0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Зачем налоговая запрашивает штатное расписание

Как проверяют штатное расписание компании

Многие фирмы пренебрегают составлением штатного расписания. Однако почти все ведомства во время проверки запрашивают эту бумагу.

Часто вопросы штатного расписания ставят в тупик даже самых опытных бухгалтеров. На первый взгляд все просто. Этот документ включает в себя перечень структурных подразделений, должностей, количество штатных единиц, оклады и месячный фонд заработной платы. Мы выяснили откуда же берутся эти вопросы и зачем вообще нужен этот документ.

Бывает, что в компании происходит реструктуризация, и работодатель вынужден сокращать численность штата. Из-за этого порой возникают конфликты, которые могут дойти до суда. И арбитры в первую очередь затребуют именно штатное расписание. В этой ситуации основное назначение документа будет заключаться в том, чтобы организация могла доказать, что у нее не было возможности предоставить сокращенному работнику иную должность, а следовательно, увольнение этого сотрудника было законным. Без штатного расписания доказать законность увольнения практически невозможно.

Если организация достаточно крупная, то штатное расписание необходимо ей и для того, чтобы у руководителя была возможность быть в курсе организационной структуры компании, знать количество штатных единиц и вакансий по каждой должности.

Без него никак?

Прямого требования о том, что в каждой организации должно быть штатное расписание, в Трудовом кодексе РФ нет. Но в Постановлении Роскомстата указано, что унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, в том числе форма штатного расписания, распространяются на организации всех форм собственности.

На данный момент мнения относительно обязанности работодателя по утверждению штатного расписания разнятся. Согласно одной точки зрения, наличие документа является обязательным, так как затрагивает трудовую функцию работника и оплату его труда. Согласно другой версии – работодатель самостоятельно решает вопрос о необходимости ведения штатного расписания. Можно порекомендовать не пренебрегать этим кадровым документом, поскольку, во-первых, проверяющие органы придерживаются именно первой точки зрения, а, во-вторых, штатное расписание действтиельно может понадобиться в любой момент.

Под пристальным взглядом

Несмотря на то, что наличие штатного расписания – дело добровольное, его отсутствие может стать причиной наложения штрафа инспектором труда. Наряду с другими кадровыми документами они запрашивают и эту бумагу.

Обратите внимание, как показывает статистика, наибольшее количество вопросов у инспекторов вызывает графа «оклад», если в ней указан диапазон зарплаты для сотрудников одной квалификации. Специалисты советуют регулировать заработную плату работников, которые трудятся в одном структурном подразделении на одинаковых должностях, но при этом с разным уровнем профессионализма и интенсивности, с помощью надбавок. Второй способ – назвать должности, используя критерии «ведущий», «старший», «младший».

Вызывает нарекания и то, что совместителей неправильно отражают в графе «Количество штатных единиц». Неполные штатные единицы нужно отразить в соответствующих долях, например, 0,25; 0,5; 0,75.

Мнение инспекторов

Очень часто налоговые органы при проведении выездных проверок тоже запрашивают штатное расписание, трудовые договоры и личные карточки. Несмотря на то, что эти бумаги не являются документами налогового учета, представлять их по требованию проверяющих – обязанность налогоплательщика, поскольку данные бумаги могут иметь существенное значение для компании и ее налогообложения.

Инспекторы могут не признать счета-фактуры, на которых отсутствует подпись главного бухгалтера. В таком случае, чтобы получить вычет по НДС, необходимо взять у поставщика заверенную копию штатного расписания или письмо о том, что в штате фирмы не предусмотрена должность главного бухгалтера.

Во время проверки налоговики также смотрят, есть ли в фирме, например, юрист, если при этом организация обратилась за помощью удаленного специалиста. Некоторые проверяющие считают, что учесть данные расходы при расчете налога на прибыль нельзя. Но арбитражная практика подтверждает, что если услуги были оказаны в рамках производственной или коммерческой деятельности, направлены на получение дохода и подтверждены документально, то такие расходы учесть можно. Не забывайте об этом.

Инспекторы достаточно часто требуют документы, касающиеся контрагентов, в том числе и штатное расписание. По поводу этого спорного вопроса существует различная арбитражная практика. С одной стороны, налоговый орган вправе затребовать только бумаги, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика. С другой стороны, в случае необходимости у ФНС есть право получить информацию относительно конкретной сделки у участников самого контракта или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке. Налоговым кодексом не установлены критерии, согласно которым можно определить, какие именно документы могут относиться к деятельности проверяемой компании. Поэтому одни суды считают, что если штатное расписание контрагента не связано с деятельностью проверяемой организации, то представлять его не нужно. Другие арбитры полагают, что налоговый орган самостоятельно определяет перечень запрашиваемых документов для проверки обоснованности расходов и вычетов по НДС. У инспектора могут возникнуть сомнения в реальности тех или иных работ или услуг. Несмотря на то, что штатное расписание контрагента не имеет отношения к деятельности проверяемой организации, за отказ представить сведения возможно наложение штрафа. И тогда свою точку зрения придется отстаивать в суде.

А другие ведомства.

Нужно ли штатное расписание другим чиновникам? Несомненно. ФСС считает необходимым составление этого документа, так как он служит подтверждением правильности исчисления и уплаты страховых взносов.

Пенсионный фонд также обращает внимание на наличие штатного расписания, которое необходимо при осуществлении сбора сведений о трудовом стаже застрахованных работников.

В моей практике был случай, когда в суд вместе с другими документами мы также сдавали штатное расписание для того, чтобы доказать, что в нашей организации в проверяемый период не было трудовых ресурсов для выполнения определенной работы, поэтому мы обратились в компанию, которая занималась нужным нам на тот момент видом деятельности.

При лицензируемых видах деятельности, например, в медицинских организациях, контролирующие органы могут запросить штатное расписание, чтобы проверить наличие разрешения по должности, которая должна быть лицензирована.

Подведем итоги

Целесообразно составлять штатное расписание на один год, но оно может быть утверждено один раз и действовать на протяжении нескольких лет. Если должность предусматривает предоставление компенсаций и льгот, либо наличие ограничений, то наименования этих должностей должны соответствовать названиями, указанным в квалификационных справочниках. Должность принимаемого на работу сотрудника должна соответствовать с той, что указана в штатном расписании. Принимать новых работников можно лишь на свободные позиции в штатном расписании, где можно указать не только существующие штатные единицы, но и вакантные. Чтобы не было претензий от проверяющих, не устанавливайте в штатном расписании разную зарплату по одинаковым должностям. И последнее – отсутствие штатного расписания не влияет на условия заключенного работодателем и работником трудового договора.

Читать еще:  Налоговый кодекс ст 391 п 5

Марина Яковлева, эксперт журнала «Расчет»

В рамках «встречки» налоговики требуют штатное расписание и еще много чего

В требованиях, направляемых налогоплательщикам в рамках встречных проверок, налоговики указывают на необходимость предоставить им определенные документы и пояснения. Зачастую такая просьба вызывает легкое недоумение у бухгалтеров, так как не всегда просматривается прямая связь между проверяемым контрагентом перечнем запрашиваемых документов.

Так, участник группы «Красный уголок бухгалтера» на Фейсбуке получил требование предоставить штатное расписание. Очевидно налоговики таким образом хотят убедиться, что у компании имеются трудовые ресурсы для выполнения договорных обязательств по этим контрагентам.

Участники обсуждения поделились с коллегами своими историями странных требований.

Так, например, бухгалтерам непонятно, почему требуя оборотки по разным счетам бухучета, налоговики не проявляют интерес к 41 счету, хотя именно так фигурирует товар, отгруженный контрагенту.

Одна из коллег рассказала, что также в рамках «встречки» налоговики требовали у нее расчетные ведомости по зарплате и номера телефонов сотрудников.

Иногда у оптовых компаний ИФНС запрашивает КС-2 и КС-3, хотя они применяются только в строительстве.

Одна из участниц обсуждения получила требование пояснить, сколько человек работает в фирме, какое оборудование имеется, а также какое время требуется на замену одного колеса на большегрузе. При этом в компании никогда не замеряли время замены одного колеса, да и расценки зависят вовсе не от временных затрат.

А вот такой внушительный список документов, которые необходимо представить, получила еще одна участница КУБа.

Налоговики хотят получить имена и телефонные номера контрагентов, по которым осуществлялась с ними связь. Кроме того, они требуют предоставить персональные данные сотрудников которые непосредственно участвовали в оказании услуг контрагентам.

Между тем напомним, что недавно Верховный суд в постановлении от 26.04.2019 № 9-АД19-10 указал, что в рамках «встречки» нельзя запрашивать персональные данные работников.

Бухгалтера, которая отказалась выполнить такое требование ИФНС, оштрафовали, она смогла доказать свою правоту, дойдя до Верховного суда.

А что интересного требуют у вас налоговики?

Штатное расписание: творим самостоятельно

Оштрафовать фирму за отсутствие штатного расписания нельзя: это не нарушение трудового или налогового законодательства. Ведь обязанность иметь такой документ прямо в Трудовом кодексе не прописана. Хотя фраза «в соответствии со штатным расписанием» там все же содержитс я ст. 57 ТК РФ . Кроме того, этот документ не является первичкой, необходимой для признания расходов в налоговом учете. Почему же интернет-форумы пестрят обсуждениями о том, как его заполнить? Да и к нам в редакцию с подобным вопросом читатели обращаются довольно часто.

Зачем нужно штатное расписание

ОБМЕН ОПЫТОМ

“ До чего живуче наше советское наследие, где штатное расписание, наряду с печатью и сметой, считалось основой финансовой самостоятельности учреждения: «. оклады по штатному расписанию и с учетом соотношений численности руководителей, специалистов и служащих. ».

Может, в бюджетной сфере контроль слабоват, поэтому без штатного расписания там и не обойтись. Но в работающих ради прибыли коммерческих компаниях самое главное — это сэкономить и проконтролировать. Если фирма небольшая, то руководитель поименно знает, кто, как и за что работает. В средней и тем более крупной компании отчеты по кадрам такие бывают, что типовое штатное расписание, как говорится, и рядом не лежало.

Так что сами думайте: иметь вам штатное расписание или не иметь. Я отвечаю так: «В нашей организации такого документа нет! » ” .

На самом деле полное, правильно составленное штатное расписание обобщает сведения о численности и структуре персонала организации и расходах на зарплату. То есть из него вы можете видеть, сколько штатных единиц способны обеспечить нормальную деятельность компании и сколько денег надо на зарплату.

Примерно то же самое хотят увидеть из вашего штатного расписания и проверяющие. Налоговой или трудовой инспекциям, ПФР и ФСС предписано запрашивать на проверках штатное расписание, и они это делают. Сопоставляют сведения из него с информацией о зарплатах из трудовых договоров, приказов о приеме на работу, расчетных листков, показаний работников. В частности, для выявления серых выплат, проверки правильности расчета страховых взносов или применения налоговых льго т п. 91 Методических указаний, утв. Постановлением ФСС от 07.04.2008 № 81; приложение 1 к Методическим рекомендациям, утв. Постановлением Правления ПФР от 30.01.2002 № 11п .

Между прочим, встречаются суды, которые поддерживают трудинспекции и штрафуют компании за нарушение трудового законодательства, когда размер оклада, прописанный в трудовом договоре, не соответствует размеру, указанному в штатном расписани и Решение Ленинградского облсуда от 04.08.2011 № 7-478/2011 .

Есть и такая позиция судей: штатное расписание в полной мере подтверждает величину оклада работника наравне с трудовым договором и приказом о приеме на работ у Апелляционное определение ВС Республики Бурятия от 07.11.2012 № 33-3034 . Но не все суды считают штатное расписание необходимым для компании документом, в частности доказывающим уровень зарплат в организаци и Постановление ФАС СЗО от 08.11.2011 № А26-3875/2010 .

Кроме того, штатное расписание может пригодиться в случае спора с работником, уволенным с формулировкой «по сокращению численности/штата работников». Чтобы доказать правомерность увольнени я ст. 179, п. 2 ст. 81 ТК РФ , вы можете представить в суд именно штатные расписания и/или изменяющие их приказы, издававшиеся до и после отказа:

  • от каких-либо должностей, если было сокращение штата (предположим, устранена должность старшего кассира);
  • от каких-либо штатных единиц, когда прошло сокращение численности (к примеру, вместо трех единиц кассиров осталась одна).

РАССКАЗЫВАЕМ РУКОВОДИТЕЛЮ

Штатное расписание с внесенными в него изменениями послужит дополнительным доказательством в случае судебного спора с работником, уволенным по сокращению численности или штата.

И если у вас не будет изменений в штатном расписании на дату издания приказа об увольнении работника по сокращению, суд может восстановить его на работе и обязать вас оплатить ему дни вынужденного прогул а Кассационное определение ВС Удмуртской Республики от 27.09.2010 № 33-3088 .

Так что решение — иметь или не иметь штатное расписание — действительно за вами. И наши дальнейшие рекомендации для тех, кто утвердительно ответил на этот вопрос.

Что записать в штатном расписании

При составлении этого документа можно воспользоваться формой № Т-3 утв. Постановлением Госкомстата от 05.01.2004 № 1 . Обязательной она уже не является, но, чтобы вам не изобретать велосипед, возьмите ее за основу и при необходимости доработайте «под себя». Допустим, в вашей фирме нет надбавок — тогда уберите ненужную графу.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ Порядок оформления первичных учетных документов, в том числе по учету труда и его оплаты, рекомендуется закрепить в локальном нормативном акте об учетной политике организации.

Унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденные Постановлением Госкомстата № 1, содержат необходимые реквизиты, соответствуют требованиям законодательства, привычны в работе. Поэтому рекомендуется продолжать использовать эти формы, в том числе форму № Т-3 ” .

Читать еще:  Начисление единого налога проводки украина

Мы приводим образец заполнения штатного расписания с использованием унифицированной формы № Т-3.

Имеет ли право налоговый орган при встречной проверке требовать штатное расписание?

Налоговая инспекция затребовала у организации документы, связанные с контрагентом, который является покупателем производимой организацией продукции. Среди прочих документов (накладных, счетов-фактур, книги продаж), связанных с покупателем, запрошены расшифровки производственных мощностей и штатное расписание организации. Документы затребованы на основании ст. 93.1 НК РФ. Имеет ли право налоговый орган при встречной проверке требовать штатное расписание?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Налоговый орган вправе затребовать только документы, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика, а не деятельности организации, у которой они истребуются.

Если штатное расписание организации не связано с деятельностью проверяемого налогоплательщика, то представлять его не надо. Но, возможно, свою точку зрения придется отстаивать в суде.

Обоснование вывода:

Согласно п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

Если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке (п. 2 ст. 93.1).

Критерии, позволяющие определить, какие именно документы и в каких случаях могут считаться касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, НК РФ не установлены.

Поэтому у налогоплательщика фактически могут быть истребованы любые имеющиеся у него документы, которые, по мнению налогового органа, касаются деятельности проверяемого налогоплательщика.

По смыслу ст. 93.1 НК РФ такие документы (информация) могут непосредственно и не относиться к проверяемому налогоплательщику. Они должны касаться его деятельности и могут при этом содержать сведения, относящиеся к иным лицам (в том числе и к лицам, не являющимся контрагентами проверяемого налогоплательщика).

Таким образом, налоговый орган вправе затребовать только документы (информацию), касающиеся деятельности налогоплательщика, а не деятельности организации, у которой они истребуются.

В связи с этим, если штатное расписание организации не связано с деятельностью проверяемого налогоплательщика, то представлять его не нужно.
Об этом говорит и судебная практика.

ФАС Северо-Западного округа рассмотрел дело о взыскании ИФНС с ООО налоговых санкций за непредставление сведений по запросу налогового органа. Иск не удовлетворен, поскольку судом установлено, что запрашиваемые у ООО сведения о наличии в его собственности транспортных средств, а также документы, касающиеся аренды автомашины, не касаются взаимоотношений ООО с проверяемым налогоплательщиком, а следовательно, их истребование в рамках встречной налоговой проверки является неправомерным (смотрите постановление от 03.08. 2006 N А26-12278/2005-24).

ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 28.04.2006 N А26-6237/2005-25 принял сторону налогоплательщика при рассмотрении спора с налоговым органом, который запросил документы, не касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика, на основании того, что инспекция не представила ни одного доказательства, подтверждающего отношение истребуемых документов к деятельности проверяемой организации.

Аналогичные решения приняты ФАС Уральского округа (смотрите постановление от 13.08.2007 N Ф09-6374/07-С3) и ФАС Восточно-Сибирского округа (смотрите постановления от 21.07.2005 N А33-29386/04-С3-Ф02-3457/05-С1 и от 16.02.2005 N А19-18554/04-5-Ф02-354/05-С1).

Однако имеется и иная судебная практика, согласно которой налоговый орган самостоятельно определяет перечень запрашиваемых документов (постановление ФАС Московского округа от 04.10.2006 N КА-А40/9438-06).

Таким образом, в случае непредставления организацией штатного расписания возможно, что свою точку зрения придется отстаивать в суде.

К сведению:

Требование о представлении документов (информации) налогоплательщик исполняет в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемой информацией (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Согласно п. 6 ст. 93.1 НК РФ отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ (взыскание штрафа в размере 5000 рублей, а в случае повторного в течение календарного года отказа от представления запрашиваемых документов — взыскание штрафа в размере 20 000 рублей).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Башкирова Ираида

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

29 декабря 2010 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Имеет ли право налоговая требовать штатное расписание

В требованиях, направляемых налогоплательщикам в рамках встречных проверок, налоговики указывают на необходимость предоставить им определенные документы и пояснения. Зачастую такая просьба вызывает легкое недоумение у бухгалтеров, так как не всегда просматривается прямая связь между проверяемым контрагентом перечнем запрашиваемых документов.

Участники обсуждения поделились с коллегами своими историями странных требований.

Так, например, бухгалтерам непонятно, почему требуя оборотки по разным счетам бухучета, налоговики не проявляют интерес к 41 счету, хотя именно так фигурирует товар, отгруженный контрагенту.

Иногда у оптовых компаний ИФНС запрашивает КС-2 и КС-3, хотя они применяются только в строительстве.

Одна из участниц обсуждения получила требование пояснить, сколько человек работает в фирме, какое оборудование имеется, а также какое время требуется на замену одного колеса на большегрузе. При этом в компании никогда не замеряли время замены одного колеса, да и расценки зависят вовсе не от временных затрат.

А вот такой внушительный список документов, которые необходимо представить, получила еще одна участница КУБа.

Налоговики хотят получить имена и телефонные номера контрагентов, по которым осуществлялась с ними связь. Кроме того, они требуют предоставить персональные данные сотрудников которые непосредственно участвовали в оказании услуг контрагентам.

Бухгалтера, которая отказалась выполнить такое требование ИФНС, оштрафовали, она смогла доказать свою правоту, дойдя до Верховного суда.

А что интересного требуют у вас налоговики?

Защитите себя от налоговых проверок. Онлайн-курс от бывшего сотрудника ОБЭП, а ныне известного налогового консультанта сейчас со скидкой 50 %. Сейчас всего за 2750 руб.

Вы научитесь противостоять давлению налоговиков, грамотно вести себя на допросах и выемке, защищать себя от уголовки и субсидиарки.

Куча практических советов и минимум теории. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат. Успейте купить (у нас еще пять курсов со скидкой).

Вопрос

Получено требование ИФНС о предоставлении документов (информации) касающиеся деятельности контрагента проверяемого лица при, проведении камеральной налоговой проверки за 4 квартал 2016 года. В требовании указан перечень документов (Договора, счет-фактуры, акт приемки-сдачи работ (услуг), штатное расписание за 2016 год). Имеет ли право налоговая запрашивать штатное расписание нашей организации в данном случае? Обязаны ли указывать конкретный договор (сделку)? Так как с данным контрагентом заключен не один договор.

Ответ

Да, налоговая имеет право запрашивать штатное расписание, если оно касаются непосредственно деятельности проверяемой организации (Постановление 15 ААС от 03.12.2015 № А53-3067/2015).

При проведении налоговой проверки Вы можете предоставить персональные данные без согласия сотрудника (статья 6 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ).

Предоставить договор (договоры) нужно те, о которых говорится в требовании, если он касаются непосредственно деятельности проверяемой организации. Либо требование должно содержать идентификационные признаки сделки (сделок).

Читать еще:  Налог на прибыль с копейками или без

Подробно об этом см. материалы в обосновании.

1. Ситуация: Когда и как проводится встречная налоговая проверка

«Встречные налоговые проверки проводятся для того, чтобы получить необходимые документы или информацию об организации (заключенных с нею сделках) от других лиц, располагающих такими сведениями. Получив эти сведения, инспекция сверяет их с данными, которые отражены в документах проверяемой организации.

  • при проведении выездной (камеральной) проверки налогоплательщика;
  • после окончания выездной (камеральной) проверки в период рассмотрения материалов налоговой проверки.

Это следует из положений пункта 1 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, встречная проверка может быть проведена при одновременном выполнении двух условий:

– инспекция проверяет налогоплательщика, сведения о котором она намерена получить у его контрагента;

– контрагент располагает сведениями, которые необходимы инспекции.

Цели встречных проверок:

  • доказать реальность операций, которые совершались проверяемой организацией;
  • подтвердить законность происхождения документов;
  • уточнить соответствие учетных данных (например, доходов и расходов) у сторон – участниц сделок*.

На практике встречная проверка сводится к тому, что инспекция запрашивает у контрагента проверяемой организации необходимые ей документы. Порядок истребования документов у контрагентов при проведении встречных проверок определен статьей 93.1 Налогового кодекса РФ. Этот порядок не содержит ограничений:

– ни по срокам проведения встречных проверок;

– ни по количеству налоговых периодов, которые могут быть охвачены такой проверкой;

– ни по количеству повторных встречных проверок.

Таким образом, в ходе встречных проверок налоговые инспекции могут запрашивать у контрагентов любые документы по любым налогам за любые периоды.

2. Ситуация: В каком порядке налоговая инспекция истребует документы (информацию) у контрагентов

Конкретный перечень документов (информации) отражается в поручении об истребовании документов, форма которого утверждена приказом ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189.

В поручении об истребовании документов должно быть указано, в рамках какой проверки и по какой организации возникла необходимость в их получении (приложение 17 к приказу ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189).

Поручение об истребовании документов инспекция, которая проводит выездную проверку, направляет не напрямую контрагенту проверяемой организации (иному лицу), а в инспекцию по месту учета данного контрагента (иного лица) (п. 3 ст. 93.1 НК РФ). В свою очередь инспекция по месту учета контрагента (иного лица) в течение пяти рабочих дней с момента получения поручения выставляет контрагенту (иному лицу) требование о представлении документов (информации), указанных в поручении. Дополнительно к требованию о представлении документов (сведений) должна быть приложена копия поручения. Такой порядок предусмотрен пунктом 4 статьи 93.1 и пунктом 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.

Если контрагент (иное лицо) и проверяемая организация состоят на учете в одной налоговой инспекции, то инспекция самостоятельно направляет требование о представлении документов (информации) контрагенту (иному лицу). При этом поручение об истребовании документов (информации) не оформляется (п. 5 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189).

Получив требование о представлении документов (информации), контрагент проверяемой организации в течение пяти рабочих дней должен исполнить его или сообщить, что не располагает истребуемыми документами (сведениями) (абз. 1 п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Если контрагент проверяемой организации не успевает представить документы (сведения) в установленный срок, он может направить в инспекцию ходатайство с просьбой о его продлении (абз. 2 п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Представить документы по требованию инспекции контрагент проверяемой организации должен в общем порядке (абз. 3 п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

3. Ситуация: Какие документы в ходе выездной налоговой проверки инспекция вправе запрашивать у контрагентов проверяемой организации

«Налоговое законодательство не ограничивает состав и количество документов, которые налоговая инспекция может запросить у контрагентов проверяемой организации.

Следует отметить, что по запросам налоговых инспекций контрагенты обязаны представлять только те документы (сведения), которые непосредственно касаются деятельности проверяемой организации*. К таким документам могут относиться и внутренние документы контрагента, если в них содержится информация о его взаимоотношениях с проверяемой организацией. Например, приказы о командировании в эту организацию сотрудников контрагента или штатные расписания, из которых можно сделать вывод, что контрагент располагает персоналом для выполнения обязательств по договорам, заключенным с проверяемой организацией. Такой вывод подтверждается письмом Минфина России от 9 октября 2012 г. № 03-02-07/1-246.

Имеет ли право ФНС запрашивать документы по работникам, в рамках проверки нашего покупателя?

Можем ли мы их не предоставлять? на что сослаться?

В соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку налогоплательщика, вправе истребовать у его контрагентов документы, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика. Согласно п. 5 ст. 93.1 НК РФ контрагент, получивший требование о представлении документов, обязан его исполнить в течение 5 дней со дня получения или в тот же срок сообщить об отсутствии истребуемых документов. Отказ контрагента от представления запрашиваемых документов в силу п. 6 ст. 93.1 НК РФ влечет ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ.

Штатное расписание контрагента является его внутренним документом, утверждаемым руководителем, и формально не может относиться к деятельности проверяемого налогоплательщика, поскольку в нем отражаются, в частности, месячная зарплата по тарифной ставке (окладу), установленная контрагентом, различные выплаты (премии, надбавки, доплаты, поощрительные выплаты), а также наименования должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации.

Исходя из смысла п. 1 ст. 93.1 НК РФ следует, что документы, не связанные с деятельностью проверяемого налогоплательщика, не подлежат истребованию. Большинство судов признают правомерным отказ контрагента в представлении по запросу налогового органа таких документов (Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2011 N А40-46403/11-91-198 (оставлено без изменения Постановлением ФАС Московского округа от 06.02.2012), ФАС Северо-Западного округа от 30.07.2010 N А56-59024/2009, ФАС Поволжского округа от 15.01.2009 N А12-10258/2008).

Однако следует иметь в виду, что при рассмотрении спора в судебном порядке арбитры в каждом конкретном случае будут выяснять фактическую связь истребованных документов с деятельностью проверяемого налогоплательщика, при этом бремя доказывания лежит на налоговом органе. Поэтому стопроцентной уверенности в том, что суд примет сторону контрагента, не представившего документы по требованию налогового органа, нет.

Привлечение контрагента к ответственности за неисполнение обязанности по представлению штатного расписания по требованию инспекции возможно, в частности, если налоговый орган докажет, что сведения, отраженные в таком документе, могут иметь связь с деятельностью проверяемого налогоплательщика.

Кроме того, необходимо отметить, что Минфин России в Письме от 20.06.2008 N 03-02-07/1-225 порекомендовал организациям при возникновении вопросов о соответствии налоговому законодательству требования налогового органа о представлении конкретных документов обратиться в этот налоговый орган с просьбой о их разъяснении. Причем при рассмотрении одного дела суды учли, что общество, не обратившись в налоговый орган за уточнением в связи с неясностью относительно запрошенной информации в требовании, фактически отказало инспекции в ее предоставлении. В результате привлечение организации к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 129.1 НК РФ за непредставление сведений (документов), Определением ВАС РФ от 14.03.2011 N ВАС-2188/11 признано обоснованным.

Источники:

http://www.buhgalteria.ru/article/kak-proveryayut-shtatnoe-raspisanie-kompanii
http://www.klerk.ru/buh/news/487252/
http://glavkniga.ru/elver/2013/6/618-shtatnoe_raspisanie_tvorim_samostojatelino.html
http://www.audit-it.ru/articles/account/court/a53/289996.html
http://nalog-plati.ru/voprosy/imeet-li-pravo-nalogovaya-trebovat-shtatnoe-raspisanie

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector