10 тзр счет
ТЗР в бухучете
Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) – это затраты организации, которые непосредственно связаны с процессом заготовления и доставки материалов в организацию (п. 70 Методических указаний, утв. Приказом Минфина от 28.12.2001 № 119н). О бухгалтерском учете ТЗР расскажем в нашем материале.
Что включается в ТЗР
К ТЗР относятся следующие расходы:
- расходы по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов согласно договору;
- расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата организации;
- расходы по содержанию специальных заготовительных пунктов, складов и агентств, организованных в местах заготовок (кроме расходов на оплату труда с отчислениями на социальные нужды);
- наценки и надбавки, комиссионные вознаграждения, которые уплачиваются снабженческим, внешнеэкономическим и иным посредническим организациям;
- таможенные платежи;
- плата за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях;
- расходы на командировки по непосредственному заготовлению материалов;
- стоимость потерь по поставленным материалам в пути (недостача, порча), в пределах норм естественной убыли;
- другие расходы.
ТЗР наряду со стоимостью материалов по ценам поставщиков и расходами по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию, образуют фактическую себестоимость материалов (п. 68 Методических указаний, утв. Приказом Минфина от 28.12.2001 № 119н).
Как учитываются ТЗР
Действующие нормативные документы по бухгалтерскому учету предусматривают 3 варианта учета ТЗР (п.п. 83, 85 Методических указаний, утв. Приказом Минфина от 28.12.2001 № 119н):
1) ТЗР относятся на счет 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей»;
2) ТЗР списываются на отдельный субсчет к счету 10 «Материалы»;
3) ТЗР включаются в фактическую себестоимость материалов, учитываемых на счете 10.
Последний вариант рекомендуется в организациях с небольшой номенклатурой материалов, а также в случаях существенной значимости отдельных видов и групп материалов.
У тех, кто может вести упрощенный бухучет, есть еще один вариант: списывать ТЗР на расходы сразу в момент их возникновения (п. 13.1 ПБУ 5/01 ).
При этом важно учитывать, что конкретный порядок учете ТЗР каждая организация определяет самостоятельно с учетом своей специфики и закрепляет это в своей Учетной политике для целей бухгалтерского учета.
К примеру, при учете ТЗР на субсчете к счету 10 бухгалтерские записи будут следующие:
Дебет счета 10, субсчет «ТЗР» — Кредит счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и др.
Проводки по списанию ТЗР
Если ТЗР включаются в фактическую стоимость материалов на счете 10, списание ТЗР происходит в составе стоимости списываемых материалов автоматически:
Дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 26 «Общехозяйственные расходы», 91 «Прочие доходы и расходы» и др. – Кредит счета 10
В остальных случаях списывать ТЗР нужно отдельной бухгалтерской записью.
ТЗР ежемесячно списываются на те же счета бухгалтерского учета, на которые была отнесена стоимость списываемых материалов (п. 86 Методических указаний, утв. Приказом Минфина от 28.12.2001 № 119н).
Для списания ТЗР по отдельным видам или группам материалов рассчитывается средний процент ТЗР (ТЗР%):
где ТЗРН – сумма остатка ТЗР на начало месяца;
ТЗРМ – ТЗР за месяц;
МН — сумма остатка материалов на начало месяца;
ММ – сумма поступивших материалов за месяц.
Соответственно, умножив ТЗР% на стоимость списываемых материалов по учетной стоимости, получаем часть ТЗР, подлежащих списанию в этом месяце.
При учете ТЗР на счете 16 такими записями могут быть:
Дебет счетов 20, 23, 26, 91 и др. – Кредит счета 16.
Учет транспортно-заготовительных расходов по материалам
Бухгалтерские проводки
В соответствии с п.83 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) организации принимаются к учету путем:
- отнесения ТЗР на отдельный счет “Заготовление и приобретение материалов”, согласно расчетным документам поставщика;
- отнесения ТЗР на отдельный субсчет к счету “Материалы”;
- непосредственного (прямого) включения ТЗР в фактическую себестоимость материала (присоединение к договорной цене материала, присоединение к денежной оценке вклада в уставный (складочный) капитал, внесенный в форме материально-производственных запасов, присоединение к рыночной стоимости безвозмездно полученных материалов и др.).
Конкретный вариант учета ТЗР устанавливается организацией самостоятельно и отражается в учетной политике организации
В состав транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) включаются:
- расходы по погрузке и транспортировке;
- расходы по содержанию заготовительно – складского аппарата организации
- расходы по содержанию специальных заготовительных пунктов, складов и агентств, организованных в местах заготовок;
- комиссионные вознаграждения, уплачиваемые снабженческим и иным посредническим организациям;
- плата за хранение материалов в местах приобретения (портах, ж/д станциях и т.п.);
- плата по процентам за предоставленные кредиты и займы, связанные с приобретением материалов;
- расходы на командировки по непосредственному заготовлению материалов;
- стоимость потерь по поставленным материалам в пути (недостача, порча) в пределах норм естественной убыли;
- другие расходы.
Примерная номенклатура транспортно-заготовительных расходов определена в приложении 2 к методическим указаниям
Исходя из состава ТЗР, прямое включение транспортных расходов в фактическую себестоимость материала трудно реализуемо в реальной деятельности. Данные (первичные документы) о составе и величине ТЗР могут поступать со значительным запозданием по отношению к моменту поступления, а самое важное – к моменту списания материалов в производство, и дальнейшему формированию себестоимости производимой продукции (услуг).
Таким образом, остается два первых способа отражения ТЗР в учете организации. Общий смысл этих методик заключается в обособленном учете (накоплении) ТЗР в течение отчетного периода и дальнейшем перераспределении суммы ТЗР пропорционально расходу и остаткам материалов на складах. Расчет суммы ТЗР, подлежащей списанию на счета бухгалтерского учета, на которых отражен расход соответствующих материалов, осуществляется по следующей формуле:
Коэффициент распределения ТЗР = (ТЗР на начало отчетного периода + ТЗР за отчетный период) / (Остаток материалов на начало отчетного периода + Приход материалов за отчетный период)*100.
Сумма ТЗР к списанию за отчетный период = Расход материалов за отчетный период* Коэффициент распределения /100.
При удельном весе ТЗР не превышающем 10% от учетной стоимости материалов, их сумма может полностью списываться на счет “Основное производство”, “Вспомогательное производство” и на увеличение стоимости проданных материалов.
Список счетов, участвующих в бухгалтерских проводках:
- 10 – Материалы
- 10.10 – Транспортно-заготовительные расходы
- 19 – Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям
- 20 – Основное производство
- 23 – Вспомогательные производства
- 25 – Общепроизводственные расходы
- 26 – Общехозяйственные расходы
- 60 – Расчеты с поставщиками и подрядчиками
- 60.01 – Расчеты с поставщиками и подрядчиками
- 68 – Расчеты по налогам и сборам
- 68.2 – Налог на добавленную стоимость
- 90 – Продажи
- 90.2 – Себестоимость продаж
Ниже приведены проводки, отражающие учет ТЗР с использованием отдельного субсчета счета 10. Данные проводки отражают распределение сумм ТЗР на основные счета учета расхода материалов
Как отразить в учете транспортно-заготовительные расходы по материалам
Что относится к ТЗР
В бухучете к транспортно-заготовительным расходам (ТЗР) относятся затраты, связанные с заготовкой и доставкой материалов в организацию (п. 70 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н).
ТЗР, в частности, включают в себя:
- расходы, связанные с погрузочно-разгрузочными работами;
- расходы на транспортировку;
- командировочные расходы, связанные с заготовкой и доставкой материалов;
- плату за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях;
- складские расходы (если склады используются как для заготовки материалов, так и для хранения товаров (готовой продукции), такие расходы можно отнести на текущие затраты);
- расходы на содержание заготовительных пунктов, складов, организованных в местах заготовки материалов;
- плату за кредиты и займы, привлеченные для закупки материалов (начисленная до принятия материалов к учету);
- недостачу и порчу в пределах норм естественной убыли;
- наценки, надбавки, комиссионные вознаграждения посредникам.
Такой перечень приведен в пункте 70 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.
Примерная номенклатура ТЗР приведена в приложении 2 к Методическим указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.
Бухучет: способы учета ТЗР
В бухучете транспортно-заготовительные расходы учитывайте одним из следующих способов:
- непосредственно в фактической себестоимости каждой единицы материалов;
- обособленно на счете 15 «Заготовление и приобретение материалов» (с последующим отнесением на счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»);
- обособленно на отдельном субсчете, открытом к счету 10 «Материалы», например на субсчете «Транспортно-заготовительные расходы».
Выбранный способ учета ТЗР закрепите в учетной политике.
Такой порядок установлен пунктом 83 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.
Для организаций, которые вправе вести бухучет в упрощенном виде, предусмотрен особый порядок учета расходов (ч. 4, 5 ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).
Если организация включает ТЗР в фактическую себестоимость материалов, то обособленный учет этих расходов не ведите. При поступлении материалов сделайте проводки:
Дебет 10 Кредит 60 (20, 21, 75. )
– отражено поступление материалов;
Дебет 10 Кредит 60 (76, 23, 26. )
– отнесены ТЗР на себестоимость материалов.
Если организация учитывает ТЗР обособленно на счете 10, то при поступлении материалов сделайте следующие проводки:
Дебет 10 Кредит 60 (20, 21, 75. )
– отражено поступление материалов по учетной стоимости;
Дебет 10 субсчет «Транспортно-заготовительные расходы» Кредит 60 (76, 23, 26. )
Если организация учитывает ТЗР обособленно на счете 15, то при поступлении материалов нужно сделать проводки:
Дебет 15 Кредит 60 (76)
– отражено поступление материалов в оценке, предусмотренной договором (другими документами);
Дебет 15 Кредит 60 (76)
– учтены в фактической себестоимости материалов ТЗР;
Дебет 10 Кредит 15
– оприходованы материалы по учетной цене.
Отклонения фактической стоимости от учетной цены списывайте в момент оприходования материалов проводками:
Дебет 16 Кредит 15
– отражено отклонение фактической стоимости поступивших материалов от их учетной цены;
Дебет 15 Кредит 16
– отражено превышение учетной цены над фактической стоимостью приобретенных материалов.
Если ТЗР отражаются обособленно, то их аналитический учет следует вести в разрезе отдельных видов и групп материалов. Это означает, что общую сумму ТЗР, связанных с заготовлением и доставкой разнородных материалов, нужно распределять между ними.
Из этого правила есть исключение. Если соотношение ТЗР и стоимости заготовленных (доставленных) материалов незначительно, то их можно не распределять и учитывать в общей сумме:
- либо на счете 10 субсчет «Транспортно-заготовительные расходы»;
- либо на счете 15 «Заготовление и приобретение материалов» (с последующим отнесением на счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»).
Такой порядок предусмотрен пунктом 84 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.
Если организация ведет обособленный учет ТЗР, материалы отражаются в бухучете по учетным ценам. В качестве учетных цен организация может применять:
- планово-расчетную цену, утвержденную организацией;
- договорную цену;
- фактическую себестоимость материалов за прошлый отчетный период (месяц, квартал, год);
- среднюю цену группы (если плановая цена установлена не на конкретный номенклатурный номер, а на их группу).
Если учетная цена отклоняется от фактической себестоимости более чем на 10 процентов, ее нужно пересмотреть.
Такие правила установлены пунктом 80 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.
Если ТЗР учитываются обособленно, то списывать их нужно на те же счета, на которые списываются материалы. Оформите это в конце месяца проводкой:
Дебет 20 (23, 25, 26. ) Кредит 16 (10 субсчет «Транспортно-заготовительные расходы»)
– списаны ТЗР по израсходованным материалам.
Об этом сказано в пункте 86 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.
Включение в себестоимость ТЗР, осуществленных после перехода права собственности
Ситуация: можно ли в бухучете включить транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) в фактическую себестоимость материалов? Расходы произведены после перехода права собственности на материалы.
Применение метода с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» позволяет учесть в фактической себестоимости материалов ТЗР, произведенные после перехода права собственности на материалы. В данном случае по дебету счета 15 отражается поступление материалов. Затем организация отражает по дебету счета 15 расходы на доставку (погрузочно-разгрузочные работы и т. д.), в том числе и произведенные после перехода права собственности на материалы. Когда все расходы будут учтены, организация оприходует материалы на счет 10 (по учетной цене), а на счет 16 будет списано отклонение фактической себестоимости (с учетом ТЗР) от учетных цен. Эти суммы впоследствии (в конце месяца) списываются на счет 20 (23, 25, 26) пропорционально стоимости списанных материалов. Следовательно, такой вариант позволяет распределить ТЗР (в т. ч. произведенные после перехода права собственности на материалы) между списанными и несписанными материалами. То есть, если например, материалы используются для производства продукции, ТЗР включаются в ее себестоимость пропорционально стоимости списанных материалов.
Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов (счета 10, 15, 16), абзаца 8 пункта 6 ПБУ 5/01 и пунктов 86, 87 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.
Если поступление материалов организация отражает на счете 10 без использования счетов 15 и 16, то при их передаче к месту использования фактически происходит внутреннее перемещение (п. 51 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н). То есть организация доставляет до места использования материалы, себестоимость которых уже сформирована на счете 10. На основании пункта 12 ПБУ 5/01 фактическая себестоимость материалов не может быть изменена. Поэтому ТЗР не увеличивают фактическую себестоимость материалов, а в зависимости от целей использования МПЗ учитываются в составе расходов на счете 20 (23, 25, 26, 97) (п. 5, 16, 18 ПБУ 10/99). При этом в учете сумму расходов на доставку (погрузочно-разгрузочные работы и т. д.) отразите проводкой:
Дебет 20 (23, 25, 26, 97) Кредит 60
– отражены расходы, связанные с доставкой материалов к месту использования.
Совет: есть аргументы, позволяющие учесть стоимость ТЗР в фактической себестоимости материалов, даже если организация приходует МПЗ без использования счетов 15 и 16. Они заключаются в следующем.
Чтобы учесть ТЗР в фактической себестоимости материалов, к счету 10 откройте субсчет «Материалы в пути». Это позволит скорректировать себестоимость материалов на величину ТЗР, произведенных уже после поступления МПЗ. Такой вывод позволяет сделать пункт 26 ПБУ 5/01, который допускает уточнение фактической себестоимости по материалам, находящимся в пути.
При использовании субсчета «Материалы в пути», открытого к счету 10, сделайте следующие проводки:
Дебет 10 субсчет «Материалы в пути» Кредит 60
– отражена стоимость материалов, находящихся в пути;
Дебет 10 субсчет «Материалы в пути» Кредит 60
– скорректирована фактическая себестоимость материалов на сумму ТЗР, произведенных после перехода права собственности на МПЗ;
Дебет 10 Кредит 10 субсчет «Материалы в пути»
Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов.
Распределение ТЗР при поставке нескольких видов материалов
Ситуация: как распределить в бухучете ТЗР по нескольким видам материалов, доставленных одним транспортным средством?
Порядок распределения транспортных расходов в бухучете нормативными документами не регламентируется. Поэтому оптимальный метод организация может разработать самостоятельно и закрепить в учетной политике (п. 4, 7 ПБУ 1/2008). Например, при доставке разнородных материалов одним транспортным средством ТЗР можно распределить пропорционально количеству материалов, их весу или объему в зависимости от специфики деятельности организации (или от ассортимента полученных активов).
Если в одну поставку включено несколько разнородных групп материалов (например, одни материалы измеряются в штуках, другие – в килограммах), то сначала организация должна распределить ТЗР между этими группами. Сделать это можно, например, пропорционально количеству мест, занятых в транспортном средстве. Есть другой вариант – привести все единицы измерения к одной, например, к килограммам. Второй вариант более универсален, но требует более сложных расчетов. Внутри одной группы материалов ТЗР можно распределить пропорционально тем единицам измерения, в которых учитывается каждый номенклатурный номер этой группы.
Пример распределения ТЗР между разнородными материалами методом перевода всех единиц измерения к одной
В ООО «Альфа» одним транспортным средством были доставлены два вида материалов: листовой металл (100 листов) и уголок металлический (200 м). Транспортные расходы составили 7000 руб. без НДС.
Для распределения транспортных расходов бухгалтер «Альфы» перевел различные единицы измерения материалов в одну – килограммы. Вес одного листа металла составляет 60 кг. Вес одного метра уголка – 15 кг. Общий вес доставленных материалов равен:
60 кг × 100 листов + 15 кг × 200 м = 9000 кг.
Сумму транспортных расходов бухгалтер распределил следующим образом.
Транспортные расходы на доставку листового металла составили:
7000 руб. × 6000 кг : 9000 кг = 4667 руб.
Транспортные расходы на доставку уголка металлического составили:
7000 руб. × 3000 кг : 9000 кг = 2333 руб.
Бухучет: методы распределения ТЗР
Чтобы снизить трудоемкость распределения транспортно-заготовительных расходов, бухгалтер может воспользоваться одним из следующих упрощенных методов:
- сумма ТЗР по всем материалам, принятым к учету в отчетном периоде, полностью распределяется между материалами, списанными на счета 20, 23 и 91-2. Использование этого метода допускается, если сумма ТЗР не превышает 10 процентов от стоимости всех списанных материалов;
- средний процент ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов, округляется до целых единиц;
- сумма ТЗР распределяется с учетом их процента, сложившегося на начало отчетного периода. Средний процент за отчетный период в этом случае не рассчитывается. Если сумма ТЗР, определенная таким способом, будет завышена или занижена, то в следующем отчетном периоде ее следует скорректировать;
- сумма ТЗР распределяется по нормативу, закрепленному в плановых калькуляциях. Если фактические затраты отличаются от нормативных, то разница учитывается в следующем отчетном периоде;
- сумма ТЗР полностью списывается на увеличение стоимости материалов, израсходованных в отчетном периоде. Использование этого метода допускается, если сумма ТЗР не превышает 5 процентов от учетной стоимости материалов.
Такой порядок предусмотрен в пункте 88 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.
Бухучет: списание ТЗР в расходы
Перед тем как определить сумму ТЗР, которая списывается в расходы отчетного периода (месяца), нужно рассчитать средний процент ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов. Для этого используйте формулу:
Учет транспортно-заготовительных расходов
Транспортно-заготовительные расходы
Похожие публикации
Весомую долю в себестоимости выпускаемого продукта занимают транспортно-заготовительные расходы (ТЗР). О том, как рассчитать ТЗР и учесть их, расскажет эта публикация.
Понятие транспортно – заготовительных расходов
ТЗР объединяют целый комплекс затрат, связанных с заготовкой, покупкой и доставкой товаров, запасов, инструментов и других материальных ценностей (МЦ). К ним относят такие расходы:
- Транспортировка;
- Страхование груза;
- таможенные сборы;
- вознаграждение посредническим или снабженческим фирмам;
- погрузка МЦ (при наличии таких условий в договоре);
- содержание складского аппарата компании (в т.ч. зарплата и отчисления в фонды);
- персонала, занимающегося приемом, заготовлением, организацией хранения и отпуском МЦ;
- сотрудников заготконтор и агентств, учрежденных по местам закупки МЦ;
- работников, занятых заготовкой/закупкой МЦ, их транспортировкой или сопровождением;
- плата за хранение МЦ, например, на ж/д станциях либо в портах;
- уплата процентов за кредит на покупку ТМЦ до момента признания в учете;
- командировочные расходы, напрямую связанные с закупкой МЦ;
- суммы потерь по МЦ, произошедших в пути в пределах действующих норм убыли.
Компаниям дано право установить собственный, приемлемый для них перечень подобных затрат и означить его в учетной политике. Номенклатура и характеристика транспортно – заготовительных расходов представлена в приложении № 2 к Методуказаниям по бухучету МПЗ, утвержденным пр. Минфина от 28.12.2001 № 119н.
Расчет транспортно – заготовительных расходов
Напрямую включить все ТЗР в себестоимость продукта достаточно сложно, поскольку информация об их составе и размере, аккумулированная в первичных формах, может поступать с запозданием не только на момент поступления МЦ, но и списания в производство, т. е. к формированию себестоимости. Поэтому учитывать всю сумму ТЗР в себестоимости возможно лишь при небольших оборотах фирмы и однородных операциях. К примеру, если компания занимается производством продукции одного наименования, стоимость ее транспортировки будет полностью включаться в конечную себестоимость.
Если же фирма несет затраты по производству нескольких номенклатурных наименований продукции или работает по нескольким видам деятельности, сумму ТРЗ рассчитывают по вариантам, смысл которых сводится к обособленному учету этих затрат на протяжении конкретного отчетного периода и распределении их на выпущенную продукцию и остатки ТМЦ в кладовых пропорционально.
Расчет ТЗР, подлежащих переносу на счета, где фиксируются затраты МЦ, производится по формуле:
%ртзр – процент распределения ТЗР,
ТЗРн – ТЗР на начало,
ТЗРот – ТЗР за отчетный период,
Мк – остаток МЦ на конец периода;
Рот – расход МЦ за отчетный период.
Сумма ТЗР, подлежащая списанию рассчитывается понесенных затрат на рассчитанный процент. Если ТЗР не превышает 10% от стоимости МЦ, то их сумма в полном объеме может быть списана на счета затрат.
Учет транспортно – заготовительных расходов
Фирмы – упрощенцы вправе включать ТЗР в расходы того периода, когда они были произведены. Остальные же компании должны учитывать их по одному из предлагаемых вариантов.
- Включать в стоимость МПЗ (для небольших фирм, производящих товары одной номенклатурной позиции).
Пример
Компания-автоперевозчик доставила фирме-заказчику товары: конфеты трех наименований.
Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР)
Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) – расходы, связанные с заготовкой и доставкой материальных ценностей (товаров, сырья, материалов, инструментов).
К транспортно-заготовительным расходам, непосредственно связанным с приобретением материально производственных запасов (МПЗ), в частности относятся следующие затраты:
В состав транспортно-заготовительных расходов также входят:
расходы по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов согласно договору;
расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата организации, включая расходы на оплату труда работников организации, непосредственно занятых заготовкой, приемкой, хранением и отпуском приобретаемых материалов, работников специальных заготовительных контор, складов и агентств, организованных в местах заготовления (закупки) материалов, работников, непосредственно занятых заготовкой (закупкой) материалов и их доставкой (сопровождением) в организацию, отчисления на социальные нужды указанных работников.
наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным посредническим организациям;
плата за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях;
плата по процентам за предоставленные кредиты и займы, связанные с приобретением материалов до принятия их к бухгалтерскому учету;
расходы на командировки по непосредственному заготовлению материалов;
стоимость потерь по поставленным материалам в пути (недостача, порча) в пределах норм естественной убыли;
Организации вправе установить свой более подробный перечень таких расходов и утвердить его в своей учетной политике.
Бухгалтерский учет транспортно-заготовительных расходов
Существует несколько вариантов учета транспортно-заготовительных расходов.
Вариант 1. ТЗР включаются непосредственно в стоимость МПЗ.
Если ТЗР относятся к одному наименованию МПЗ – вся их сумма включается в стоимость этих МПЗ.
Например, когда на одном автомобиле были доставлены товары одного наименования, вся стоимость доставки будет включена в стоимость этих товаров.
Если ТЗР относятся к нескольким наименованиям МПЗ – сумма ТЗР распределяется между разными МПЗ пропорционально их стоимости.
Стоимость ТЗР включается в стоимость МПЗ проводкой:
Проводка
Операция
Д 10 (41) – К 60 (76)
ТЗР включены в стоимость МПЗ
Пример
Организация заказала перевозку товаров (300 кг яблок и 500 кг моркови) транспортной компании.
Товары доставлены на одном автомобиле, стоимость перевозки составила 3000 руб. (без НДС).
Стоимость яблок – 30 руб/кг, стоимость моркови – 10 руб/кг.
Стоимость доставки (ТЗР) будет включена в стоимость:
яблок – в сумме 1929 руб. (3000 руб. x ((300 кг x 30 руб/кг) / (300 кг x 30 руб/кг + 500 кг x 10 руб/кг));
моркови – в сумме 1071 руб. (3000 руб. – 1929 руб.).
Вариант 2. ТЗР учитываются на отдельном счете и списываются на затраты (расходы) пропорционально стоимости МПЗ, отпущенных в производство (проданных) в течение месяца.
Этот вариант применяется, когда ТЗР относятся к широкой номенклатуре МПЗ.
В этом случае стоимость ТЗР в течение месяца накапливается на счете 15 “Заготовление и приобретение материальных ценностей” (также можно использовать отдельный субсчет к счету 44 “Расходы на продажу”, например 44-ТЗР) и в конце месяца распределяется по методу среднего процента между остатками МПЗ на складе и МПЗ, переданными в производство (проданными).
МПЗ распределяются по группам в зависимости от их вида: сырье, материалы, инструменты, товары.
Сумма ТЗР, приходящаяся на МПЗ, отпущенные в производство (проданные) в течение месяца, рассчитывается по каждой группе МПЗ по формуле:
ТЗР по МПЗ, отпущенным в производство (проданным)= Оборот по кредиту счета 10 (41, 45) с дебетом счета 20 (90) за месяц Х (Дебетовое сальдо счета 15 (44-ТЗР) на начало месяца + Оборот по дебету счета 15 (44-ТЗР) за месяц)/ (Оборот по кредиту счета 10 (41, 45) с дебетом счета 20 (90) за месяц + Дебетовое сальдо счета 10 (41, 45) на конец месяца)
Проводки будут такие:
Проводка
Операция
Д 15 (44-ТЗР) – К 60 (76)
Д 20 (90) – К 15 (44-ТЗР)
Списаны ТЗР, приходящиеся на МПЗ, отпущенные в производство (проданные)
Пример
По состоянию на начало месяца в учете организации числилось материала на сумму 12 000 руб. Сумма ТЗР, отраженная на счет 15 равна 1800 руб.
За месяц от поставщиков было получен материал на сумму 30 000 руб.
При приобретении материала организация произвела ТЗР в сумме 4000 руб.
За месяц со склада в производство было отпущено материала на сумму 40 000 руб.
Произведем расчет величины ТЗР, подлежащих отнесению на затраты:
Стоимость материалов (счет 10)
Остаток на начало месяца
Поступило за месяц
Списано за отчетный месяц всего
Остаток на конец месяца
Процент ТЗР (5 800/42 000 х 100%)
Списано ТЗР за отчетный месяц всего
Остаток ТЗР на конец месяца (п. 3 – п. 8)
Вариант 3. Применяется только для товаров:
стоимость доставки включается в расходы текущего месяца независимо от того, проданы товары или нет;
остальные ТЗР, относящиеся к товарам, учитываются или по Варианту 1, или по Варианту 2.
При этом выбранный вариант учета ТЗР надо закрепить в учетной политике по бухгалтерскому учету.
Транспортно-заготовительные расходы и бухгалтерская отчетность
В бухгалтерском балансе ТЗР отражаются по строке 1210 “Запасы”.
В отчете о финансовых результатах ТЗР:
если учитываются непосредственно в стоимости МПЗ – отражаются по строке 2120 “Себестоимость продаж”;
если учитываются на отдельном счете – отражаются или по строке 2120 “Себестоимость продаж” или по строке 2210 “Коммерческие расходы”.
Налоговый учет транспортно-заготовительных расходов
Вариант 1. Включать ТЗР непосредственно в стоимость материалов (товаров).
Если ТЗР относятся к одному наименованию материалов (товаров) – вся их сумма включается в стоимость этих материалов (товаров). Например, когда на одном автомобиле были доставлены материалы (товары) одного наименования, вся стоимость доставки будет включена в стоимость этих материалов (товаров).
Если ТЗР относятся к нескольким наименованиям материалов (товаров) – сумма ТЗР распределяется между разными материалами (товарами) пропорционально их стоимости.
Вариант 2. ТЗР учитываются отдельно от покупной стоимости материалов (товаров) и по итогам отчетного периода распределяются между материалами (товарами), отпущенными в производство или эксплуатацию (проданными), и их остатком на складе. В налоговые расходы списывается та часть ТЗР, которая относится к отпущенным в производство (эксплуатацию) материалам или проданным товарам.
При этом расчет суммы ТЗР производится отдельно по каждому наименованию материалов (товаров) по формуле:
Сумма ТЗР по материалам (товарам), отпущенным в производство или эксплуатацию (проданным) = Стоимость материалов (товаров), отпущенных в производство или эксплуатацию (проданных) за отчетный (налоговый) период Х (Сумма ТЗР, приходящихся на остаток материалов (товаров) на складе на начало отчетного (налогового) периода + Сумма ТЗР за текущий отчетный (налоговый) период)/ (Стоимость материалов (товаров), отпущенных в производство или эксплуатацию (проданных) за отчетный (налоговый) период + Стоимость остатка материалов (товаров) на складе на конец отчетного (налогового) периода).
Вариант 3. Применяется только для товаров. Все ТЗР, кроме стоимости доставки товаров до склада (транспортных расходов), единовременно учитываются в составе прочих расходов. В частности:
стоимость страхования – на дату уплаты страховой премии страховщику;
таможенные пошлины – на дату их уплаты;
вознаграждение посреднику – на дату подписания отчета посредника (акта).
Сумма транспортных расходов списывается на расходы в части, приходящейся на реализованные в отчетном (налоговом) периоде товары, в сумме, которая определяется по формуле:
Сумма транспортных расходов по проданным товарам = Стоимость товаров, проданных за отчетный (налоговый) период Х (Сумма транспортных расходов, приходящихся на остаток товаров на складе на начало отчетного (налогового) периода + Сумма транспортных расходов за текущий отчетный (налоговый) период)/ (Стоимость товаров, проданных за отчетный (налоговый) период + Стоимость остатка товаров на складе на конец отчетного (налогового) периода).
Если ТЗР относятся одновременно и к материалам, и к товарам, при этом ТЗР по товарам учитываются по Варианту 3, то сумму ТЗР надо распределить между товарами и материалами пропорционально их стоимости. ТЗР, относящиеся к материалам, затем учитываются по Варианту 1 или 2.
Выбранный вариант учета надо закрепить в налоговой учетной политике. Причем по товарам выбранный вариант учета ТЗР надо применять минимум в течение двух лет.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Источники:
http://glavkniga.ru/situations/k503020
http://www.buhgalteria.ru/spravochnik/provodki/uchet_tzr/
http://nalogobzor.info/publ/uchet_i_otchetnost/uchet_materialov/kak_otrazit_v_uchete_transportno_zagotovitelnye_raskhody_po_materialam/40-1-0-1021
http://spmag.ru/articles/uchet-transportno-zagotovitelnyh-rashodov
http://www.audit-it.ru/terms/accounting/transportno_zagotovitelnye_raskhody_tzr.html