0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание

Бухучет в автономных учреждениях

Особенности организации бухгалтерского учета в автономном учреждении

Особенности организации бухгалтерского учета
в автономном учреждении

А.А. СЕМЕНЮК,
В.В. ПИМЕНОВ,
эксперты службы
правового консалтинга ГАРАНТ

Рассмотрим наиболее характерные требования законодательства к правовому положению автономного учреждения, на которые в первую очередь следует обратить внимание при организации бухгалтерского учета.

Особенности правового положения автономных учреждений. Автономные учреждения не являются получателями бюджетных средств – на подобные организации не распространяются положения бюджетного законодательства. Их правовое положение определяется Гражданским кодексом РФ (ГК РФ) и Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ).

Вместе с тем наряду с казенными и бюджетными учреждениями автономные учреждения относятся к государственным (муниципальным) учреждениям и являются некоммерческими организациями (ст. 120 ГК РФ, ч. 1 ст. 2 Закона № 174-ФЗ).

Подобный статус существенно ограничивает возможности автономного учреждения по осуществлению приносящей доход деятельности в сравнении с любой коммерческой организацией. В то же время такие учреждения обладают намного более значительной свободой действий, чем получатели бюджетных средств (казенное учреждение, орган власти местного самоуправления).
Остановимся на видах деятельности, которые может осуществлять автономное учреждение:
1. Действующее законодательство устанавливает строго определенные сферы, в которых могут создаваться автономные учреждения, – при изменении таких требований автономные учреждения, не удовлетворяющие новым критериям, подлежат, в частности, реорганизации (ликвидации) (ч. 1 ст. 2 Закона № 174-ФЗ, письмо Минфина России от 25.04.2011 № 02-03-09/1539).

2. Основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых оно создано – такие виды деятельности определяются уставом. Именно основные виды деятельности учитываются при формировании государственного (муниципального) задания, от которого автономное учреждение не вправе отказаться (ч. 1, 2, 2.1 ст. 4 Закона № 174-ФЗ).

3. При осуществлении какой-либо деятельности вне рамок государственного (муниципального) задания автономные учреждения руководствуются общим для всех некоммерческих организаций правилом: предпринимательская деятельность может осуществляться такими организациями лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям (п. 3 ст. 50 ГК РФ).

Кроме того, действующим законодательством предусмотрены следующие ограничения:
– если выполняются работы (оказываются услуги), относящиеся к основной деятельности автономного учреждения, то они должны выполняться (оказываться) на одинаковых при оказании (выполнении) однородных услуг (работ) условиях в порядке, установленном федеральными законами (ч. 6 ст. 4 Закона № 174-ФЗ);

– иные виды деятельности могут осуществляться при условии, что такая деятельность указана в учредительных документах (уставе) автономного учреждения (ч. 7 ст. 4 Закона № 174-ФЗ).
Финансовое обеспечение деятельности автономного учреждения осуществляется за счет следующих основных источников:

1. Субсидии на возмещение затрат, связанных с оказанием в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) (абз. 1 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ)). При расчете размера таких субсидий учитываются:
– нормативные затраты на оказание услуг (выполнение работ);
– нормативные затраты на содержание имущества (обратите внимание, что при расчете размера субсидии учитываются затраты на содержание только отдельных видов имущества согласно ч. 3 ст. 4 Закона № 174-ФЗ).
Направления расходования средств в данном случае определяются самим автономным учреждением в установленном порядке – главными критериями целевого использования субсидии является выполнение государственного (муниципального) задания в срок, в оговоренных объемах и с должным качеством.
2. Целевые субсидии и бюджетные инвестиции (предоставляются в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1, 79 БК РФ). Действующие нормативные правовые акты выдвигают дополнительные требования, связанные с организацией расходованием таких средств.
3. Средства, поступающие от приносящей доход деятельности, – по общему правилу доходы поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения и используются им для достижения целей, ради которых оно создано (ч. 8 ст. 2 Закона № 174-ФЗ).
В 2011 г., как и ранее, автономные учреждения осуществляют любые операции, прежде всего, на основании Плана финансово-хозяйственной деятельности (ч. 13 ст. 2 Закона № 174-ФЗ).
Требования к Плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения утверждены приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н (приказ вступает в силу с 01.01.2012).

Согласно ч. 3 ст. 2 Закона № 174-ФЗ автономные учреждения вправе открывать счета в кредитных организациях или лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ (муниципальных образований).

Обратите внимание, что независимо от того, где будут открыты счета (лицевые счета) автономного учреждения, процедура осуществления кассовых выплат существенно не изменится – по общему правилу выплаты должны осуществляться в пределах остатка средств, поступивших автономным учреждениям (ч. 3.4 ст. 2 Закона № 174-ФЗ).

Имущество может принадлежать автономному учреждению только на праве оперативного управления (п. 1 ст. 120, 296 ГК РФ). Собственник имущества автономного учреждения (публично-правовое образование) не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения (п. 2 ст. 296 ГК РФ, ч. 5 ст. 2 Закона № 174-ФЗ).

При этом имущество автономного учреждения подразделяется на следующие категории.
1. Имущество, закрепленное за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенное за счет выделенных таким собственником средств, в том числе:
– недвижимое имущество;
– особо ценное движимое имущество.
2. Иное движимое имущество, закрепленное за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенное за счет выделенных таким собственником средств.
3. Остальное движимое и недвижимое имущество.
Согласно ч. 4 ст. 2, ч. 2 ст. 3 Закона № 174-ФЗ и пп. 1, 2 ст. 120 ГК РФ имуществом, перечисленным в п. 2 ст. 296 ГК РФ, учреждение распоряжается самостоятельно и отвечает по своим обязательствам. А вот имуществом, речь о котором идет в п. 1 ст. 296 ГК РФ, автономное учреждение распоряжаться без согласия учредителя не вправе и не отвечает по своим обязательствам.

Руководитель автономного учреждения не может заключать крупные сделки без предварительного одобрения наблюдательного совета автономного учреждения, а отнесение сделок к крупным осуществляется исходя из балансовой стоимости активов автономного учреждения (ст. 14, 15 Закона № 174-ФЗ).

Отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества ежегодно публикуются автономными учреждениями в определенных учредителем средствах массовой информации (ч. 10 ст. 2 Закона № 174-ФЗ).

Организация бухгалтерского учета в автономном учреждении. Особенности правового положения автономных учреждений предопределяют особый порядок, которым следует руководствоваться при ведении бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской отчетности в таких учреждениях.
Основными документами, регламентирующими данные вопросы, являются:

1. Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
2. Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее – Инструкция № 157н) (заменяет не только соответствующие план счетов и инструкцию, применяемые коммерческими организациями, но и положения по бухгалтерскому учету (ПБУ)).
3. Приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению» (на основе данного плана счетов автономные учреждения разрабатывают рабочие планы счетов; на основании инструкции в учете формируются определенные бухгалтерские записи и применяются определенные первичные документы).
4. Приказ Минфина России от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению» (приказом утверждены применяемые государственными (муниципальными) учреждениями (в том числе автономными) формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и методические указания по их применению).
5. Приказ Минфина России от 28.12.2010 № 190н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (могут применяться в установленном порядке для организации аналитического учета в автономном учреждении – прежде всего для формирования кода номера счета бухгалтерского учета в 1–17, 24–26 разрядах).
6. Приказ Минфина России от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».
7. Приказ Минфина России от 25.03.2011 № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» (порядок составления и представления бухгалтерской отчетности).
Обратите внимание, что таблица соответствия счетов Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений счетам коммерческого плана счетов, доведена письмом Минфина России от 29.12.2010 № 02-06-07/5398.
Организация аналитического учета осуществляется в автономном учреждении путем:
– обособленного учета операций, осуществляемых в рамках различных видов деятельности (деятельность за счет субсидий на выполнение задания – 4, приносящая доход деятельность – 2 и т.д.);
– учета на аналитических счетах, формируемых с использованием кодов группы и вида синтетического счета объекта учета, предусмотренных Планом счетов бухгалтерского учета автономных учреждений (таким образом, организован обособленный учет различных категорий имущества автономных учреждений);
– учета на аналитических счетах, формируемых с использованием дополнительных аналитических кодов синтетических счетов, самостоятельно вводимых учреждением согласно п. 1 Инструкции № 157н (например, на счете 020531000 «Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг» может быть предусмотрен обособленный учет полученных авансов и предварительной оплаты: 020531000 «Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг», 020532000 «Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг – авансы полученные»);
– учета на аналитических счетах, формируемых путем введения дополнительных (нецифровых) аналитических показателей к аналитическим счетам первого (второго) порядка (например, к счету 021001000 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам» могут быть предусмотрены следующие аналитические показатели: «НДС с предоплат», «НДС по операциям, подлежащим налогообложению», «НДС по операциям, не подлежащим налогообложению», «НДС распределяемый», «НДС по неотфактурованным поставкам»);
– применения аналитических кодов видов поступлений, выбытий объектов учета, а также аналитических кодов по бюджетной классификации РФ (в частности применение кодов КОСГУ в 24–26 разрядах кода счетов: 211 «Заработная плата», 221 «Услуги связи», 310 «Увеличение стоимости основных средств» и т.д.).

Читать еще:  Контроль потребления электроэнергии на столбе

Список литературы
1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
2. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.
3. Об автономных учреждениях: Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ.
3. Приказ Минфина России от 13.06.1995 № 49.
4. Приказ Минфина России от 28.12.2010 № 190н.
5. Приказ Минфина России от 25.03.2011 № 33н.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Особенности и характеристика автономных учреждений

Автономные учреждения руководствуются Федеральным Законом № 174-ФЗ, датированным 03.11.2006 г. Роль учредителя могут выполнять органы власти федерального уровня с субъектами РФ, муниципальные структурные образования. Главная особенность – наличие характерных признаков и льгот бюджетных учреждений при отсутствии большого перечня ограничений, действующих по отношению к другим разновидностям бюджетных структур.

Что такое автономное учреждение

В ст. 2 Закона № 174-ФЗ раскрывается понятие автономного типа учреждений. Законодатель определяет этот тип организаций как структуру, создаваемую для реализации функционала государственных органов в таких областях:

  • образовательные услуги;
  • научные исследования;
  • культуры;
  • система здравоохранения;
  • развитие спорта;
  • СМИ;
  • соцзащита физических лиц;
  • занятость трудоспособного населения.

СПРАВОЧНО! Автономные учреждения регистрируются только как юридические лица. Они наделяются набором имущественных и неимущественных прав, могут выступать в роли ответчика или истца на судебных процессах.

Особенности и характеристика учреждений автономного типа

Основой хозяйствования автономных государственных организаций является сформированное учредителем задание, отказаться от которого невозможно. Имущественные активы автономных предприятий не принадлежат им на праве собственности, их владельцем является учредитель. Организации автономного типа пользуются имущественными объектами, которые переданы им на праве оперативного управления.

В числе особенностей функционирования автономных предприятий присутствуют такие характеристики:

  1. Объекты, которые сданы автономной организацией в аренду, не содержатся за счет бюджетных средств.
  2. Такие структуры наделены правом оказывать широкий набор платных услуг. Для этого необходимо прописать желаемые виды работ в учредительной документации и привести эти нормы в соответствие с целями создания предприятия.
  3. Им разрешено пользоваться в процессе распоряжения денежными ресурсами услугами казначейства и кредитных организаций. Выбор одного из вариантов осуществляется органами управления без учета мнения учредителей.
  4. Могут участвовать в формировании капитала других юридических лиц.
  5. Могут осуществлять финансовые операции, связанные с оборотом ценных бумаг.
  6. На них не распространяется законодательство о госзакупках.
  7. Обладают правом перехода на упрощенный режим налогообложения.

Для заключения сделок, признаваемых крупными, учреждениям автономного типа не требуется получать согласие учредителей. Все решения в этой сфере принимают члены наблюдательного совета.

ВАЖНО! Расширенные полномочия автономных учреждений компенсируются повышенным уровнем ответственности.

Проявления ответственности, возлагаемой на автономные организации:

  • имущественная ответственность подкрепляется имуществом учредителей, которым предприятие пользуется на праве оперативного управления (недвижимость и особо ценные активы являются исключением);
  • собственники имущественных объектов не несут ответственности за итоги хозяйствования учреждения;
  • ежегодная публикация отчетов об итогах хозяйствования и порядке эксплуатации вверенного имущества, площадки для публикаций выбираются учредителем среди функционирующих СМИ;
  • общественный контроль реализуется через полномочия наблюдательного совета.

Классификация автономных учреждений

Автономные учреждения могут классифицироваться по сфере хозяйствования и способу создания организации. По последнему критерию выделяют следующие разновидности:

  • новые организации, создаваемые сразу в форме автономных учреждений;
  • преобразованные организации, регистрируемые на основе казенной или бюджетной структуры путем изменения их типа.

В первом случае требуется согласие Правительства, выраженное в письменном решении. Функции и полномочия учредителей в процессе создания учреждения и последующей реализации им деятельности прописаны в Постановлении Правительства от 10 октября 2017 г. под № 662. Все решения и задачи федеральных органов власти, являющихся учредителями автономной структуры, доводятся до предприятия в течение 7 дней с момента принятия руководящих норм.

Пример выделения типов автономных учреждений в сфере образовательных услуг – сосуществование федеральных университетов с исследовательскими вузами.

Система управления

Многоуровневая система управления в учреждениях автономного типа представлена:

  • руководителем;
  • коллективом наблюдательного совета;
  • общими собраниями, учеными или художественными советами и другими внутренними органами, которые предусмотрены федеральным законодательством, при условии что их наличие предполагается уставом организации (ст. 8 Закона № 174-ФЗ).

Порядок работы наблюдательного совета прописан в ст. 10 Закона № 174-ФЗ. Норма численного состава совета – от 5 до 11 человек. Он создается из представителей органов власти (до трети общей численности), общественников, делегированных кандидатов от местного органа самоуправления и работников учреждения (из персонала можно привлекать людей, численность которых не будет больше трети от количества мест в совете). Смена состава происходит через 5 лет, каждый его член может быть переназначен неограниченное количество раз.

Отдельным звеном управления является руководитель организации с заместителями. В сферу вопросов, решаемых руководителем, входит текущее руководство хозяйственными процессами, направленными на выполнение основного задания организации. В органах культуры допускается упразднение учредителем наблюдательного совета. Полномочия и обязательства совета в таких случаях переходят к учредителю.

Список функций наблюдательного совета:

  • формирование рекомендательных положений в отношении внесения изменений в уставные документы;
  • согласование предложений об открытии филиалов, их закрытии;
  • разработка маршрутной карты при ликвидации или реорганизации;
  • обсуждение перспектив участия в капитале других организаций;
  • анализ перспективности сделок с недвижимостью;
  • формирует экспертное мнение о возможностях сотрудничества с конкретной кредитной организацией;
  • принимает решения по крупным сделкам и соглашениям с признаками заинтересованности;
  • инициирует проведение аудита отчетности и выбирает организацию, которой будет поручено такое задание;
  • утверждает проекты отчетности и положение о закупках.

Бухгалтерский учет и налогообложение

Для ведения бухгалтерского учета автономные организации используют план счетов, утвержденный Приказом Минфина от 23.12.2010 г. под № 183н. Отдельно необходимо учитывать операции с участием:

  • средств в форме субсидий и субвенций;
  • доходов и расходов, возникающих в процессе реализации хозяйственной деятельности;
  • недвижимости и особо ценных имущественных активов, находящихся в оперативном управлении;
  • объектов основных средств, приобретенных на средства, вложенные учредителем.

Учетная политика автономного учреждения должна отражать такие категории вопросов:

  • приведение рабочего плана счетов с теми кодировками, которые предполагается использовать для учета всего спектра операций предприятия;
  • методы оценки в денежном выражении имущества и возникающих обязательств;
  • алгоритм и правила инвентаризационных мероприятий;
  • особенности организации документооборота;
  • рекомендации по систематизации информации;
  • формы документации для первичного учета с приведением обязательных реквизитов;
  • инструментарий контроля правильности учета через аудиторские проверки.

КСТАТИ! В предложенный законодателем план счетов при разработке его рабочего варианта предприятие может вносить дополнительные кодировки аналитического уровня при возникновении необходимости в них (если без такого шага невозможно обеспечить информативность и достоверность учетных данных для внутренних и внешних пользователей).

Автономные учреждения при получении субсидий в соответствии с нормами ст. 251 НК РФ могут расходовать такие средства только на мероприятия, под которые они были выделены. При определении налогооблагаемой базы в процессе расчета налога на прибыль суммы субсидий не учитываются. Учет доходных и расходных операций в зависимости от источников поступления средств ведется раздельно:

  • по ресурсам, получаемым из казны;
  • по внебюджетным средствам.

Налогообложение в отношении налогов на прибыль и добавленную стоимость в автономных учреждениях организовано как в коммерческих структурах. Налогооблагаемая база формируется выручкой от предпринимательской деятельности.

КСТАТИ! Автономным учреждениям разрешается переходить на упрощенную систему налогообложения, если объем выручки не превышает предельно допустимых значений.

Переход на УСН невозможен для автономных организаций, если у них есть представительства или созданы филиалы, численность их штата в отчетном периоде превысила показатель, равный 100, или стоимость амортизируемых основных фондов оказалась выше 150 млн рублей.

Автономные учреждения: особенности организации учета

С 2012 года перед образовательными учреждениями встанет вплотную вопрос о выборе типа учреждения. Анализ действующих норм показывает, что самый непростой переход – на автономный тип. Как организовать учет в данном случае? Об этом – в статье.

Итак, начнем с того, что правовые положения автономных учреждений были определены Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

Согласно статье 2 указанного нормативного акта, автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления полномочий органов госвласти (органов местного самоуправления) в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, а также в иных сферах в случаях, установленных законами.

Таким образом, автономное учреждение может вести как деятельность, финансируемую за счет бюджетных средств (субсидии на выполнение государственного или муниципального задания, субсидии на иные цели, бюджетные инвестиции, средства медицинского страхования), так и приносящую доход деятельность.

После того как Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ в упомянутый Закон № 174-ФЗ был внесен ряд существенных изменений, правовое положение автономных и бюджетных учреждений максимально сблизилось. В частности, бюджетным учреждениям предоставлены дополнительные права принятия самостоятельных решений по использованию собственных денежных средств, а аналогичные права автономных учреждений несколько ограничили.

Практически совпадают определения бюджетного и автономного учреждений, приведенные в федеральных законах № 7-ФЗ и № 174-ФЗ. Бюджетное и автономное учреждения отвечают по своим обязательствам имуществом, находящимся у них на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за ними учредителем или приобретенного за счет выделенных учредителем средств.

Единые подходы установлены законодательством и для формирования государственного и муниципального задания в отношении автономных и бюджетных учреждений.

Также имеется практически полное сходство в части определения источников финансового обеспечения основной деятельности учреждений – это субсидии из соответствующего бюджета (определяемые на основании утвержденного норматива) и иные не запрещенные федеральными законами источники.

Но отличия все же есть, и некоторые из них довольно-таки существенны.

Для выявления преимуществ выбранной организационно-правовой формы сравним правовой режим автономного и бюджетного учреждения. Так как правовое положение последнего также распространено среди учебных заведений.

Читать еще:  1с erp авансовый отчет

В настоящее время основные различия между автономными и бюджетными учреждениями можно свести к следующим элементам.

Сфера деятельности учреждений.
Перечни основных сфер деятельности, в которых автономные и бюджетные учреждения могут осуществлять свою деятельность, совпадают.

Однако для бюджетных учреждений указанный перечень, по существу, является открытым, автономные учреждения же могут заниматься деятельностью, прямо не указанной в Федеральном законе № 174-ФЗ, только в том случае, если они указаны в других законах.

Создание органов управления. В отличие от бюджетного, в автономном учреждении должен создаваться наблюдательный совет, которому в том числе и предоставлено право совершения крупных сделок.

Заключение коммерческих договоров на поставку товаров, работ и услуг. На автономные учреждения требования Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94ФЗ (Закона о госзакупках) не распространяются. То есть процедура заключения договоров существенно упрощена, а ограничения практически отсутствуют. Следовательно, при заключении договоров автономные учреждения руководствуются нормами гражданского законодательства.

Привлечение заемных средств. Для бюджетных учреждений могут устанавливаться ограничения по привлечению займов и кредитов. В отношении автономных учреждений аналогичная норма не установлена.

Кроме того, в связи с изменениями, внесенными в часть вторую Налогового кодекса РФ, автономным учреждениям предоставлено право использовать упрощенную систему налогообложения (при условии, что учреждение не имеет филиалов и представительств). Бюджетные учреждения этот специальный налоговый режим применять не могут (подп. 17 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ). На это обратили внимание и финансисты в письме от 7 октября 2011 г. № 03-11-06/2/140.

А вот на уплату ЕНВД не могут быть переведены учреждения образования, здравоохранения и соцобеспечения в части предпринимательской деятельности по оказанию услуг общественного питания, если оказание данных услуг является неотъемлемой частью процесса функционирования учреждений и эти услуги оказываются непосредственно этими учреждениями. В данном случае запрет на применение ЕНВД соотносится со сферой деятельности учреждения, а не с его организационно-правовой формой.

Основным нормативным актом, которым следует руководствоваться при организации и ведении бухучета в учреждениях, является Инструкция по применению Единого плана счетов (приказ Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н). Она устанавливает общие принципы организации бухгалтерского учета активов и обязательств учреждений всех организационно-правовых форм (казенные, бюджетные и автономные), а также определяет особенности учета в учреждениях, обусловленные их правовым статусом и спецификой использования источников финансирования различных видов деятельности.

Применительно к автономным учреждениям нормы Инструкции № 157н детализированы в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений (приказ Минфина России от 23 декабря 2010 г. № 183н).

Учет в автономных учреждениях организуется и ведется на основе учетной политики учреждения, в которой рекомендуется раскрывать организационные и методологические аспекты.

>|Все, кто оформит подписку на журнал на 2012 год, получат доступ к сервису «Учетная политика 2012». Она включает в себя программу-составитель, которая поможет создатьэтот важный документ без лишних хлопот и с учетом нововведений.|

>|Планируется, что с 1 января 2012 года будут действовать новые Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ. Подготовлены соответствующие проекты нормативных актов (письмо Минфина России от 29 сентября 2011 г. № 02-04-09/4372). Также разработаны переходные таблицы (письмо Минфина России от 6 октября 2011 г. № 02-04-09/4467).|

    Учет в автономных учреждениях: проводки

    В данной статье мы рассмотрим: учет в автономных учреждениях. Первичные документы. Поговорим об особенностях учетной политики. Разберемся куда и какие документы сдавать.

    Одной из разновидностей организаций некоммерческого характера выступают автономные учреждения. Об особенностях их учетной политики, ведения расчетов, уплаты налогов и составе доходов, издержек идет речь ниже.

    Суть автономных учреждений и направления их работы

    Под автономными учреждениями (АУ) подразумеваются некоммерческие организации, создаваемые в таких областях деятельности, как:

    • наука и образование;
    • поиск работы населению и его занятость;
    • охрана здоровья и соцзащита;
    • культура, физкультура и занятия спортом.

    Формирование АУ проводится субъектами РФ, как лиц юридических, получающих возможность действовать от своего имени, распоряжаясь имуществом и осуществляя права неимущественного характера. Читайте также статью: → “Учет в казенных учреждениях”

    1. Создаются вердиктом вышестоящего органа управления.
    2. Преобразовываются из учреждений, которые ранее были государственными или муниципальными.

    Возможно формирование и через перестройку предприятия унитарного. Ведущим источником финансирования АУ выступают бюджетные субсидии. Организации могут открывать счета в казначействе и в банках.

    Важно! Если АУ намереваются осуществлять деятельность, которая приносит доход, пункт об этом должен присутствовать в учредительных документах.

    Особенности в автономных учреждениях учетной политики

    Законодательно установлено, что предписания положений по бухучету на АУ не действуют. Они работают на основании специальных нормативных документов, установивших единые методологические правила.

    В АУ необходимо учитывать обособленно:

    1. Средства, которые представляют собой субвенции и субсидии. Произведенные за их счет расходы также учитываются отдельно.
    2. Доходы и издержки, образование которых происходит в процессе хозяйственной деятельности.
    3. Недвижимое и особо дорогое имущество, которое фундируется АУ учредителем и закрепляется за ним, пока организация функционирует. Также ОС, закупленные за счет вложенных им (учредителем) денежных средств.

    Учетная политика АУ складывается, основываясь на особенности их структуры, принадлежности к определенной отрасли, выполняемых полномочий. Ее построение должно обеспечить бухучет рациональный и эффективный, соизмеримый с масштабами и возможностями АУ. Приказом касательно учетной политики, происходит принятие:

    1. Рабочего плана счетов, в котором указываются все необходимые счета.
    2. Методов, на основании которых производится оценивание имущества и обязательств.
    3. Порядка их инвентаризации.
    4. Правил обработки информации по учету и особенностей документооборота.
    5. Форм и бланков первичного учета. В них должны отмечаться реквизиты, предусмотренные инструктивными материалами.
    6. Построение внутреннего аудита и финансового контроля.

    Важно! Во внутренний план счетов АУ позволено вносить добавочные коды (аналитические), которые должны обеспечить формирование объективной информации по бухучету, доступной те только пользователям внутри АУ, но и внешним.

    Учет в автономных учреждениях: бухучет основных средств и наличного имущества

    Все операции, касающиеся ОС учреждения, находят отражение в учете в полном соответствии с предписаниями, содержащимися в инструктивных материалах, и на основе первичной документации.

    Поступление ОС сопровождается заметками:

    Первичными документами, подтверждающими проведение операций, выступают соответствующие формы Актов о приеме-передаче, инвентаризационные ведомости. Читайте также статью: → “Как установить систему оплаты труда в организации, бюджетном учреждении, автономном учреждении, порядок, документы”

    Особенности переоценки ОС. Учет выбытия

    АУ периодически осуществляют переоценку ОС. Пример. Медицинское учреждение должно провести переоценку ОС, приобретенных за субсидию. Стоимость первоначальная – 830 000 руб. Амортизация на дату переоценки – 170 тыс. руб. Используется индекс, установленный Росстатом, – 1,25.

    830,0 · 1,25 – 830,0 = 207,5 тыс. руб.

    170,0 · 1,25 – 170,0 = 42,5 тыс. руб.

    Записи, отражающие операцию дооценки:

    В балансе отражается (тыс. руб.):

    830,0 + 207,5 = 1037,5

    170,0 + 42,5 = 212,5

    1037,5 – 212,5 = 825,0

    Подобным образом проводится уценка – уменьшение стоимости ОС. Выбытие ОС оформляется актами касательно списания, передачи и такими заметками в регистрах:

    Важно! Необходимость пересчета стоимости ОС – отличительная особенность учета в автономных учреждениях.

    Особенности учета расчетов с персоналом по зарплате

    Расчеты по оплате труда специфичны тем, что заработок выплачивается из различных источников. Поэтому в учете используются не одинаковые счета. Это помогает сразу определиться с тем, откуда именно пришли деньги на выплаты сотрудникам за проделанную работу.

    В зависимости от источников поступления денежной массы в учете заработка используются счета:

    1. 11 – оплата за счет выплат из казны страны;
    2. 01 – в пределах деятельности, которая приносит доходы;
    3. 01 – используются средства поступлений безвозмездных и целевые.

    Начисление заработка работникам АУ проводится такими бухгалтерскими заметками:

    Во время нахождения сотрудников на военных сборах, их заработок учитывается иначе:

    Военкомат перечисляет АУ деньги, которые отражаются:

    Эта операция демонстрирует наличие того, что военный комиссариат перечисляет АУ компенсацию, и отражает восстановление расхода, проведенного через кассу.

    Учет материалов в автономных учреждениях

    Материальные запасы выступают своеобразным фундаментом в работе автономного учреждения. Они разнообразны по своему предназначению и функциям, для выполнения которых приобретаются. Покупка материалов за счет предоставленных субсидий отражается так:

    • Принятие к учету различного рода сырья и материалов (их стоимость по факту):
    1. ДТ 4.105. (36). 340
    2. КТ 4.302. (34). 730
    • Выдача лицу, с которым заключено соглашение на материальную ответственность:

    По Дебету и по Кредиту 4.105. (36). 340

    Когда на закупку сырья и различных разновидностей материалов потрачены средства, поступившие от коммерческой деятельности, или покупка прошла через подотчетные лица, заметки таковы:

    • Взятие материальных ценностей на учетные счета:
    1. ДТ 2.105 (36) 340;
    2. КТ 2.208 (34) 660
    • Передача работнику с договором материальной ответственности:

    По Дебету и Кредиту 2.105 (36) 340

    Материалы учитываются на счетах с точностью до копейки.

    Налоговые аспекты работы автономных учреждений

    По положениям НК (ст. 251), субсидии, которые приходят в АУ от учредителя:

    • выступают средствами финансирования на четко определенные цели;
    • в определение базы обложения налогом на прибыль не могут включаться.

    АУ в обязательном порядке должны учитывать доходы и издержки отдельно по деятельности, которая финансируется из казны, и внебюджетной, когда деньги зарабатываются через коммерцию. Непозволительно снижать величину доходов, которые являются результатом внебюджетного функционирования, на размер издержек, профинансированных субсидиями.

    Налогообложение предпринимательской деятельности АУ по налогу на прибыль, НДС происходит таким же образом, как в коммерческих организациях. Вся сумма доходов от реализации, полученная через коммерцию, входит в налогооблагаемую базу.

    Отличительной особенностью является то, что АУ могут использовать свое право на внесение квартальных авансовых платежей. Но тут действует обязательное условие: выручка от реализации за четыре квартала не может превысить 15 млн. руб. (среднеквартальная).

    АУ доступна УСНО, но лишь тогда, когда выручка за 9 месяцев до перехода на «упрощенку», не превышает 112,5 млн. RUB (2017 г.). Если же размер годовой выручки перейдет отметку в 150 млн. у АУ, уже работающих на УСНО, им придется перейти на ОСНО.

    «Упрощенка» освобождает от уплаты и налога на прибыль, на имущество и НДС. Но не все АУ могут ею воспользоваться. УСНО недоступно автономным учреждениям, у которых:

    • имеются филиалы и представительства;
    • средняя штатная численность персонала за отчетный год выше ста человек;
    • стоимость ОС, подлежащих амортизации (амортизируемого имущества) больше 150 млн. руб.

    Важно! Налоговая база не включает суммы субсидий и целевого финансирования, выделяемые собственником.

    Автономные учреждения: отчетность и сроки ее представления

    Отчетность АУ формируется на данных Главной книги и сопутствующих регистров. Заполняются данные о хозяйственных операциях нарастающей суммой, отражающей не только рубли, но и копейки.

    АУ в обязательном порядке занимаются составлением бухгалтерской отчетности:

    Сроки сдачи последней установлены в феврале-марте. Она представляется в бумажном виде и электронном. Для каждой такой разновидности сроки сдачи документов отличаются. Читайте также статью: → “Порядок, правила и сроки регистрации некоммерческих организаций”

    АУ подают отчетность в:

    • Государственные статистические органы;
    • Налоговые органы;
    • Иные органы или лицам, как это предусмотрено в уставе АУ, разработанного за законами РФ.

    Несвоевременная сдача документации или наличие ошибок грозит автономному учреждению штрафом, размер которого определяют соответствующие контролирующие органы.

    Важно! Представление отчетности проводится только после того, как ее рассмотрит наблюдательный совет АУ. Результаты такого рассмотрения отражаются в сопроводительном письме, которое направляется вместе с отчетами и пояснительной запиской к балансу.

    Топ 5 популярных вопросов

    Вопрос 1. Учебное заведение обладает объемной библиотекой, которая насчитывает около 120 тысяч экземпляров. Необходимо прописывать каждой книге инвентарный номер?

    Ответ. Тут нужно рассмотреть два основных момента:

    1. Ведение учета объектов фонда библиотеки предполагает наличие Инвентарной карточки группового учета ОС. В ней учет ведется общей суммой.
    2. Инвентарные списки активов нефинансовых на указанные объекты не составляются. В учете фонд библиотеки присутствует как один объект с общей стоимостью.

    Поэтому учебникам и другим книгам библиотеки инвентарный номер не присваивается.

    Вопрос 2. Автономное учреждение формирует расчетные листы по заработной плате. Сколько раз в месяц они выдаются сотрудникам?

    Ответ. Выдаются один раз при окончательном расчете.

    Вопрос 3. Автономное учреждение создано в августе. За какой период следует сдавать годовую отчетность?

    Ответ. В данном случае отчетным годом выступает период со дня регистрации (очевидно, конкретно число августа) и по 31 декабря.

    Вопрос 4. Какую отчетность для АУ следует считать промежуточной?

    Ответ. Промежуточной отчетностью является квартальная, формирование которой должно производиться по состоянию на первое число апреля, июля и октября.

    Вопрос 5. Какой основной документ регламентирует работу автономных учреждений.

    Ответ. Таковым выступает закон РФ № 174-ФЗ.

    Организация учетной работы в автономных учреждениях содержит много особенностей. Результаты их деятельности, проводимой в значительной степени за счет субсидий, должны быть доступными и открытыми.

    Бюджетный учет: чем бухучет «бюджетников» отличается от «коммерческого» бухучета

    Случаи, когда бухгалтер, меняя работу, переходит из коммерческой структуры в бюджетное учреждение и наоборот, не так уж редки. В такой ситуации ему необходимо помнить, что бухгалтерский учет в обеих сферах хоть и опирается на общие понятия и принципы, однако имеет значительные различия. О том, в чем именно заключаются эти различия, рассказывает Юлия Вольхина, руководитель проекта «Контур-Бухгалтерия Бюджет» компании СКБ Контур. Данная статья открывает цикл материалов «БухОнлайна», которые будут посвящены особенностям бюджетного учета.

    Правовой статус организации

    Гражданский кодекс делит организации на коммерческие и некоммерческие. Основная цель коммерческих организаций — получение прибыли. Соответственно, некоммерческими называются организации, для которых прибыль не является самоцелью. К ним, в частности, относятся государственные и муниципальные учреждения (п. 8 ч. 3 ст. 50 ГК РФ). В роли учредителей таких организаций могут выступать как федеральные ведомства, так и органы субъектов федерации и муниципальных образований.

    Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (ст. 123.22 ГК РФ). Помимо «уставного» вида деятельности организация-бюджетник может вести иную работу, только если она не противоречит целям ее создания. Дополнение обязательно должно быть прописано в уставных документах.

    Какими нормативными правовыми актами регулируется учет

    В вопросах бухгалтерского учета и бюджетные учреждения, и коммерческие организации руководствуются одним и тем же законом — Федеральным законом от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

    Однако для каждой сферы разработаны дополнительные нормативные правовые акты. Бюджетники также в работе используют инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета и отдельные — для каждого типа государственных (муниципальных) учреждений: казенных, бюджетных или автономных. Для коммерческих структур нормативную базу дополняют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, утвержденные Минфином России.

    Основные регламентирующие бухучет документы

    Базовый нормативный правовой акт

    Закон № 402-ФЗ от 06.12.11 «О бухгалтерском учете»

    Приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции к его применению»

    Приказ Минфина России от 02.07.10 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организации»

    Государственные (муниципальные) учреждения

    Приказ Минфина России от 01.12.10 № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных и внебюджетных фондов, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению»

    Приказ Минфина России от 29.12.10 № 191н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;

    приказ Минфина России от 25.03.11 № 33н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений»

    Обязательства бюджетной организации

    Начиная работу в бюджетной сфере, бухгалтер обязательно столкнется со спецификой, касающейся имущественных и финансовых обязательств:

    • государственное (муниципальное) задание выполняется учреждением за счет субсидий из соответствующего уровня бюджета Российской Федерации;
    • имущество закрепляется за учреждением на праве оперативного управления;
    • земельный участок предоставляется бюджетному учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования;
    • собственником имущества является Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование;
    • бюджетное учреждение не может отвечать по обязательствам собственников имущества;
    • учреждение не имеет права распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет выделенных собственником средств и пр.

    Эти и другие положения установлены статьей 9 Федерального закона «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.96.

    Чем отличаются «коммерческие» и «бюджетные» планы счетов бухучета

    В самом бухучете организаций разных форм собственности отличия начинаются с плана счетов. Общей остается суть счетов — учет основных средств и материальных запасов, расчеты с поставщиками, заказчиками, подотчетными лицами и пр. При этом номера и названия счетов не совпадают: счет 10 «Материалы» — в коммерческих и счета 105XX «Материальные запасы» — в бюджетном бухучете.

    Бюджетный план счетов таит в себе наибольшие сложности для неопытного бухгалтера. Связаны они с необходимостью контролировать целевое использование выделенных средств. Если в коммерческой организации счет включает в себя всего два разряда, то счета бюджетного учреждения состоят из 26 разрядов. Используется специальная бюджетная классификация.

    Итак, в номере счета бюджетного учреждения первые 17 разрядов указывают на аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий средств. 18-й разряд обозначает код одного из видов финансового обеспечения: приносящая доход деятельность, средства во временном распоряжении, субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и пр. Следующие разряды содержат:

    • 19–21-й — код синтетического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;
    • 22-й и 23-й — код аналитического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;
    • 24–26-й — аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета.

    Объем отчетности и сроки ее представления

    Бухгалтеру, пришедшему в бюджет из коммерческой сферы, придется столкнуться с увеличением объема отчетности в контролирующие органы. Это продиктовано разными принципами деятельности бюджетных и коммерческих структур и соответствующими особенностями правового регулирования.

    Если коммерческая организация сдает бухгалтерскую отчетность 1 раз в год, то государственное (муниципальное) учреждение следует специальному графику, который составлен и утвержден Минфином России и соответствующими финансовыми органами. Согласно инструкции и в зависимости от типа организации, бюджетники сдают отчеты:

    • ежемесячно (около 1–5 форм),
    • поквартально (около 5–10 форм),
    • раз в год (от 10 до 30 форм).

    Коммерческая организация представляет годовую отчетность в налоговую инспекцию не позже 31 марта года, следующего за отчетным. Эта отчетность состоит из баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

    Бюджетники готовят гораздо больше форм. Так, получатели бюджетных средств сдают баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма 0503130, приказ № 191н).

    Также бюджетные и автономные учреждения (приказ № 33н) представляют:

    • баланс государственного (муниципального) учреждения (форма 0503730);
    • отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);
    • отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (форма 0503721);
    • сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (форма 0503769);
    • сведения об остатках денежных средств учреждения (форма 0503779).

    Отчетность бюджетного учреждения напрямую зависит от того, из каких источников осуществляется финансирование его деятельности. Это могут быть субсидии на государственное (муниципальное) задание, собственные доходы учреждения, средства во временном распоряжении, средства по обязательному медицинскому страхованию и пр. Как и коммерческие компании, бюджетники обязаны представлять баланс учреждения и ряд других форм в территориальную налоговую инспекцию не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. Но помимо этого они обязаны в установленный срок представлять бухгалтерскую отчетность своему учредителю.

    Структура баланса

    На первый взгляд, балансы коммерческой и бюджетной организаций схожи — оба имеют в своем составе актив и пассив, которые разделены на несколько частей. Однако при внимательном рассмотрении опытный бухгалтер обнаружит существенные различия. Например, бюджетное учреждение обязано отдельно указывать операции с целевыми средствами, собственными доходами, средствами во временном распоряжении. Если в балансе бюджетного учреждения бухгалтер отражает данные за отчетный и предшествующий год, то в работе с коммерческим учетом готовить баланс придется за отчетный год и два предыдущих.

    У коммерческой структуры актив делится на внеоборотные и оборотные активы, кругооборот средств составляет основу актива коммерческого баланса. У бюджетников две составляющие: финансовые и нефинансовые активы, а средства делятся на те, что выражены в денежном эквиваленте, и те, что имеют материально-вещественную форму. Пассив баланса в коммерческой структуре содержит указание на собственные и привлеченные средства. Последние делятся на долгосрочные и краткосрочные обязательства. Для баланса бюджетного учреждения важно отразить виды расчетов вне зависимости от срока их погашения.

    Вместо заключения

    Различия между бюджетным бухгалтерским учетом и коммерческим встречаются на любом уровне, будь то объекты учета, обязательства, план счетов или структура отчетности. Они обусловлены прежде всего целью, с которой создается организация, и особенностями ее финансирования. Поэтому бухгалтеру, который решил сменить сферу деятельности и перейти в бюджетную организацию, стоит порекомендовать пользоваться специализированной программой для ведения бюджетного учета. Это позволит ему быстрее разобраться в различиях и легче освоить бухучет в новой сфере.

    Источники:

    http://www.garant.ru/company/about/press/smi/384844/
    http://assistentus.ru/vedenie-biznesa/avtonomnoye-uchrezhdenie/
    http://www.klerk.ru/buh/articles/250180/
    http://online-buhuchet.ru/uchet-v-avtonomnyh-uchrezhdeniyah/
    http://www.buhonline.ru/pub/beginner/2016/8/11366

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector