеч. ред.).
О лекторе
Наталья Анатольевна Олейникова окончила Московский Государственный Университет пищевой промышленности. Работала главным бухгалтером. Прошла обучение и успешно сдала экзамены на аттестат аудитора. С 2002 является аудитором в области общего аудита. Успешно прошла обучение и имеет свидетельство налогового консультанта.
Вообще, акт необязателен. Но хуже от того, что вы его оформите, точно не будет.
Понадобится еще один документ. В нем вы опишете, что именно перевозите. Например, это может быть товарная накладная по типовой форме № ТОРГ-12. Либо иной документ. Самое главное, чтобы в нем были все реквизиты, предусмотренные пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
И наконец, счет-фактура. В нем выделите в разных позициях стоимость ТМЦ и доставки. А если заключен отдельный договор на перевозку, выставите два счета-фактуры: один на товары, а второй – на услуги по доставке.
При методе начисления доходы от оказания услуг по доставке готовой продукции (товаров) учитывайте в периоде, когда они начислены. Так предусмотрено пунктом 1 статьи 271 НК РФ. А расходы на транспортировку отразите в том месяце, в котором они произведены. То есть их не нужно распределять на остатки незавершенного производства. Например, это зарплата водителей, которая является разновидностью расходов на оплату труда.
Комментарий редакции
Как оформить путевой лист
Типовые формы путевых листов приведены в постановлении Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78. Но их обязаны применять только специализированные транспортные предприятия. А все остальные организации могут разработать удобную форму документа самостоятельно (подробнее читайте в статье «Рекомендации коллег, как удобно и без ошибок оформлять путевые листы»).
При этом помните, что есть реквизиты, которые обязательно надо указать в документе. Они перечислены в приказе Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152. В частности, это срок действия путевого листа и тип транспортного средства. Также следует заполнять показания одометра при выезде машины из гаража и возвращении. В заголовочной части путевого листа обязательно поставьте печать или штамп компании.
Не забудьте также и об обязательных реквизитах для любой первички, прописанных в пункте 2 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Услуги по доставке, оплаченные сверх цены товаров, облагаются НДС. Ставка налога зависит от места назначения доставки. Как правило, она составляет 18 процентов. Но если вы вывозите товары в таможенной процедуре экспорта, то услуги по доставке облагайте НДС по ставке 0 процентов. То же самое и когда вы помещаете продукцию под процедуру свободной таможенной зоны. Ну а что касается входного НДС, то его вы примете к вычету по общим правилам.
Пример 2
Компания на ОСНО отражает в учете расходы на доставку, оплачиваемые покупателем сверх цены приобретаемой готовой продукции
ООО «Юпитер» занимается производством кирпича. В сентябре была продана партия товара в 10 000 штук. Стоимость их доставки (оплачиваемая покупателем отдельно) составила 8260 руб. (в том числе НДС – 1260 руб.). Компания доставила товар покупателю собственными силами. Себестоимость перевозки формируют следующие расходы:
– 300 руб. – амортизация автомобиля;
– 1500 руб. – стоимость израсходованных материалов (включая дизтопливо);
– 2150 руб. – зарплата водителя (в том числе обязательные страховые взносы).
Опять же не буду приводить проводки по затратам, формирующим стоимость доставки. Организация налог на прибыль рассчитывает помесячно. Доходы и расходы определяет методом начисления. Бухгалтер сделал следующие проводки в учете:
ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж» КРЕДИТ 23
– 3950 руб. (300 + 1500 + 2150) – списана себестоимость оказанных услуг по доставке;
ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»
– 8260 руб. – отражена выручка от реализации услуг по доставке;
ДЕБЕТ 90 субсчет «НДС» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 1260 руб. – начислен НДС со стоимости услуг по доставке.
При расчете налога на прибыль компания отразила доход в сумме 7000 руб. (8260 – 1260) и расход на доставку в размере 3950 руб.
Конспект подготовил Роман Тимохин
Транспортные расходы в бухгалтерском учете
Транспортные расходы сопровождают деятельность большинства компаний. Они включают в себя множество трат: бензин, зарплата водителям, аренда авто, содержание собственного штата машин. Расходы фиксируются в бухучете. Нужно это для налоговых проверок, возможности сбора всей информации для оптимизации трат. В бухучете используются проводки, на основании которых можно понять суть проводимой операции и сопутствующих расходов.
Что включают в себя транспортные расходы?
Суть ТР зависит от деятельности организации. К примеру, компания производит оборудование, технику, сырье, различные товары. Все единицы продукции предназначены для продажи клиентам. При заключении договора с покупателем нужно транспортировать продукцию из точки А в точку Б. Обычно это ответственность именно продавца. Также компания может приобретать сырье для производства своей продукции. Его доставка тоже потребует средств. Итак, к транспортным расходам относятся:
- Траты на доставку покупаемых объектов (продукции, сырья, ОС).
- Траты на доставку продукции клиентам.
- Затраты на обслуживание собственного автопарка (к ним относятся траты на аренду авто, бензин, ремонт и диагностику машин).
Транспортные расходы могут быть очень большими. В этом случае они немедленно привлекают к себе внимание управляющего состава компании, налоговых органов. Поэтому бухгалтеру нужно уделять время именно учету трат, связанных с транспортировкой.
ВАЖНО! Обычно затраты на перевозку включаются в стоимость итоговой продукции. Если менеджерский состав принимает решение о снижении стоимости товаров, то имеет смысл оптимизировать транспортные расходы. Выполняется этот процесс на основании информации о тратах, которую можно получить из бухучета. Все данные тщательно анализируются, после чего принимается решение об исключении некоторых источников трат.
К примеру, предприятие содержит собственный автопарк, но машины используются относительно редко. Однако их редкая эксплуатация не исключает сопутствующие траты. Поэтому менеджер принимает решение о расформировании автопарка. Доставка продукции будет осуществляться по договору со сторонней компанией.
Особенности учета транспортировки основных средств
Траты на доставку основных средств учитываются в составе расходов на приобретение и производство продукции. Данное правило зафиксировано в пункте 8 Правил бухгалтерского учёта. Оно касается следующих основных средств (ОС):
- созданные предприятием;
- купленные по соответствующему договору;
- купленные по договорам, которые предполагают оплату не денежными средствами;
- объекты, приобретенные безвозмездно (к примеру, по договору дарения).
Весь данный перечень будет учитываться в качестве затрат капительного типа. То есть, они повышают первоначальную стоимость единицы товара. Отражать рассматриваемые траты нужно на дебете по счету капитальных вложений. Корреспонденция – счеты по расходам.
Однако перечисленные правила актуальны не для всех случаев.
Траты по перемещению объектов, которые не нуждаются в монтаже, внутри территории компании будут отражаться в издержках производства.
К таким объектам могут относиться транспортные средства, отдельное оборудование, строительные объекты. К передвижным объектам могут относиться экскаваторы, бетономешалки и прочее. Если техника перемещается на строительный объект, ее передвижение связано с монтажными и демонтажными работами, траты учитываются в расходах по эксплуатации техники. Расходы не будут включены в первоначальную стоимость.
Перевыставление ТР покупателю
Перевыставление трат предполагает ситуацию, при которой доставка товара покупателю осуществляется продавцом при помощи посреднической компании. После того, как перевозка была проведена, расходы по транспортировке оплачивает покупатель. Перевыставление ТР предполагает налоговые риски, а потому важно провести процедуру правильно. Покрытие транспортных расходов покупателем можно зафиксировать в договоре, первичных документах.
Примеры проводок
Компания продала продукцию на сумму 900 000 рублей. НДС составил 150 000 рублей. Покупная стоимость продукции составила 700 000 рублей (НДС – 100 000 рублей). Затраты на транспортировку равны 20 000 рублей. Рассмотрим основные проводки:
- Приобретение продукции продавцом: ДТ19 КТ60, ДТ68 КТ19 100 000 рублей.
- Приобретение продукции покупателем: ДТ62 КТ90-1 900 000 рублей, ДТ90-3 КТ68 150 000 рублей.
Данные проводки актуальны при обращении продавца к посредническим компаниям.
Расчет транспортных расходов
Правила определения транспортных трат содержаться в статье 320 НК РФ. Сумма прямых трат, касающихся перевозки, рассчитывается по усредненному проценту за текущее время. При этом нужно учесть остаток на начало периода. Для проведения необходимых расчетов понадобится:
- Определить размер прямых трат на остаток непроданной продукции на начало месяца, а также проданных товаров на текущий период.
- Определить стоимость приобретенной продукции, которая была продана в текущем периоде. Требуется также учесть стоимость остатка не проданных объектов.
- Произвести расчет усредненного процента. Он представляет собой соотношение суммы прямых трат со стоимостью продукции.
- Рассчитать сумму трат, которая будет относится к остатку непроданных товаров. Она представляет собой произведение усредненного процента и стоимость остатка объектов на завершение отчетного периода.
ВАЖНО! К прямым тратам, которые принадлежат к остатку непроданной продукции, относятся все товары, на которые предприятие имеет права. К ним относятся объекты, находящиеся в стадии транспортировки до покупателя.
Пример расчетов и проводок
Предприятие имеет такие показатели:
- Остаток на начало отчетного периода по транспортным расходам: 1000 рублей.
- Расходы по транспортировке продукции от поставщика: 1 400 рублей.
- Остаток на начало отчетного периода по товарам: 4 тысячи рублей.
- Стоимость поставленных товаров: 12 тысяч рублей.
- Сумма проданной продукции: 14 000 рублей.
Остаток непроданной продукции на завершение отчетного периода составит 2 тысячи рублей (4 тысячи + 12 тысяч – 14 тысяч). В учетной политике компании есть пункт, по которому формирование стоимости единицы товара выполняется без учета трат по его приобретению. В конце отчетного периода бухгалтер производит следующие расчеты:
- 1000 + 1 400 = 2 400 (сумма остатка ТР).
- 14 000 + 2 000 = 16 тысяч рублей (сумма товаров).
- 2 400/16 000 * 100% = 15% (усредненный процент).
- Размер ТР равен 300 рублям (2 тысячи * 15%).
- Размер ТР с уменьшением налогооблагаемой базы равен 2 100 (2 400 – 300).
Проводки будут следующими:
- ДТ 41 КТ 60. Сумма: 12 000 рублей.
- ДТ 44 КТ 76. Сумма: 1 400 рублей.
- ДТ 90.7 КТ 44. Сумма: 2 100 рублей.
Учет и налогообложение товаров в пути
При заключении договора стороны могут предусмотреть особое условие перехода права собственности на товары от продавца к покупателю. Рассмотрим конкретные ситуации, при которых возникает необходимость ведения бухгалтерского и налогового учета товаров в пути. Подводных камней и отмелей тут хватает, но, обладая минимальными «навигационными навыками», их вполне можно обойти.
…у поставщика (Учет товаров в пути покупателем)
Поставщик, находящийся в Москве, реализует товар покупателю во Владивосток. Договором поставки установлено, что право собственности переходит от поставщика к покупателю с момента передачи товара от перевозчика к грузополучателю. На дату отгрузки товара со склада поставщик выписывает товарную накладную (форма № ТОРГ-12) и счет-фактуру. Представитель перевозчика принимает товары на складе поставщика и расписывается в их получении по доверенности в товарной накладной. Товар доставляется грузополучателю по железной дороге в течение 30 дней.
В бухгалтерском учете поставщик признает доходы от реализации товаров после перехода права собственности к покупателю (п. 12 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина РФ от 6.05.1999 г. № 32н).
Товары, отгруженные по договорам, в которых право собственности переходит в момент передачи товара от перевозчика к грузополучателю, надлежит учитывать на счете 45 «Товары отгруженные» до момента перехода права собственности (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н). При этом на дату передачи перевозчику товара его фактическая стоимость списывается с кредита счета 41 «Товары» в дебет счета 45 «Товары отгруженные».
В момент перехода права собственности на товар к покупателю поставщик отражает по кредиту счета 90 «Продажи», субсчет 90-1 «Выручка», в корреспонденции с дебетом счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» выручку от реализации товара в размере договорной стоимости.
Одновременно фактическая себестоимость реализованного товара отражается в составе расходов по обычным видам деятельности записью по дебету счета 90, субсчет 90-2 «Себестоимость продаж», и кредиту счета 45 (п. 5, 9, 19 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 6.05.1999 г. № 33н, Инструкция по применению Плана счетов).
Затраты по доставке товара до покупателя признаются в бухгалтерском учете поставщика в качестве расходов по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99).
Стоимость услуг (без НДС) перевозчика отражается по дебету счета 44 «Расходы на продажу» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (Инструкция по применению Плана счетов). Сумма НДС, предъявленная перевозчиком, отражается по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и кредиту счета 60. Такой НДС поставщик вправе принять к вычету на основании счета-фактуры перевозчика и при условии, что полученные услуги используются в облагаемых НДС операциях (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). При этом поставщиком делается запись по дебету счета 68 «Расчеты с бюджетом» и кредиту 19.
Расходы по доставке товара до покупателя списываются в дебет счета 90, субсчет 90-2, с кредита счета 44 в момент признания выручки от реализации товара (абз. 2, 3 п. 19 ПБУ 10/99, Инструкция по применению Плана счетов).
При формировании отчетности поставщик отражает стоимость товаров в пути по строке 1210 «Запасы» бухгалтерского баланса.
В ситуации, когда отгрузка товара происходит в одном налоговом периоде, а право собственности на этот товар переходит к покупателю в другом, поставщик обязан начислять НДС в периоде отгрузки независимо от момента перехода права собственности.
Моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость является наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки (передачи) товаров или день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (п.1 ст. 167 гл. 21 НК РФ).
Передачей признается вручение вещи приобретателю, а равно и сдача перевозчику для отправки приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю вещей, отчужденных без обязательства доставки (п.1 ст. 224 ГК РФ).
Следовательно, датой отгрузки (передачи) товаров признается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного на покупателя, перевозчика (организацию связи).
При реализации товаров счет-фактура выставляется не позднее пяти дней со дня отгрузки товара (п. 3 ст. 168 НК РФ).
В письмах официальных органов содержатся рекомендации начислять НДС именно в момент физической отгрузки товаров (письмаМинфина России от9.02.2011 г. № 07-02-06/14,от 13.01.2012 г. № 03-07-11/08,от 23.03.2012 г. № 03-07-11/80,письмо ФНС России от 28.02.2006 г. № ММ-6-03/202@).
Кроме того, на сегодняшний день имеются судебные решения, поддерживающие мнение о том, что моментом определения налоговой базы по НДС для поставщика является дата отгрузки товара, независимо от момента перехода права собственности, определенного договором на поставку товара (постановление ФАС Дальневосточного округа от 16.01.2003 г. № Ф03-А51/02-2/2813, постановление ФАС Уральского округа от 21.10.2008 г. № Ф09-7599/08-С2).
Налог на прибыль
При применении поставщиком метода начисления датой признания дохода от реализации является дата перехода права собственности на товары к покупателю (п. 39, 271 НК РФ).
В рассматриваемой ситуации налогооблагаемый доход возникает на дату передачи товара от перевозчика к грузополучателю. Одновременно поставщик имеет право уменьшить налогооблагаемую базу на фактическую себестоимость реализованных товаров, а также на расходы по доставке товаров покупателю (п. 1 ст. 39, ст. 320 НК РФ).
При использовании поставщиков кассового метода дата признания дохода от реализации является дата поступления денежных средств от покупателей (п. 2 ст. 273 НК РФ). При этом методе факт передачи товара не влияет на признание доходов.
. у покупателя (Учет товаров в пути поставщиком)
Покупатель, находящийся в Москве, покупает товар у поставщика во Владивостоке. Договором поставки установлено, что право собственности переходит к покупателю с момента сдачи товаров поставщиком перевозчику на складе грузоотправителя.
На дату отгрузки товара со склада поставщик выписывает товарную накладную (форма № ТОРГ-12) и счет-фактуру. Представитель перевозчика принимает товары на складе поставщика и расписывается в их получении по доверенности в товарной накладной.
На дату отгрузки покупатель отражает товар в бухгалтерском учете по дебету счета 41, субсчет «Товары в пути», и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Одновременно сумма НДС, предъявленная поставщиком, отражается по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и кредиту счета 60.
При поступлении товаров на склад покупателя товары переводятся со счета 41, субсчет «Товары в пути», на счет 41, субсчет «Товары на складах» (Инструкция по применению Плана счетов).
Товары принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, под которой понимается сумма фактических затрат покупателя на их приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ) (п. 5, 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденного приказом Минфина России от 9.06.2001 г. № 44н).
В рассматриваемой ситуации покупатель несет затраты на перевозку товаров до склада. В бухгалтерском учете у покупателя существует два варианта учета расходов по доставке товара.
Покупатель вправе принять к вычету НДС по товарам, принадлежащим ему на праве собственности, но находящимся в пути, в периоде отгрузки товара перевозчику, при условии наличия правильно оформленного счета-фактуры и первичных документов на товар.
В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ покупатель производит вычеты сумм налога на добавленную стоимость, предъявленного продавцами при приобретении товаров, после принятия на учет этих товаров и при наличии счетов-фактур, выставленных продавцами товаров, и соответствующих первичных документов. При этом положения ст. 172 НК РФ не содержит понятие «оприходование товаров на склад».
В нашем случае покупателю переходит право собственности на товар и все риски его случайной гибели или случайного повреждения с момента поставки.
Бухгалтерские записи по принятию товаров к учету в периоде передачи их поставщиком перевозчику производятся покупателем на основании выписанной поставщиком товарной накладной (форма № ТОРГ-12), в которой о получении груза по доверенности покупателя ставит отметку перевозчик, а также выставленного поставщиком счета-фактуры. Следовательно, условия о вычете сумм «входного» НДС, предусмотренные п. 1 ст. 172 НК РФ, выполняются в тех налоговых периодах, в которых к покупателю перешло право собственности на товар.
Однако финансовое ведомство имеет противоположную позицию по данному вопросу. Мнение налоговых органов заключается в том, что, пока товар находится в пути и не оприходован на склад, вычет сумм «входного» НДС применить нельзя (письмо Минфина России от 4.03.2011 г. № 03-07-14/09, письмо Минфина России от 26.09.2008 г. № 03-07-11/318).
В последнее время суды не поддерживают вышеуказанное мнение налоговых органов и приходят к выводу, что покупатель вправе применить вычет НДС, несмотря на то что товар фактически находится в пути и не поступил на склад (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.12.2011 г. по делу № А27-353/2010, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.11.2010 г. по делу № А27-3324/2010).
Во избежание споров с налоговыми органами автор рекомендует закрепить в учетной политике положение о том, что приобретенные товары принимаются к учету в момент перехода права собственности на них в соответствии с условиями договора (постановление ФАС ЗСО от 4.10.2010 г. по делу № А27-975/2010).
Налог на прибыль
В налоговом законодательстве установлено два метода формирования стоимости приобретения товаров:
- исходя из цены товаров, установленной договором (без учета расходов, связанных с их приобретением);
- исходя из цены, установленной договором, и расходов, связанных с приобретением товаров.
Порядок формирования стоимости приобретения товаров определяется покупателем в учетной политике для целей налогообложения и применяется в течение не менее двух налоговых периодов (ст. 320 НК РФ).
Покупатели вправе уменьшить налогооблагаемую базу на сумму расходов, связанных с приобретением товара, в частности на расходы по оценке, хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемого товара. Такие расходы учитываются не по мере их осуществления, а в том отчетном (налоговом) периоде, в котором товары будут реализованы (пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).
Источники:
http://buhpoisk.ru/uchet-rashodov-na-dostavku-tovarov-pri-ih-realizatsii.html
http://buh.ru/articles/documents/13998/
http://www.audit-it.ru/articles/account/expenditure/a30/642561.html
http://assistentus.ru/buhuchet/transportnye-rashody/
http://www.buhgalteria.ru/article/uchet-i-nalogooblozhenie-tovarov-v-puti