1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание

Налоги свободная экономическая зона крым

Какие налоги платить в Крыму

kakie_nalogi_platit_v_krymu.jpg

Похожие публикации

Платит ли Крым налоги? Платит, но с учетом местной специфики, поскольку на территории республики и города Севастополь законодательно образована свободная экономическая зона (СЭЗ). Это было сделано для привлечения инвесторов в регион, характеризующийся довольно низким уровнем бизнес-привлекательности.

Какие налоги в Крыму

Налоговая система Крыма функционирует в соответствии с федеральным законодательством РФ. Главным регламентирующим документом является Налоговый кодекс РФ. Налоги в Крыму устанавливаются с привязкой к применяемой субъектами хозяйствования системе налогообложения. Для предприятий и ИП, зарегистрированных в налоговых органах Крыма, доступны такие режимы взимания налогов:

Общая система. При этом режиме субъекты хозяйствования должны уплачивать налог на прибыль (частные коммерсанты платят НДФЛ), на добавленную стоимость, на имущество. Ставки налогообложения по федеральным налогам соответствуют общероссийскому уровню.

Налоги в Республике Крым при переходе на упрощенный спецрежим платятся по ставке 4% (если налоговая база формируется из доходов) или 10% (если налог взимается с разницы между доходами и расходами).

При переходе на ЕСХН ставка налога равна 4%.

ИП на патентной системе уплачивают налог в размере 4%.

Доступен для крымского бизнеса и ЕНВД.

По каким ставкам должен платиться налог УСН Крыма и налоги по другим спецрежимам в 2019 году, указано в Распоряжении Совмина Республики Крым от 04.10.2018 г. № 1166-р. Этим правовым актом указаны основные направления бюджетной политики региона на период с 2019 по 2021 годы. Ставки транспортного налога регламентированы региональным законом от 12.11.2014 г. № 8-ЗРК/2014.

При наличии оснований, предприятия и ИП платят и другие специализированные налоги (например, водный). С мая 2019 года на территории Крыма начнет взиматься курортный сбор. Имущественные налоги в Крыму с 2019 года будут исчисляться по кадастровой оценочной стоимости недвижимости, а не по инвентаризационным ценам.

Субъекты предпринимательства, использующие наемный труд, на обычных условиях выполняют обязательства налоговых агентов по НДФЛ. Работодатели уплачивают страховые взносы по заработкам персонала.

Крым – льготы по налогам участникам СЭЗ

Создание и функционирование на территории Крыма СЭЗ регулируется нормами федерального закона о развитии Крыма и Севастополя от 29.11.2014 г. № 377-ФЗ. Свободная экономическая зона образована в республике на 25 лет с возможностью пролонгации действия законодательной инициативы. Для участников СЭЗ действует запрет на пользование недрами для разведки и добычи в месторождениях полезных ископаемых. Исключение сделано только для деятельности, направленной на добычу питьевой воды и лечебных ресурсов.

Оплата налогов Крыма участниками СЭЗ производится на льготных условиях. Для применения налоговых преференций необходимо включение субъекта хозяйствования в реестр участников СЭЗ. Для этого потенциальный инвестор должен зарегистрироваться в ФНС и представить инвестиционную декларацию. В исполнительные органы власти будущие участники СЭЗ подают заявление на заключение договора об условиях осуществления предпринимательской деятельности в рамках СЭЗ.

Уплата налогов в Крыму производится участниками СЭЗ с учетом следующих льгот:

налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет, рассчитывается по ставке 0%;

налог на прибыль в пользу бюджета Республики Крым в первые 3 года начисляется по ставке 2%, в последующие 5 лет по тарифу, равному 6%, с 9-ого года ставка налога увеличивается до 13,5%; срок актуальности таких правил – до 2022 года (закон Республики Крым от 29.12.2014 г. № 61-ЗРК/2014);

Законом Республики Крым от 28.11.2018 № 542-ЗРК/2018 установлено, что участники СЭЗ, включенные в реестр после 01.01.2019 г., платят налог на прибыль по ставке 6% (в отношении деятельности, осуществляемой в рамках направлений из инвестиционной декларации) и 13,5% в отношении остальных видов деятельности в СЭЗ (при условии, что субъектом хозяйствования ведется раздельный учет доходов/расходов, полученных в СЭЗ, и прочих);

налоги Крыма 2019 года по имуществу и земле рассчитываются по нулевой ставке в период действия льготных условий;

страховые взносы на пенсионное обеспечение производятся по тарифу 6%;

взносы на социальное страхование наемных работников осуществляются по ставке 1,5%;

взносы ФОМС платятся по ставке 0,1%.

Налоги Крыма с 2019 г. в условиях работы в СЭЗ будут применяться по уточненным правилам в соответствии с законом от 03.08.2018 г. № 297-ФЗ:

в Налоговом кодексе РФ появляется поправка, позволяющая устанавливать для участников СЭЗ ставки налога на прибыль в региональный бюджет ниже 13,5% (диапазон обозначен от 0% до 13,5% в зависимости от вида деятельности);

добавлен порядок налогообложения доходов субъекта хозяйствования, который утрачивает статус участника СЭЗ по решению суда – налоги пересчитываются без учета пониженных ставок налога на прибыль и уплачиваются в бюджет в полном объеме (причем отмена льготных условий налогообложения происходит за весь период реализации инвестпроекта в СЭЗ);

внесены поправки в пп. 11 п. 1 ст. 427 НК РФ в отношении применения пониженных ставок страховых взносов – такая льгота доступна только по отношению к доходам работников, занятых в выполнении проекта, указанного в инвестиционной декларации.

Особая зона в Крыму: помогла, но не радикально

СИМФЕРОПОЛЬ, 1 ноя – РИА Новости Крым, Алексей Гончаров. Более 1700 резидентов, свыше 130 миллиардов рублей заявленных инвестиций, более 50 тысяч новых рабочих мест. Таков общий итог функционирования свободной экономической зоны (СЭЗ) в Крыму и Севастополе за почти пятилетний срок. Эксперты отмечают: крымская СЭЗ в целом способствует развитию экономики региона, но не решает многих проблем привлечения инвестиций и ведения бизнеса на полуострове.

Урезали льготы – снизился интерес

Крымская СЭЗ предусматривает льготный режим налогообложения для бизнеса с целью привлечь инвестиции и развивать экономику региона, попавшего после вхождения в состав РФ под жесткие санкции.

Всего в России действует около 30 особых экономических зон различных типов. Они есть на территории Москвы и Подмосковья, Петербурга, Татарстана, Алтайского края, Бурятии, Приморья и других регионов. По данным Минэкономразвития, за 14 лет резиденты этих зон привлекли около 370 млрд рублей инвестиций. По объему капиталовложений Крым является лидером среди всех российских территорий с льготным режимом налогообложения.

В прошлом году крымская СЭЗ привлекла 46 млрд рублей инвестиций. Это втрое больше, чем «Алабуга» в Татарстане – одна из крупнейших в стране.

СЭЗ в Крыму предусматривает для участников освобождение от налогов на имущество организаций на 10 лет и на землю на три года, пониженный налог на прибыль. Были льготы и по соцплатежам.

Пик развития зоны пришелся на первые три года. В прошлом году капвложения резидентов в РК и Севастополь составили 46 млрд рублей – почти на треть больше, чем годом раньше. К 2018 году также сформировался пул резидентов.

Но сегодня наблюдается снижение заинтересованности бизнеса в крымской СЭЗ. Количество участников почти не увеличивается, в разы замедлились темпы роста инвестиций: в прошлом году суммарные вложения резидентов зоны в РК составили 37,2 млрд рублей, в этом — меньше 5 млрд рублей.

Специалисты связывают это с отменой пониженного тарифа взносов на страхование с 1 января 2018 года. Врио губернатора Севастополя Михаил Развожаев отметил, что именно ликвидация этой льготы привела к резкому сокращению числа участников СЭЗ в городе.

Дмитрий Медведев на встрече с Развожаевым в июле пообещал рассмотреть возобновление льготы.

С другой стороны, замедление темпов развития некоторые эксперты связывают с нерешенностью ряда фундаментальных проблем региона: сложности в земельных отношениях, с банковскими кредитами, административные барьеры.

По данным Минэкономразвития Крыма, в республике сегодня около 1300 резидентов СЭЗ. Заявленный объем инвестиций по проектам – более 127 млрд рублей, в том числе капитальных – более 71 млрд рублей. Создано почти 40 тыс. рабочих мест. Подавляющее большинство резидентов — малый и средний бизнес — 93% проектов.

Самыми привлекательными для инвесторов являются строительство (276), промышленность (211), торговля (204), сфера услуг (198), сельское хозяйство (172) и санаторно-курортная отрасль (126).

Консолидированный объем налогов, таможенных платежей и страховых взносов, уплаченных участниками СЭЗ за 2015-2018 год в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, составил 57 млрд рублей.

«Благодаря СЭЗ бизнес устоял»

Свободная экономическая зона на полуострове в целом доказала свою состоятельность, убежден представитель Ассоциации участников СЭЗ в Крыму Илья Юга. По его словам, благодаря этому режиму крымский бизнес, потерявший в 2014 году рынки сбыта, сырьевую базу и логистические связи, смог компенсировать потери и устоять в новых условиях.

«Крым получил огромные преференции, каких не было в других спецрежимах. Ни особые экономические зоны, ни территории опережающего развития не могли похвастаться таким набором экономических выгод, как Крым. Благодаря этому бизнес смог выжить и остаться в Крыму, начал развиваться, инвестировать в свое развитие, создавать рабочие места. Резиденты платят налоги и зарплату сотрудникам, пользуются преференциями и продолжают вкладывать. Мы дали возможность нашему бизнесу адаптироваться и привлекли новых инвесторов «, – отметил он.

Привлечь инвесторов из-за рубежа крымской зоне так и не удалось, констатировал Юга. В то же время ее участниками стали некоторые компании с материка. Основной проблемой СЭЗ в Крыму представитель ассоциации назвал постоянно меняющуюся нормативно-правовую базу.

Читать еще:  Штраф несдачу налога на имущество

«Бизнес не любит такого перманентного изменения правил. Он любит стабильность, когда от начала до конца понятно, по каким правилам будет развиваться инвестпроект. Изменился порядок применения преференций для участников СЭЗ, поменялись правила применения налоговой ставки на прибыль. Это большая проблема», – подчеркнул Юга.

С мнением представителя ассоциации согласен директор Института экономики и управления КФУ, доктор экономических наук Виктор Реутов.

«Если сравнивать с другими особыми экономическими зонами, у Крыма есть преимущество. Его показатели в разы лучше. У крымской СЭЗ очень большой потенциал для роста, но в дальнейшем его будет довольно сложно раскрывать. Те, кто хотел стать участником СЭЗ в Крыму, уже им стал. Рост их числа сильно замедлился за последние год-два. Да, формально зона работает и демонстрирует хорошие показатели, но фактически бюджет Крыма получает гораздо больше средств по той же федеральной целевой программе. Республика стремится стать бездотационным регионом, а СЭЗ – лишь один из рычагов для достижения результата, но далеко не главный», – полагает эксперт.

«Мало просто создать зону»

По словам главного эксперта агентства «ФинЭк» Михаила Беляева, оценить влияние СЭЗ на крымскую экономику достаточно сложно. В то же время говорить об «оглушительном успехе» за первую пятилетку не приходится, отмечает он.

«Свободная экономическая зона, конечно, сама по себе не вредна. Но надо понимать, что такое мероприятие – это только инструментарий. Мало просто создать ее. Следует прилагать большие усилия, чтобы зона работала. Это льготные кредиты, минимизация административных барьеров, эффективная защита прав собственности, доступные консультационные услуги, обеспечение подключения к инженерным сетям, понятное налогообложение и многое другое. Тогда будет эффект. Не думаю, что СЭЗ отвечает на все эти вопросы, которые являются ключевыми для бизнеса», – убежден Беляев.

Профессор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергей Раевский отмечает в целом успешный опыт функционирования особых экономических зон, которые, в отличие от Крыма, действуют в России уже давно. В частности, согласно международному рейтингу Global Free Zone of The Year, семь экономических зон в РФ были признаны лучшими в различных номинациях по итогам прошлого года. К примеру, ОЭС «Санкт-Петербург» стала лучшей площадкой в Европе для крупных инновационных компаний. Также успешно работают ОЭС «Липецк», «Дубна», «Тольятти», «Титановая долина» (Свердловская область).

«Многие администрации до сих пор выходят с предложением о создании особых экономических зон, например, в Воронеже. Этой осенью была создана ОЭС в Московской области. Таким образом, сегодня в РФ 27 таких зон. Они вполне успешно работают», – говорит Раевский.

Деловой Крым

Крымская юридическая компания

Свободная экономическая зона Крыма

Наши преимущества

Что такое свободная экономическая зон а

Свободная экономическая зона Крыма — это законная экономия на налогах и сборах до 80%. В этой статье мы подробно расскажем о всех льготах и преференциях для участников СЭЗ и о том, что нужно сделать, чтобы ими воспользоваться. В соответствии с поручением президента России , 01 января 2015 года в Крыму и Севастополе были созданы свободные экономические зоны . Целью создания послужило экономическое развитие Крымского полуострова и города федерального значения Севастополя, создание благоприятных условий для ведения бизнеса, а также привлечение новых инвесторов и инвестиций в экономику региона.

В данной статье мы расскажем Вам о налоговых льготах и преференциях, предоставляемых в рамках СЭЗ, а также пошагово опишем процесс получения статуса участника.

Требования к участникам СЭЗ

Прежде всего нужно отметить, что вступить в СЭЗ может как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель. Главное требование — инвестировать в свой бизнес минимум 3 млн. рублей в течение первых 3 лет реализации инвест. проекта. Внедрять инновационные производства или услуги на рынок, создавать новые рабочие места не обязательно.

Образец свидетельства участника СЭЗ

Инвестиционная декларация — это документ, в котором подробно описываются все основные аспекты Вашей будущей предпринимательской деятельности в рамках участия в свободной экономической зоне Крыма или Севастополя. В числе прочего, декларация должна содержать такие пункты, как:

  • экономический анализ рынка;
  • стратегию маркетинга;
  • план инвестиционных вложений;
  • ожидаемый объем доходной и расходной части;
  • срок окупаемости проекта.

По сути, декларация является офертой потенциального участника СЭЗ к правительству Крыма или Севастополя, в которой прописываются его основные обязательства. Вышеуказанные обязательства в дальнейшем включаются в договор об условиях участия в свободной экономической зоне.

После согласования инвестиционной декларации и подписания договора об условиях участия в СЭЗ, предприятие включается в реестр участников СЭЗ и ему выдается соответствующее свидетельство.

Льготы по социальным отчислениям за сотрудников

Льгота распространяется на участников, вступивших в СЭЗ до конца 2017 года, в течение 10 лет с момента вступления.

Льготы по налогу на прибыль

Прочие льготы

Хотите бесплатно получить калькулятор расчёта экономической выгоды от вступления в СЭЗ?

Ответственность участников СЭЗ

В Законе № 377-ФЗ от 29.11.2014 сказано, что члены свободной экономической зоны несут обязательства по выполнению требований договора об условиях участия в СЭЗ. В данном договоре прописаны основные обязанности участника в части размера и сроков капитальных вложений (инвестиций), видов деятельности, количестве создаваемых рабочих мест.

Контроль за осуществлением предпринимательской деятельности в рамках свободной экономической зоны осуществляет Совет министров Республики Крым. Если по итогам проверки деятельности компании контролирующим органом будет обнаружен факт невыполнения участником СЭЗ взятых на себя обязательств, государство имеет право в судебном порядке расторгнуть договор об участии в СЭЗ, доначислить сумму неправомерно использованных налоговых льгот и потребовать выплатить страховые взносы за сотрудников в полном размере.

Плановая невыездная проверка деятельности членов СЭЗ проводится на основании информации, ежеквартально предоставляемой в форме отчёта о ходе реализации инвестиционного проекта.

Содержание нашей услуги по вступлению в СЭЗ Крыма

  • консультация по льготам и процессу ведения бизнеса в рамках СЭЗ;
  • оценка перспективности развития бизнеса в выбранной отрасли;
  • выбор направления вложения инвестиций (объекта капитальных вложений);
  • подготовка необходимых документов для открытия компании;
  • регистрация компании на территории Республики Крым или г. Севастополя;
  • подготовка концепции инвестиционного проекта, формулирование основной цели, графика инвестиций;
  • просчет окупаемости, налоговых и страховых отчислений, этапов реализации проекта;
  • составление декларации, соответствующей требованиям Минэкономразвития;
  • направление подготовленных документов в Министерство экономического развития с последующим их согласованием и защитой перед всеми профильными комитетами;
  • заключение с уполномоченным органом договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне;
  • получение документов, подтверждающих права члена СЭЗ на использование налоговых, страховых и таможенных льгот.

Свободная таможенная зона Крыма

С законом, регламентирующим порядок работы, права и обязанности членов, обращение продукции и механизмов в рамках свободной таможенной зоны (далее по тексту — «СТЗ»), можно ознакомиться перейдя по ссылке. Закон, регулирующий таможенную деятельность в Республике Крым, уточняет и дополняет его нормы.

Организации и предприниматели, получившие свидетельство участника СЭЗ Крыма, с целью реализации своих инвестиционных обязательств, предусмотренных договором об условиях участия в СЭЗ, имеют право ввозить и использовать в Крыму импортное оборудование и продукцию, не оплачивая налоговые сборы и пошлины на ввоз. Однако, применять данные преференции можно только к тем товарам, которые прописаны в договоре об условиях участия в СЭЗ.

Для ввезенного оборудования, техники и изделий законом предусмотрен срок в 5 лет, по завершению которого все использовавшиеся на территории СЭЗ Крыма механизмы и оборудование считаются предметами Таможенного союза и могут без оплаты ввозных пошлин и сборов свободно продаваться и перемещаться по территории России.

Изделия, в отношении которых применяются льготы по уплате ввозных пошлин, продукция, произведенная из импортных продуктов и продукция, произведенная с применением продуктов, помещенных в СТЗ, может применяться (продаваться, храниться, транспортироваться) только в пределах СТЗ. Исключением из данного правила являются транспортные средства (автомобили, суда, ж/д составы, самолеты), задействованные при осуществлении инвестиционных проектов (например, для перевозки пассажиров или грузов). Данные транспортные средства должны быть поставлены на учет в Крыму и могут покидать СТЗ на определенные промежутки времени, установленные Правительством Крыма.

Въезд граждан иных государств

Законом о СЭЗ Крыма прописан упрощенный способ получения виз для иностранных инвесторов и для иностранных граждан, прибывающих в Крым с целью обсуждения вопросов инвестирования. Инвесторы оформляют визу непосредственно при пересечении границы Крыма. Отдельно в законе выделен упрощенный порядок получения визы для туристов. Туристическая виза также оформляется непосредственно при пересечении границы Республики Крым. Максимальный срок пребывания в Крыму туристов, получивших визу, составляет 30 суток.

Итак, мы описали наиболее существенные льготы и преференции, предоставляемые участникам свободной экономической зоны в Республике Крым. Если у Вас возникли вопросы или Вы хотите узнать о льготах подробнее, позвоните по тел. +7(978)741-39-40 и наши специалисты дадут грамотную консультацию по всем интересующим вопросам. Теперь же давайте подробнее остановимся на свободной таможенной зоне, созданной специально для членов СЭЗ.

Особенности вступления в СЭЗ Крыма в 2017 году

01 января 2017 года закончился упрощённый порядок вступления в состав участников СЭЗ Крыма. В соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 18 ноября 2015 г. №856, компании, желающие стать участниками СЭЗ, при заполнении инвестиционной декларации должны указывать следующие сведения:

  • сведения об имеющейся у Заявителя инфраструктуре, с помощью которой планируется реализация инвестиционного проекта. В качестве подтверждения фактической готовности инфраструктуры потребуется предъявить копии договоров с различными муниципальными службами, такими как Крымэнерго, Крымтеплокоммунэнерго и т.д.;
  • сведения об объектах недвижимости (земельных участках, строениях, помещениях), которыми Заявитель владеет на данный момент и которые понадобятся ему в будущем. В случае, если использование недвижимости планируется в будущем, необходимо предоставить документы, подтверждающие наличие договоренностей с собственниками данных объектов;
  • сведения о планируемых поставщиках, заказчиках, подрядчиках, контрагентах. Обязательно нужно указать доли каждого из них в общем объеме продаж и закупок, вид поставляемой продукции, а также срок предполагаемого сотрудничества.

Итак, мы указали на основные сведения, обязательные к указанию в декларации с 1 января 2017 года. От потенциального участника СЭЗ теперь требуется как можно более точно конкретизировать место реализации инвестиционного проекта, а также доказать способность к реализации проекта на практике. Цель нововведений — отсеять недобросовестных инвесторов, не выполняющих взятые на себя обязательства.

Права без обязанностей

Ольга Петровна, какие изменения внесены в законодательство?

Ольга Первашова: Изначально в законе о деятельности СЭЗ был несколько размыт порядок предоставления льгот, в результате у нас возникало недопонимание с плательщиками. Мы считали, что если в СЭЗ зарегистрирован проект модернизации одного магазина, а у инвестора их 15, то льготы он должен получать только на один. Некоторые резиденты считали иначе: один объект модернизировали, а льготы получали на все 15, поскольку в законе была формулировка не «инвестиционный проект» в рамках СЭЗ, а «деятельность». Теперь эту норму уточнили, то есть если проект в СЭЗ включает один магазин, то и льготы инвестор получит только на него.

Читать еще:  Как узнать код окпо обособленного подразделения

— Если инвестор заявил в СЭЗ, например, проект реконструкции одного из цехов, который не выдает готовую продукцию, а является частью производственной цепочки. Как он будет вести раздельный учет?

Ольга Первашова: Инвестпроект не заключается в каком-то производственном цикле. Если, например, в нем речь идет о реконструкции одного цеха из пяти действующих, то какое отношение он имеет к производственному циклу предприятия? Посредственное. Но мы в принципе не возражаем, чтобы инвестор применял пониженную ставку налога на прибыль к одной пятой полученного дохода. Мы против того, чтобы льготная ставка применялась в отношении всей прибыли. Какое отношение к инвестпроекту модернизации, например, пивоваренного производства (покупка установки для разлива пива) имеет изготовление им газированных напитков? Никакого. Соответственно, льготной ставкой будет облагаться прибыль, полученная от реализации пива, а не от реализации лимонада. Если у предприятия товар одного вида, то мы готовы в каждом конкретном случае работать с налогоплательщиком и даже принять вариант, который он для себя изберет.

Как будет обеспечиваться налоговый учет предприятий с единым производственным циклом, к примеру, в строительстве?

Ольга Первашова: В каждом конкретном случае раздельный учет будет специфическим, не существует методичек, в которых прописаны все случаи: какую сферу деятельности ни возьми, у каждой свои особенности. Свои производственные циклы и у аграриев, и у строителей. С последними просто: в процессе строительства объекта у них существуют только расходы, соответственно, нет никаких льгот. Они появляются, когда недвижимость построена, введена в эксплуатацию и продана. Но льгота будет только на дом, возведение которого велось в рамках СЭЗ, все остальные объекты станут облагать налогами на общих основаниях.

Сможет ли инвестор получить льготы при производстве бетона на своем заводе для строительства здания?

Ольга Первашова: В этом случае у завода не будет конечной продукции (бетона), которая подлежит налогообложению. То есть льготный налог на прибыль бизнесмен не получит, так как весь бетон будет израсходован в процессе строительства дома, а не пойдет на продажу.

Порядок взимания взносов в страховые фонды тоже претерпел изменения?

Ольга Первашова: Ранее в законе говорилось, что участник СЭЗ имеет право на льготы при уплате страховых взносов с дохода работников, занятых указанными видами деятельности. Теперь льготная ставка социальных платежей будет применяться только в отношении зарплаты сотрудников, принимающих участие в реализации именно инвестпроекта СЭЗ. Штатное расписание для его реализации согласовывается с министерством экономики Крыма при утверждении инвестпроекта, и в отношении этих работников будет применяться льгота. Это необходимая мера, потому что мы неоднократно сталкивались с тем, что инвестор капвложения не делает, а льготы на соцвыплаты получает, причем на всех сотрудников предприятия. Экономит благодаря этому определенную сумму и только через пару лет начинает инвестировать, а то и вовсе закрывает производство. Теперь при ликвидации предприятия он должен будет вернуть все полученные в виде льгот деньги.

Какого количества резидентов коснутся нововведения?

Ольга Первашова: Большая часть добросовестных резидентов СЭЗ сразу правильно применяли льготы. И для них ничего не изменится. А те, кто считал, что СЭЗ — это лазейка для получения преференций, уже не смогут этим пользоваться. Они не только не вели раздельный учет, а в принципе не делали никаких капвложений. И таких, к сожалению, около 15 — 20 процентов. Благодаря точным формулировкам мы сможем обеспечивать права налогоплательщиков и требовать от них исполнения обязанностей. При этом хочется, чтобы нас правильно поняли: мы не враги реальным производителям. Но такие в СЭЗ далеко не все. Более того, около трети резидентов считали, что льготы у них должны быть на все, только потому что они резиденты, с реализацией проекта же можно подождать. То есть права имеют, а обязанности — как получится. Мы понимаем, что бывают объективные причины, когда начало проекта откладывается, например, из-за сложностей с оформлением земли или техприсоединения к сетям. В этом случае не нужно уходить из СЭЗ, но и льготы не стоит запрашивать.

Резиденты обвиняют налоговую службу в том, что она поменяла правила в процессе работы.

Ольга Первашова: Все условия работы в СЭЗ остались прежними: нужно в соответствии с договором о работе в СЭЗ, который был заключен с министерством экономики РК, выполнять все обязательства по капвложениям и обеспечивать раздельный налоговый учет этого инвестпроекта и общей деятельности. Идет нормальный процесс конкретизации понятий, закрытия брешей в законе. Мы видели их еще с 2015 года и говорили об этом в региональном минэкономики. Но у ФНС и министерства немного разные задачи: у последнего приоритетная задача привлечь в СЭЗ как можно больше участников, для нас — стоять на страже бюджета. В 2016 году бюджет недополучил из-за предоставленных льгот два миллиарда рублей, в 2017-м — семь миллиардов, прогноз на нынешний год — 10 миллиардов. Все ожидали, что преференции по одним налогам дадут рост поступлений по другим. Но произошло это в 2017 году только по НДФЛ, и всего на один миллиард рублей — его обеспечили лишь 20 процентов из почти 1300 резидентов. Это крупные проекты, реализуемые по ФЦП. У остальных инвесторов либо нет роста по налогам, либо идет снижение НДФЛ. То есть для них СЭЗ стала законодательно разрешенной лазейкой для экономии на налогах.

По остальным налогам роста вообще нет?

Ольга Первашова: У единичных плательщиков фиксировали рост отчислений НДС. Но не из-за наращивания производства, а из-за увеличения цены на конечную продукцию. Со следующего года рост будет обеспечен повышением ставки. СЭЗ работает три года, в течение которых предполагались основные инвестиции. Но в ней очень много резидентов, чья деятельность вообще не предусматривает крупных вложений: это сфера услуг, мелкой торговли и ломбарды. Зачем они в СЭЗ? Ну приобрело торговое предприятие один раз оборудование, а льготы будет получать 25 лет. В чем здесь выгода для Крыма?

Примерно четверть резидентов СЭЗ — это субъекты малого предпринимательства, которые уже работают с применением специального налогового режима. Примерно четверть резидентов вообще пока не ведет никакую деятельность. И всего 3 — 5 процентов инвестпроектов имеют заявленную сумму капвложений около 100 миллионов рублей, остальные — около трех миллионов рублей. Инвестиции получаются минимальные, а потери бюджета в виде недополученных налогов — огромные. При этом определенную сумму поступлений в бюджет нужно обеспечивать. Пока в нем расходная часть благополучно растет, а доходная сокращается. Разрыв мы вынуждены закрывать за счет поступлений от нерезидентов СЭЗ. Это несправедливо, что на них ложится дополнительное налоговое бремя из-за преференций участникам СЭЗ. Правила должны быть одинаковы для всех. Поэтому мы рады изменениям законодательной базы и надеемся, что налогоплательщики отбросят эмоции и увидят в них справедливость.

23 Января 2015 Как российские компании могут использовать крымские льготы для экономии на налогах

Ирина Бушуева, аттестованный аудитор

В ЭТОЙ СТАТЬЕ:
Налоговая нагрузка в Крыму может быть намного ниже обычной;
Право на получение льгот дает договор об участии в СЭЗ;
За нарушение договора с властями грозит лишь потеря льгот.

С 1 января 2015 года Республика Крым и город Севастополь признаются свободной экономической зоной сроком на 25 лет (ст. 8, 9 и 23 Федерального закона от 29.11.14 № 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоны», далее — Закон № 377-ФЗ). Для ее участников установлен льготный порядок налогообложения и выгодные таможенные условия. Однако, чтобы получить налоговую экономию, компаниям придется вести реальную деятельность. Поскольку законодатели создали препятствия для получения льгот путем фиктивной деятельности на Крымском полуострове.

Налоговая нагрузка в свободной экономической зоне снижена в несколько раз

Компании, которые являются участниками свободной экономической зоны (далее — СЭЗ), получают множество налоговых преференций (ст. 2 Федерального закона от29.11.14 №379-ФЗ, далее — Закон № 379-ФЗ). Но они касаются только бизнеса в рамках договора об осуществлении деятельности в СЭЗ (см. подверстку). То есть если у организации есть иные операции, то по ним применяются общие ставки и действуют общие требования НК РФ (п. 22 ст. 13 Закона №377-ФЗ).

Получение статуса участника СЭЗ потребует существенных затрат

Налоговые льготы свободной экономической зоны могут применять только те компании, которые получили статус ее участника. То есть простой регистрации организации на территории Крыма и постановки на налоговый учет для этого недостаточно. Подчеркнем, что речь идет именно об отдельном юридическом лице. Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения российских компаний не могут получить статус участника СЭЗ, так как они не зарегистрированы на территории Республики Крым и города Севастополя (п. 1 ст. 13 Закона №377-ФЗ).

Претендент должен представить в высший исполнительный орган власти региона заявление о заключении договора с приложением инвестиционной декларации (п. 2 и 3 ст. 13 Закона № 377-ФЗ). Она должна содержать в себе сведения о целях проекта и видах деятельности, технико-экономическое обоснование проекта с указанием количества планируемых рабочих мест и размера средней зарплаты, общий объем и график капитальных вложений в проект. Причем в первые три года их объем не может быть меньше 3 млн рублей для субъектов малого и среднего бизнеса и 30 млн рублей — для прочих лиц.

Если уполномоченный орган принимает положительное решение, то он заключает договор с компанией-претендентом. Тогда в течение трех дней ее вносят в реестр участников СЭЗ. Только после этого организация приобретает статус участника СЭЗ (п. 19 ст. 13 Закона №377-ФЗ). Если компания продолжает осуществлять также деятельность, не предусмотренную СЭЗ-договором, то для получения льгот она должна вести раздельный учет доходов и расходов.

Максимальная ставка налога на прибыль в СЭЗ — 13,5 процента. Ставка в отношении налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, установлена на уровне 0 процентов. Она применяется в течение 10 лет, начиная с первого налогового периода, в котором участник СЭЗ получил прибыль. К примеру, если положительный финансовый результат будет только по итогам третьего года, то общий срок неуплаты налога на прибыль в федеральный бюджет увеличится до 12 лет. Ставка в отношении налога, перечисляемого в бюджет субъектов, устанавливается на пониженном уровне, но ее максимальная величина не может превышать 13,5 процента. Такой порядок предусмотрен пунктом 1.7 статьи 284 НК РФ.

Читать еще:  Вопросы для аттестации юриста с ответами

Основные средства амортизируются в два раза быстрее. Участники СЭЗ имеют право применять специальный коэффициент, но не выше 2 к амортизации собственных основных средств (подп. 3 п. 1 ст. 259.3 НКРФ). При этом никаких ограничений по амортизационным группам, по местонахождению объектов или по дате их постановки на учет не установлено.

Налог на имущество организаций можно не платить в течение 10 лет. Такое право закреплено в пункте 26 статьи 381 НК РФ. Но для его использования компания должна соблюсти несколько условий. Первое — имущество должно быть создано или приобретено в целях ведения деятельности на территории СЭЗ. Конечно, компания может заявить льготу и по объекту, приобретенному до получения статуса участника СЭЗ. Но, скорее всего, ей придется доказывать предназначенность актива для СЭЗ. Если же объект использовался до получения такого статуса, то применить льготу вряд ли получится.

Второе условие — имущество должно располагаться непосредственно на территории Республики Крым или города Севастополя. Если участник СЭЗ будет владеть объектами в других регионах России, то с них он будет уплачивать налог на имущество в общем порядке.

Земельный налог можно не платить три года. Условия применения этой налоговой льготы схожи с условиями для налога на имущество. Земельный участок должен находиться в Крыму и использоваться для СЭЗ-деятельности (п. 12 ст. 395 НКРФ). Льгота предоставляется сроком на три года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок. Дата отсчета срока показывает, что послабление предоставляется только тем участникам, которые купили участки для целей исполнения СЭЗ-договора. Если же компания давно владеет землей, то сэкономить на налоге не удастся. Скорее всего, три года с момента получения права собственности уже истекут.

Страховые взносы уплачиваются по тарифу 7,6 процента. Участники СЭЗ уплачивают взносы в ПФР по тарифу 6 процентов, в ФСС России — 1,5 процента и в ФОМС — 0,1 процента. Такие тарифы установлены пунктом 1 статьи 58.4 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ (ст. 2, 5 Федерального закона от 29.11.14 № 378ФЗ). Они применяются в течение 10 лет со дня получения статуса участника СЭЗ, начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем получения такого статуса. Однако есть еще одно условие. Льгота распространяется только на тех участников СЭЗ, которые получили такой статус в течение трех лет со дня создания зоны (п. 4 ст. 58.4 Федерального закона от24.07.09 №212-ФЗ). То есть с 2015 по 2017 год включительно.

Ставки налогов на спецрежимах могут быть существенно снижены. Республике Крым и городу Севастополю предоставлено право уменьшить ставки единого налога при упрощенке для всех налогоплательщиков или для их отдельных категорий (п. 3 ст. 346.20 НКРФ). Так, в 2015–2016 годах ставки могут равняться 0 процентов, а в 2017–2021 годах при объекте «доходы» — 3–4 процента, при объекте «доходы минус расходы» — от 3 до 10 процентов. В 2015–2016 годах ставку сельхозналога два крымских субъекта могут снизить с 6 процентов до нуля, а в следующие пять лет — до 4 процентов. Это прописано в пункте 2 статьи 346.8 НК РФ.

Налоговую нагрузку нельзя повышать в течение действия договора с участником СЭЗ. Даже если законодатели примут федеральные законы, которые приведут к увеличению налоговой нагрузки, то такие законы не применяются к участникам СЭЗ. Но только в течение действия договора участника СЭЗ. Такие гарантии закреплены в пункте 1 статьи 16 Закона № 377ФЗ. Методика расчета налоговой нагрузки пока еще не разработана. Этим должен заниматься федеральный орган, уполномоченный Правительством РФ (п. 5 ст. 16 Закона №377-ФЗ). По этой методике будет определяться налоговая нагрузка на день получения компанией статуса участника СЭЗ и на день вступления в силу новых законов. В случае увеличения нагрузки принимается решение о том, какие нормы компания вправе не применять.

Российская компания может перевести часть бизнеса в Крым

На первый взгляд, условия получения статуса участника СЭЗ довольно жесткие. Однако если компания планирует расширять свой реальный бизнес (а не просто создать фиктивную транзитную компанию) или переформировать уже существующее подразделение, то она вполне может воспользоваться этими льготами. Для этого основная компания может вывести некоторые функции на дочернее юрлицо, которое будет зарегистрировано в Крыму и с которым она будет работать в паре. Но такая форма бизнеса будет иметь свои нюансы.

Крымская компания должна иметь возможность работать на удаленке. Ведение деятельности на территории СЭЗ является одним из основных условий договора. Если в Крыму будет зарегистрирована пустышка, а все работники будут трудиться в обособленных подразделениях в других регионах России, то СЭЗ-договор с такой компанией либо не заключат, либо быстро расторгнут. Поэтому более рационально переводить на крымскую компанию такие функции, которые можно исполнять на удаленном доступе. К примеру, консультационную часть юридического отдела.

Либо персоналу основной компании придется переехать в Крым или дочерней компании — нанять местных специалистов. В Законе №377-ФЗ нет требования, чтобы рабочие места заполнялись работниками с крымской постоянной регистрацией. Поэтому персонал основной компании может продолжать исполнять свои функции, но уже по новому месту работы. Если для регистрации организации выбрать не курортную зону, то затраты на съем жилья вряд ли будут существенными. Кроме того, часть должностей компания может занять местными специалистами.

График капитальных вложений должен обосновывать отсрочку вложения денег. Если регистрация компании в Крыму преследует цель получить налоговую экономию, то для владельца бизнеса выгоднее отсрочить момент капитальных вложений в этот проект. Однако от графика капвложений будет зависеть в том числе получение статуса участника СЭЗ. Поэтому такой временный перекос необходимо будет очень тщательно обосновать исходя из специфики бизнеса. К примеру, при организации юридической компании основным капвложением может быть выкуп собственного помещения по итогам работы за первые два года. Но не исключено, что такие планы не позволят получить статус участника.

Цены по сделкам с компаниями — участниками СЭЗ будут контролироваться

Если при организации крымской «дочки» компания планирует переводить на нее значительную часть своей прибыли путем завышения цен на услуги «дочки», то для этого есть существенное препятствие. Сделки обычных компаний с участниками СЭЗ признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам превысит 60 млн рублей за год (подп. 5 п. 2 и п. 3 ст. 105.14 НК РФ, ст. 1 Закона № 379-ФЗ). При несоблюдении этого лимита основная компания должна подать уведомление в свою инспекцию по всем контролируемым сделкам с данным участником СЭЗ (п. 2 ст. 105.16 НКРФ). Но поскольку непредставление такого уведомления наказывается штрафом в размере всего лишь 5 тыс. рублей (ст. 129.4 НКРФ), то вряд ли это требование будет препятствием для получения налоговой экономии.

Отметим, что норма о контролируемости сделок делает бессмысленным использование однодневок на территории СЭЗ. Для этого придется затратить слишком много сил и средств. При этом выгода будет той же самой, что и по обычной однодневке, которая просто не платит налоги. А вот риск повышается из-за того, что после проверки цен по сделке основной компании могут доначислить налоги.

Есть возможность пользоваться дешевым импортом

Свободная экономическая зона в Крыму предусматривает свободную таможенную зону (далее — СТЗ) на территории Республики Крым и города Севастополя (ст. 8 Закона №377-ФЗ). То есть в этих регионах импортные товары могут использоваться без уплаты таможенных пошлин или налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования (ст. 10 Соглашения по вопросам свободных экономических зон на территории Таможенного союза от 18.06.10). Если компания — участник СЭЗ будет использовать в своем производстве такие товары, то она получит экономию на таможенных платежах и налогах по сравнению с аналогичным производством в другом регионе России. Но есть одно препятствие. Продукция, произведенная из товаров иностранного производства, может размещаться и использоваться только на территории СТЗ (п. 5 ст. 18 Закона №377-ФЗ). И если крымский производитель планирует вывезти продукцию из СТЗ в другие регионы, то ему придется пройти таможенную процедуру.

Однако законодатели предусмотрели несколько исключений. В частности, для транспортных средств, которые осуществляют перевозки между СЭЗ и другими регионами России или другими странами (п. 16 ст. 18 Закона №377-ФЗ). Их можно использовать где угодно без дополнительных платежей, если компания-владелец является участником СЭЗ. Хотя Правительство РФ вправе ограничить срок их пребывания вне СЭЗ, но пока такого постановления нет. Этот пункт делает выгодным перевод в Крым транспортного подразделения, которому необходимо обновить парк. Однако отсутствие прямого автосообщения с остальными регионами России пока позволяет серьезно вести речь лишь о водном или воздушном транспорте.

Другое исключение — иностранное оборудование, введенное в эксплуатацию, и товары, использованные для строительства объектов недвижимости на территории СЭЗ. Они признаются товарами Таможенного союза по истечении пяти лет с момента их помещения под таможенную процедуру СТЗ (п. 18 ст. 18 Закона №377-ФЗ). После окончания этого срока активы могут использоваться на всей территории России без уплаты дополнительных платежей и сборов.

Лишить компанию льгот сможет только суд

Участник СЭЗ теряет право на применение налоговых и таможенных льгот только со дня внесения в Единый реестр участников СЭЗ записи о его исключении. Это прямо прописано в пункте 26 статьи 13 Закона № 377-ФЗ. Никаких штрафов, доначислений или иных мер наказания не предусмотрено. Не предусмотрено и автоматическое исключение при выявлении тех или иных нарушений. В принудительном порядке исключить из реестра могут только по решению суда (п. 23 ст. 13 Закона №377-ФЗ). Причиной этого может стать факт занижения объема капвложений по сравнению с графиком или ведение в СЭЗ деятельности, не предусмотренной договором (п. 3 ст. 14 Закона №377-ФЗ).

Получается, что компания-нарушитель может продолжать пользоваться налоговыми и таможенными льготами достаточно много времени. Пока нарушение выявят, пока подадут в суд, пока будет длиться судебное разбирательство с учетом апелляционного обжалования. То есть может пройти от трех до пяти лет в зависимости от оперативности органов, которые будут выявлять нарушения СЭЗ-договоров. В итоге компании грозит только то, что у нее отберут право на льготы, но не заставят доплачивать налоги за прошедшие периоды.

Источники:

http://spmag.ru/articles/kakie-nalogi-platit-v-krymu
http://crimea.ria.ru/economy/20191101/1117574421.html
http://d-crimea.ru/svobodnaya-ekonomicheskaya-zona-v-krymu
http://rg.ru/2018/10/09/reg-ufo/v-krymu-rezidentov-sez-perevedut-na-razdelnyj-nalogovyj-uchet.html
http://www.pravcons.ru/articles/optimizatsiya-nalogooblozheniya-nalogovoe-planirovanie/kak-rossiyskie-kompanii-mogut-ispolzovat-krymskie-lgoty-dlya-ekonomii-na-nalogakh/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector