Налог на прибыль как распределяется по бюджетам
Ставки налога на прибыль организаций
Налог на прибыль организаций относится к федеральным налогам. Он также является прямым налогом, то есть исчисляется с величины прибыли организации, с разницы между доходами и расходами. Порядок налогообложения налогом на прибыль приведен в главе 25 Налогового кодекса РФ. В этой статье предлагаем полезную информацию о ставках налога на прибыль.
Ставки налога на прибыль для российских организаций
Налоговые ставки российских организаций определяются п. 1 ст. 284 НК РФ в размере 20 % от налоговой базы во всех случаях, кроме ниже перечисленных:
- согласно пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ ставка 0 % применяется к дивидендам при выполнении следующих условий:
- организация не менее 365 дней обладает не менее чем 50 процентами уставного (складочного) капитала;
- стоимость приобретения (получения) указанной доли составляет не менее 500 млн. рублей. С 1 января 2011 года это ограничение начиная с дивидендов за 2010 год не действует;
- согласно п. 1.1 ст. 284 НК РФ – 0 % от налоговой базы, определяемой организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность;
- согласно п. 4.1 ст. 284 НК РФ – 0 % от налоговой базы, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) долей участия в уставном капитале российских организаций, а также акций российских организаций;
- согласно пп. 2 п. 3 ст. 284 НК РФ – 9 % от налоговой базы по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций и иностранных организаций;
По мнению Минфина России, если чистая прибыль между участниками распределяется непропорционально их долям в уставном капитале общества, то выплаты в части, превышающей сумму, рассчитанную пропорционально долям, дивидендами не признаются и облагаются налогом на прибыль по ставке 20 процентов (письмо от 30.07.2012 № 03-03-10/84).
- согласно пп. 1 п. 4 ст. 284 НК РФ – 15 % от налоговой базы по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (кроме ценных бумаг, указанных в подпунктах 2 и этого пункта);
- согласно пп. 2 п. 4 ст. 284 НК РФ – 9 % от налоговой базы по доходам в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 года, а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года;
- согласно пп. 3 п. 4 ст. 284 НК РФ – 0 % от налоговой базы по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 года включительно и по доходу в виде процентов по облигациям ГВВЗ 1999 года, эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III.
Ставки налога на прибыль для иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянные представительства
По общему правилу ставка налога на прибыль для иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянно представительство, устанавливается в размере 20 %. Однако в отношении некоторых доходов ст. 284 НК РФ предусматривает иные ставки:
· 15 процентов – по доходам, полученным в виде дивидендов по акциям российских организаций, а также дивидендов от участия в капитале организации в иной форме (пп. 3 п. 3 ст. 284 НК РФ);
· 15 процентов – по доходу в виде процентов по государственным ценным бумагам государств – участников Союзного государства, государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и муниципальным ценным бумагам (за исключением ценных бумаг, указанных в пп.пп. 2 и 3 п. 4 ст. 284 НК РФ), условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов, а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным после 1 января 2007 года, и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием после 1 января 2007 года (пп. 1 п. 4 ст. 284 НК РФ);
· 9 процентов – по доходам в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 года, а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года (пп. 2 п. 4 ст. 284 НК РФ);
· 0 процентов – по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 года включительно, а также по доходу в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года, эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III, эмитированных в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР и внутреннего и внешнего валютного долга Российской Федерации (пп. 3 п. 4 ст. 284 НК РФ).
· с 1 января 2014 года ставка в размере 30 процентов применяется в отношении дивидендов, по акциям, выпущенным российской организацией, права на которые учитываются на счете депо иностранного номинального держателя, счете депо иностранного уполномоченного держателя и (или) счете депо депозитарных программ, выплачиваемых лицам, информация о которых не была предоставлена налоговому агенту в соответствии с требованиями статьи 310.1 НК РФ (п. 4.2 ст. 284 НК РФ).
Ставки налога на прибыль для иностранных организаций без постоянных представительств
Налоговые ставки на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в РФ через постоянное представительство, определяются согласно пп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ в размере 20 %. Однако из этого правила есть исключения:
- согласно пп. 2 п. 2 ст. 284 НК РФ ставка 10 % устанавливается в отношении доходов от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров (включая трейлеры и вспомогательное оборудование, необходимое для транспортировки) в связи с осуществлением международных перевозок;
- согласно пп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ для доходов, поименованных в п.п.3 и 4 этой статьи, применяются ставки в соответствии со ст. 310 НК РФ.
Кроме того, в п. 3 ст. 310 НК РФ указано, что международными договорами могут устанавливаться пониженные ставки в отношении некоторых видов доходов.
Распределение ставки 20 % между бюджетами
Сумма налога, уплачиваемая по ставке 20 %, распределяется между бюджетами разных уровней следующим образом:
- в федеральный бюджет зачисляется сумма налога, исчисленная по ставке 2%;
- в бюджет субъекта федерации зачисляется сумма налога, исчисленная по ставке 18%.
По суммам налога, зачисляемым в бюджет субъекта РФ, ставка налога может быть уменьшена законами субъектов РФ до уровня 13,5%. При этом в письме Минфина РФ от 23.11.2009 № 03-02-07/1-520 отмечается, такое уменьшение ставки налога не является льготой.
Отметим, что налог, исчисленный по ставкам, установленным п.п. 2 – 4 ст. 284 НК РФ , подлежит зачислению в федеральный бюджет.
Особенности применения налоговой ставки 0 процентов организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность
Статья 284.1НК РФ устанавливает особенности применения налоговой ставки 0 процентов организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность.
Образовательной и медицинской деятельностью признается деятельность, включенная в Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, установленный Правительством РФ. При этом деятельность, связанная с санаторно-курортным лечением, не относится к медицинской деятельности.
Условия применения налоговой ставки 0 процентов:
· организация имеет лицензию (лицензии) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности, выданную (выданные) в соответствии с законодательством РФ;
· доходы организации за налоговый период от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, составляют не менее 90 процентов ее доходов, либо если организация за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при определении налоговой базы. При определении указанной доли необходимо учитывать не только доходы от реализации, но и внереализационные доходы (включая положительные курсовые разницы). Например, если организация осуществляет в налоговом периоде только льготируемую деятельность и для ее обеспечения использует валютные заемные средства, то положительные курсовые разницы, образовавшиеся в связи с переоценкой указанных валютных обязательств, признаются частью дохода, полученного налогоплательщиком в связи с этой деятельностью, а также учитываются в общей сумме доходов, полученных за налоговый период (письма Минфина России от 29.05.2014 № 03-03-10/25627, ФНС России от 03.06.2014 № ГД-4-3/10510@). В то же время в своих более ранних разъяснениях финансовое ведомство отмечало, что организация должна учитывать только доходы от реализации при осуществлении льготируемой деятельности в общем объеме всех своих доходов (письма Минфина РФ от 14.12.2011 № 03-03-06/4/145, от 21.09.2011 № 03-03-06/1/580);
· в штате организации, осуществляющей медицинскую деятельность, численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода составляет не менее 50 процентов;
· в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;
· организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.
При несоблюдении хотя бы одного из указанных условий с начала налогового периода, в котором имело место несоблюдение указанных условий, применяется налоговая ставка в размере 20 % от налоговой базы. При этом сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет с уплатой соответствующих пеней (п. 7 ст. 284.1 НК РФ).
При этом, перестав применять ставку 0 %, организация не сможет вернуться к ней в течение пяти лет с того налогового периода, в котором она перешла на ставку 20 %. Это правило действует независимо от того, был ли переход добровольным или же налогоплательщик утратил право на применение нулевой ставки в связи с несоблюдением перечисленных выше условий (п. 8 ст. 284.1 НК РФ).
В свою очередь, ФНС России в письме от от 17.03.2014 N ГД-4-3/4687@ отметила, что правило п. 8 ст. 284.1 НК РФ не распространяется на те случаи, когда организация, применявшая ставку 0%, перешла на УСН, а затем вернулась к общей системе налогообложения. Таким образом, налогоплательщик, применявший ставку 0 %, перешедший на УСН, а потом снова ставший плательщиком налога на прибыль, может сразу вернуться к ставке 0 %, не дожидаясь истечения пяти лет.
Организации, изъявившие желание применять налоговую ставку 0 процентов, не позднее чем за один месяц до начала налогового периода, начиная с которого применяется налоговая ставка 0 процентов, подают в налоговый орган по месту своего нахождения заявление, копии лицензии (лицензий) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности, выданной (выданных) в соответствии с законодательством РФ.
Организации, применяющие налоговую ставку 0 процентов, по окончании каждого налогового периода, в течение которого они применяют налоговую ставку 0 процентов, в сроки, установленные для представления налоговой декларации, представляют в налоговый орган по месту своего нахождения следующие сведения:
- о доле доходов организации от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности;
- о численности работников в штате организации.
Организации, осуществляющие медицинскую деятельность, дополнительно представляют сведения о численности медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в штате организации.
Организации, применяющие налоговую ставку 0 процентов, вправе перейти на применение обычной налоговой ставки, направив в налоговый орган по месту своего нахождения соответствующее заявление. Повторно перейти на применение налоговой ставки 0 процентов можно через пять лет.
Особенности применения налоговой ставки 0 процентов к налоговой базе, определяемой по операциям с акциями (долями участия в уставном капитале) российских организаций
Статья 284.2 НК РФ устанавливает особенности применения налоговой ставки 0 процентов к налоговой базе, определяемой по операциям с акциями (долями участия в уставном капитале) российских организаций.
Налоговая ставка 0 процентов применяется к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) акций российских организаций (долей участия в уставном капитале российских организаций), при условии, что на дату реализации или иного выбытия (в том числе погашения) таких акций (долей участия в уставном капитале организаций) они непрерывно принадлежат налогоплательщику на праве собственности или на ином вещном праве более пяти лет.
С учетом этого требования налоговая ставка 0 процентов применяется к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) акций российских организаций, при соблюдении в отношении указанных акций одного из следующих условий:
· если акции российских организаций относятся к ценным бумагам, не обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, в течение всего срока владения налогоплательщиком такими акциями;
· если акции российских организаций относятся к ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, и в течение всего срока владения налогоплательщиком такими акциями являются акциями высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;
· если акции российских организаций на дату их приобретения налогоплательщиком относятся к ценным бумагам, не обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, и на дату их реализации указанным налогоплательщиком или иного выбытия (в том числе погашения) у указанного налогоплательщика относятся к ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг и являющимся акциями высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики.
Порядок отнесения акций российских организаций, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики устанавливается Правительством РФ.
Ставки налога на прибыль в 2019 году в таблице
Какие ставки по налогу на прибыль в 2019 году? Как они распределяются? Поясним.
20 процентов
Основная ставка налога на прибыль с 01.01.2019 составляет 20%. Распределение прибыли на федеральную и региональную части следующее:
- 3% – зачисляются в федеральный бюджет;
- 17% – зачисляются в бюджет субъекта РФ.
Остальные ставки по прибыли в 2019 году
Виды доходов
Ставка, налог по которой зачисляют в федеральный бюджет, %
Ставка, налог по которой зачисляют в региональный бюджет, %
Где закрепили ставку
Исключение – перечисленные ниже, по которым применяют иные ставки
Доходы в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, которые выпустили до 20 января 1997 года включительно
подп. 3 п. 4 ст. 284 НК
Доходы в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года, которые выпустили при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III
подп. 3 п. 4 ст. 284 НК
Доходы в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, которые выпустили на срок не менее трех лет до 1 января 2007 года
подп. 2 п. 4 ст. 284 НК
Доходы в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, которые выпустили до 1 января 2007 года
подп. 2 п. 4 ст. 284 НК
Доходы учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, которые получили на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года
подп. 2 п. 4 ст. 284 НК
Доходы в виде процентов по государственным ценным бумагам государств – участников Союзного государства, государственным ценным бумагам субъектов и муниципальным ценным бумагам. Исключение – ценные бумаги, указанных выше, и процентный доход, который получили российские организации по государственным и муниципальным ценным бумагам, размещаемым за пределами России
подп. 1 п. 4 ст. 284 НК
Доходы в виде процентов по государственным ценным бумагам, которые получили в обмен на государственные краткосрочные бескупонные облигации и размещенным за пределами России
подп. 1 п. 4 ст. 284 НК
Доходы в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, которые выпустили после 1 января 2007 года
подп. 1 п. 4 ст. 284 НК
Доходы учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, которые получили на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием после 1 января 2007 года
подп. 1 п. 4 ст. 284 НК
Дивиденды, которые получили российские компании от участия в других организациях, при одновременном соблюдении условий:
- доля участия (вклад) – не менее 50%;
- непрерывный период владения долей (вкладом) – не менее 365 дней
Дивиденды, которые получили российские организации, владеющими депозитарными расписками, при одновременном соблюдении условий:
- депозитарные расписки дают право на получение дивидендов в сумме, которая составляет не менее 50% от общей суммы дивидендов;
- непрерывный период владения депозитарными расписками – не менее 365 дней
подп. 1 п. 3 ст. 284 НК
Дивиденды, которые получили российские организации при иных обстоятельствах (то есть не перечисленных в подп. 1 п. 3 ст. 284 НК), а также дивиденды по акциям, права на которые удостоверены депозитарными расписками
подп. 2 п. 3 ст. 284 НК
Дивиденды, полученные иностранными организациями по акциям российских организаций или от участия в капитале организаций в иной форме
подп. 3 п. 3 ст. 284 НК
Доходы по ценным бумагам российских организаций (за исключением дивидендов), права на которые учитываются на счетах депо иностранных держателей, уполномоченных держателей, а также депозитарных программ
п. 4.2 ст. 284, п. 9 ст. 310.1 НК
Доходы в виде дивидендов по ценным бумагам российских организаций, права на которые учитываются на счетах депо иностранных держателей, уполномоченных держателей, а также депозитарных программ
п. 4.2 ст. 284, п. 9 ст. 310.1 НК
Доходы от предоставления в аренду или субаренду морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках
Доходы от международных перевозок (в т. ч. демереджи и прочие платежи, возникающие при перевозках)
подп. 2 п. 2 ст. 284 НК
подп. 7 п. 1 ст. 309 НК
подп. 8 п. 1 ст. 309 НК
Доходы иностранной организации, полученные от распределения в ее пользу прибыли или имущества организаций (лиц, объединений), не являющиеся дивидендами
подп. 1 п. 2 ст. 284 НК
подп. 2 п. 1 ст. 309 НК
Доходы по иным долговым обязательствам российских организаций
подп. 3 п. 1 ст. 309 НК
Доходы от использования прав на объекты интеллектуальной собственности
подп. 4 п. 1 ст. 309 НК
Доходы, полученные от реализации акций (долей) организаций, более 50% активов которых прямо или косвенно состоит из недвижимого имущества, находящегося на российской территории, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей), за исключением обращающихся акций на организованном рынке ценных бумаг в соответствии с пунктом 9 статьи 280 Налогового кодекса
подп. 5 п. 1 ст. 309 НК
Доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося на российской территории
подп. 6 п. 1 ст. 309 НК
Доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на российской территории
подп. 7 п. 1 ст. 309 НК
Доходы от лизинговых операций (например, от сдачи в лизинг имущества, используемого на территории России)
подп. 7 п. 1 ст. 309 НК
Штрафы и пени за нарушение российскими организациями, государственными органами и (или) исполнительными органами местного самоуправления договорных обязательств
подп. 9 п. 1 ст. 309 НК
Иные аналогичные доходы
подп. 10 п. 1 ст. 309 НК
Доходы организаций-сельхозпроизводителей (в том числе и рыбохозяйственных организаций)
Распределение налога на прибыль кгн по бюджетам
“Налоговый вестник”, 2012, N 10
Введенный в текущем году Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков” институт налоговой консолидации меняет порядок и размер осуществления расчетов организациями – участниками консолидированной группы налогоплательщиков по налогу на прибыль внутри этой группы.
Так, переложение обязанности по уплате налога в бюджет на ответственного участника КГН подразумевает появление новых схем взаиморасчетов между обычными и ответственными участниками. В договоре о создании КГН устанавливаются сроки осуществления компенсационных платежей (перечисления участниками КГН ответственному участнику группы денежных средств для уплаты за них налога в бюджет), их размер, порядок распределения между участниками группы разницы консолидации (разница между суммой самостоятельно рассчитанного участниками КГН налога на прибыль и фактически уплаченного за них в бюджет ответственным участником налога).
Однако не только новые особенности внутригрупповых расчетов изменили порядок перечисления налога на прибыль у организаций, вступивших с 2012 г. в консолидированные группы, теперь распределение консолидированного налога по бюджетам осуществляется централизованно ответственным участником КГН.
При подготовке к принятию Закона о КГН законодатели отмечали, что установление особого порядка исчисления и уплаты налога на прибыль организаций для КГН создает ряд преимуществ как для налогоплательщиков, так и для государства. Так, использование консолидированной отчетности по налогу на прибыль организаций и уплата этого налога в целом исходя из финансового результата по КГН снижает стимулы для применения трансфертного ценообразования участниками КГН с целью минимизации сумм указанного налога. Соответственно, снижаются и негативные эффекты, связанные с перемещением налоговой базы между субъектами РФ (пояснительная записка к проекту федерального закона “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков”).
Особенности исчисления и уплаты налога (авансовых платежей) ответственным участником КГН в бюджет установлены новым введенным в НК РФ п. 6 ст. 288. Например, доля прибыли каждого участника группы и каждого из обособленных подразделений в совокупной прибыли КГН определяется ответственным участником как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого участника или обособленного подразделения в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества в целом по КГН; налог (авансовые платежи) в части, подлежащей уплате в федеральный бюджет, перечисляется ответственным участником группы по месту своего нахождения без распределения по участникам КГН и их обособленным подразделениям, а суммы налога (авансовых платежей), подлежащие зачислению в бюджеты субъектов РФ, приходящиеся на каждого из участников КГН и их обособленные подразделения, исчисляются по налоговым ставкам, действующим на территориях, где расположены эти участники и обособленные подразделения.
Минфин России в Письме от 02.04.2012 N 03-03-06/1/172 уточнил, что удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества участника группы определяется исходя из фактических показателей остаточной стоимости основных средств.
При этом если на территории одного субъекта РФ находятся несколько участников группы или их обособленные подразделения, то ответственный участник КГН вправе выбрать одного участника или обособленное подразделение, по месту нахождения которого будет перечисляться налог на прибыль по КГН в бюджет соответствующего субъекта РФ (абз. 2 п. 2 ст. 288 НК РФ). В таком случае ответственный участник вправе рассчитывать долю прибыли в целом по группе обособленных подразделений конкретного участника, находящихся на территории одного субъекта РФ (п. 3 Письма Минфина России от 12.04.2012 N 03-03-06/1/195, п. 1 Письма ФНС России от 03.05.2012 N ЕД-4-3/7428@).
Об указанном выборе ответственный участник обязан уведомить инспекцию по месту своего нахождения (или инспекцию по месту его учета в качестве крупнейшего налогоплательщика, если он таковым является). По общему правилу уведомление направляется до 31 декабря года, в котором начинает действовать КГН (абз. 2 п. 2 ст. 288 НК РФ, п. 1 Письма ФНС России от 20.04.2012 N ЕД-4-3/6656@), а в 2012 г. – до наступления срока уплаты авансового платежа, следующего за регистрацией договора о создании КГН. Налоговое ведомство в п. 1 Письма от 20.04.2012 N ЕД-4-3/6656@ разъясняет, что указанное уведомление необходимо представить также в случае изменения участника или его обособленного подразделения, по месту нахождения которого уплачивается налог в бюджет субъекта РФ (например, при изменении состава КГН, закрытии обособленных подразделений). Кроме того, представить уведомление нужно и в случае изменения места уплаты налога, например при изменении места нахождения участника или обособленного подразделения в пределах одного субъекта РФ. Рекомендуемая форма такого уведомления направлена налогоплательщикам Письмом ФНС России от 26.04.2012 N ЕД-4-3/7006@.
Для представления ответственным участником группы в налоговый орган единой налоговой декларации по налогу на прибыль организаций по КГН изменена форма налоговой декларации по налогу на прибыль организаций – включены два Приложения к листу 02 “Расчет налога на прибыль организаций”:
- N 6 “Расчет авансовых платежей и налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации по консолидированной группе налогоплательщиков”;
- N 6а “Расчет авансовых платежей и налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации по участнику консолидированной группы налогоплательщиков без входящих в него обособленных подразделений и (или) по его обособленным подразделениям” .
Приказ ФНС России от 22.03.2012 N ММВ-7-3/174@ “Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, Порядка ее заполнения”.
Важно понимать, что создание КГН приведет к перераспределению налога на прибыль по субъектам – увеличатся поступления в регионы, где расположены участники группы с высокими производственными мощностями и большими штатами, за счет того, что при расчете на них перераспределяется доля прибыли от организаций, которые являются центром прибыли. До 01.01.2012 налоги с последних пополняли в основном бюджет по месту их регистрации, а теперь они перераспределяются в регионы, где расположены наиболее фондоемкие участники КГН с большой численностью работников. Даже выбор между показателями среднесписочной численности и расходами на оплату труда, а также региональные льготы, установленные в отношении отдельных участников КГН, при консолидированном расчете распределения налога на прибыль по бюджетам влияют на величину налога в конкретном субъекте.
Хотя законодатели в период разработки законопроекта ожидали, что в результате налоговой консолидации произойдет определенное перераспределение финансовых потоков между регионами РФ, однако масштаб изменений смогли оценить лишь после вступления Закона о КГН в силу. Так, заместитель министра Минфина России С.Д. Шаталов 28.06.2012 отметил, что “больше всего пострадали Москва и Санкт-Петербург, где центры прибыли создавались “Газпромом” и другими крупными компаниями”. По его словам, потери бюджета Москвы “фантастические”: “если бы норма консолидации вводилась единовременно, то бюджет Москвы в течение одного года потерял бы 150 млрд руб.”, – уточнил он.
Это примерно 10% доходной части столичного бюджета на текущий год (1,458 трлн руб.) . Можно представить, каким сложным вопросом это становится для Москвы в настоящее время в связи с необходимостью осуществления крупных проектов, например по расширению границ и обустройству Новой Москвы.
Журавлева Н. У столиц отбирают чужое// Деловая газета Взгляд. 28.06.2012 // www.vz.ru/economy/2012/6/28/585935.html.
Учитывая этот факт, законодатель в Федеральном законе от 30.03.2012 N 19-ФЗ “О внесении изменений в статью 67 части первой и статью 288 части второй Налогового кодекса Российской Федерации” предусмотрел введение для ответственного участника КГН, в состав которой входят организации, являющиеся собственниками объектов Единой системы газоснабжения (т.е. в отношении консолидированной группы, созданной компаниями “Газпрома”), особого механизма расчета и уплаты налога на прибыль в бюджеты субъектов РФ, который заключается в применении поправочных коэффициентов к формуле расчета доли прибыли, приходящейся на каждого из участников КГН и каждое из их обособленных подразделений, находящихся на территории субъектов РФ, с учетом уровня налоговых платежей организаций – участников КГН за налоговый период 2011 г.
При этом ответственный участник определяет:
- показатели d и p для каждого субъекта РФ, рассчитываемые по следующим формулам:
d = d* : D, p = p* : P,
где d* – величина прибыли, приходящейся на каждого из участников КГН и на каждое из их обособленных подразделений;
D – величина совокупной прибыли КГН;
p* – сумма налога, исчисленная по каждой из организаций, вступивших в КГН, и по каждому из их обособленных подразделений за 2011 г., подлежащая зачислению в бюджет соответствующего субъекта РФ и заявленная в налоговой декларации, представленной в налоговые органы в срок не позднее 28.03.2012 (без учета изменений, внесенных после указанной даты);
P – совокупная сумма налога всех участников КГН, исчисленная за 2011 г. по ставкам, установленным для налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, и определяемая на основании сведений, указанных в налоговых декларациях, представленных не позднее 28.03.2012 (без учета изменений, внесенных после указанной даты);
- долю прибыли каждого из участников КГН и каждого из их обособленных подразделений в совокупной прибыли этой группы как показатель g, рассчитываемый по следующим формулам:
в 2012 г. : g = 0,2 x d + 0,8 x p;
в 2013 г. : g = 0,4 x d + 0,6 x p;
в 2014 г. : g = 0,6 x d + 0,4 x p;
в 2015 г. : g = 0,8 x d + 0,2 x p;
- величину прибыли, приходящейся на каждого из участников КГН и на каждое из их обособленных подразделений, путем умножения показателя g на совокупную прибыль группы;
- сумму налога (авансовых платежей), приходящуюся на каждого из участников КГН и на каждое из их обособленных подразделений, по которым налог (авансовые платежи) уплачивается в бюджет соответствующего субъекта РФ, исчисляемую исходя из величины прибыли, рассчитанной из соответствующей величины прибыли и ставки налога, действующей на территории, где расположены участник КГН или его обособленное подразделение.
С одной стороны, применение этого механизма расчета приводит к более равномерному перераспределению налога на прибыль в региональные бюджеты в течение 2012 – 2015 гг., а с другой – требует от налогоплательщика дополнительных затрат в связи с необходимостью сбора подтверждающих данных и усложнением расчета распределения налога на прибыль по КГН в разрезе региональных бюджетов. Потери Санкт-Петербурга от введения норм налоговой консолидации и перераспределения налога на прибыль нефтяников в другие регионы гораздо ниже, чем в Москве, и по итогам 2012 г. могут составить 25 – 30 млрд руб., уточнил председатель бюджетно-финансового комитета петербургского парламента Константин Сухенко . По его данным, компенсировать эти потери Санкт-Петербургу федеральный бюджет пока не собирается, и городские власти вынуждены подготавливать и отправлять в Москву предложения по этому поводу, в частности предлагалось в связи с тем, что в Петербурге производятся большие объемы табачных изделий, оставлять у себя хотя бы часть табачных акцизов. В 2012 г. бюджеты 22 регионов РФ потеряли значительные составляющие своей доходной части из-за налоговой консолидации крупных холдингов. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга наибольшее снижение доходности отмечается у Красноярского края, Ханты-Мансийского округа, Тюменской и Вологодской областей. В свою очередь, 61 регион, наоборот, прирастят свои бюджеты. Среди них Ямал, Самарская и Иркутская область, регионы, где фактически размещено производство крупных сырьевых компаний . Однако в утешение регионов, существенно пострадавших от перераспределения налогов, С.Д. Шаталов заявил, что решение этого вопроса есть, и сообщил, что в федеральном бюджете заложены средства на сбалансированность бюджетов регионов, с помощью этого инструмента Минфин России и будет решать вопрос выпадающих доходов . Таким образом, из сложившейся ситуации видно, что запущенный в работу в 2012 г. механизм налоговой консолидации возлагает дополнительную организационную нагрузку и ставит новые административные вопросы не только перед самими участниками консолидированных групп, но и перед определенными структурами законодательной и исполнительной власти РФ. Есть надежда, что подобные трудности вызваны лишь начальным этапом функционирования новых правил консолидации и в дальнейшем будут исключены за счет принятия соответствующих управленческих решений.
Ставка налога на прибыль
Прибыль — не все заработанные деньги компании. Юридические лица платят налог на прибыль в федеральный бюджет; ставка зависит от того, чем занимается организация. Кроме того, часть налога на прибыль уходит в местные бюджеты. Разделение предусмотрено Налоговым кодексом. Рассмотрим подробнее, какая предусмотрена для организаций ставка налога на прибыль в 2020 году в Санкт-Петербурге и других российских регионах.
Понятие дохода и прибыли
Плательщики вправе уменьшить доход на расходы, которые понесли в том же периоде. В НК РФ приведены списки:
- доходов, которые учитываются в налоговой базе — ст. 249, 250 НК РФ;
- доходов, которые можно не учитывать (не облагать налогом на прибыль) — ст. 251 НК РФ ;
- расходов, которые вычитаются из доходов — ст. 252 – 269 НК РФ;
- расходов, которые нельзя вычитать — ст. 270 НК РФ.
С прибыли организации платят взнос в бюджет — налог на прибыль организаций: процент зависит от нескольких важных факторов.
Налог на прибыль: ставка основная
20% — постоянная величина основной ставки налога на прибыль в РФ для организаций и ИП. Сумму к уплате исчислять просто: величину выручки умножить на 20% или на 0,2.
Не вся сумма налога на прибыль зачисляется в один бюджет: 17% получает региональный, а 3% — федеральный (с 27 ноября 2018 года в силу п. 1 ст. 284 НК РФ). Эта норма действует до 2024 года.
Региональные власти вправе снизить основную налоговую ставку до 13,5% (и даже до 12,5 в 2017–2024 годах). Снижение касается той части, которая пойдёт в бюджет на местном уровне. А если учесть 3%, которые полагаются федеральному бюджету, минимальный процент в регионе — 15,5%.
Для информации: местные власти могут установить процент от 12,5 до 17%. Для некоторых категорий налогоплательщиков — резидентов ОЭЗ (особой экономической зоны) есть исключение — он не может превышать 13,5%.
Именно так распределяется налог на прибыль в 2020 году: ставка в Санкт-Петербурге, например, налога на прибыль, как и во многих других регионах, снижена до 12,5%, а иногда и до 0%:
- для организаций — резидентов особой экономической зоны на территории Санкт-Петербурга, — 12,5%;
- для организаций, состоящих на налоговом учете в СПб, осуществивших в течение года вложения в местное производство в размере 300 000 рублей, — 14,5%;
- для организаций, вложивших в местное производство в течение года 50 млн. рублей, — 12,5%;
- для организаций, участвующих в специальном инвестиционном контракте и производящих продукцию по списку, указанному в Законе Санкт-Петербурга от 14.07.1995 N 81-11, вложивших 750 млн рублей, — 0%.
Неосновные ставки налога на прибыль
По специальным ставкам организации платят в федеральный и местные бюджеты:
- компании с особым статусом (иностранные) или те организации, которые занимаются указанным в законе видом деятельности;
- организации-льготники (резиденты ОЭЗ);
- местные и зарубежные организации с дивидендов и процентов.
Налог на прибыль организаций в 2019 году
Что это такое
Налог на прибыль является одним из обязательных налогов ОСНО для юридических лиц (в том числе иностранных). ИП, в свою очередь, платят налог на доходы физических лиц (более подробно здесь). Налог на прибыль является федеральным налогом, величина которого напрямую зависит от финансовой деятельности организации (ее прибыли).
Кто освобожден от уплаты налога на прибыль
От уплаты налога на прибыль освобождены:
- Организации, применяющие специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН), а также уплачивающие налог на игорный бизнес.
- Участники проекта «Инновационный центр «Сколково».
- Ряд иностранных и международных организаций (перечисленных в п.4 ст. 246 НК РФ).
- Организации, отвечающие определенным условиям, при соблюдении которых полученный доход облагается нулевой ставкой, например, ведение образовательной или медицинской деятельности (перечень доходов, по которым возможно применение ставки 0%, установлен ст.284, 284.1, 284.3 НК РФ).
Объект налога на прибыль организаций
Объектом налогообложения является прибыль организации, полученная по итогам отчетного (налогового) периода.
Примечание: прибыль – это разница между полученными доходами и произведенными расходами.
Доходы для целей налогообложения прибыли
- Доходы от реализации (выручка от реализации товаров, работ и услуг, имущественных прав).
- Внереализационные доходы (иные поступления, не относящие к доходам от реализации). Полный перечень внереализационных доходов приведен в ст. 249 НК РФ.
Примечание: перечень доходов, не учитываемых при расчете налога, приведен в ст. 251 НК РФ. Данный список является закрытым и, в случае, если какие-то доходы не указаны в нем, их нужно учесть при расчете налога.
Расходы для целей налогообложения прибыли
- Расходы от реализации.
- Внереализационные расходы.
Расходы от реализации, в свою очередь, делятся на прямые и косвенные.
Прямые расходы учитываются по мере реализации товаров, в стоимости которых они учтены (амортизационные расходы, оплата труда сотрудникам, участвующим в производстве товаров, работ и услуг, материальные расходы).
Косвенные расходы учитываются в том периоде в котором были произведены. К ним относятся все иные расходы, кроме прямых и внереализационных.
Примечание: перечень расходов, не учитываемых при расчете налога, приведен в ст. 270 НК РФ. Указанный список является закрытым, перечисленные в нем расходы ни при каких обстоятельствах не могут уменьшать доходы организации.
Обратите внимание, для того, чтобы принять расходы в уменьшение налога на прибыль они должны быть документально подтверждены, обоснованы и направлены на получение дохода. Если хотя бы одно из условий не соблюдено в признании расходов организации будет отказано.
Примечание: очень часто налоговые органы ставят под сомнение обоснованность заявленных расходов из-за недобросовестных контрагентов. Подробно о проверке контрагентов вы можете прочитать здесь.
Методы учета доходов и расходов
Порядок учета доходов и расходов в том или ином периоде определяется двумя методами:
- Метод начисления. Доходы и расходы признаются в том периоде, в котором они были произведены, вне зависимости от даты оплаты и поступления средств.
- Кассовый метод. Доходы и расходы признаются в том периоде, в котором прошла оплата расходов или были получены средства (имущество, имущественные права). Организации могут применять этот метод при условии, что за четыре предыдущих квартала выручка не превышала миллиона за каждый квартал (в сумме 4 млн. руб. за 4 квартала).
Примечание: организация может применять только один из указанных методов, комбинирование (например, для доходов один метод, а для расходов другой) не допускается.
Более подробно о методах ведения учета доходов и расходов по налогу на прибыль можно узнать из ст. 271-273 НК РФ.
Расчет налога на прибыль организаций
Налог на прибыль организаций рассчитывается по следующей форме:
Налог к уплате в бюджет = Налоговая база х Ставка налога – Авансовые платежи – Торговый сбор
База налога на прибыль определяется как разница между доходами и расходами (прибыль). В случае если расходы превышают доходы, база признается равной нулю. И налог в бюджет не уплачивается.
Обратите внимание, прибыль определяется нарастающим итогом с начала года.
Примечание: если прибыль облагается разными ставками, то налоговая база рассчитывается отдельно по каждой ставке.
В случае если у организации имеется убыток, подлежащий переносу, он также уменьшает базу по налогу.
Основная ставка – 20%. Налог, уплаченный по данной ставке, распределяется в бюджеты в следующих пропорциях:
- 3% – в федеральный бюджет.
- 17% – в бюджет субъекта РФ.
Специальные налоговые ставки
Авансовые платежи уплачиваются одним из трех способов:
- Каждый квартал с уплатой ежемесячных платежей.
- Каждый квартал без уплаты ежемесячных платежей.
- Ежемесячно по фактической прибыли.
Более подробно о порядке расчета, сроках и способах уплаты авансовых платежей.
Пример расчета налога на прибыль по итогам года
Налогооблагаемый доход ООО «Ромашка» за 2018 год составил 35 млн. руб.
Расходы, принимаемые в уменьшение доходов, составили 15 млн. руб.
База по налогу составит 20 млн. руб. (35 млн. руб. – 15 млн. руб.)
Налог, рассчитанный по итогам 2018 года, будет равен 4 млн. руб. (20 млн. руб. х 20%).
Уплаченные за год авансовые платежи составили 3 млн. руб.
Налог к уплате в бюджет составит 1 млн. руб. (4млн. руб. – 3 млн. руб.), из них:
- 30 000 руб. в федеральный бюджет.
- 170 000 руб. в бюджет субъекта РФ.
Налог на прибыль к уплате
Отчетным периодом по налогу на прибыль является квартал, полугодие и 9 месяцев.
Примечание: для организаций, выбравших способ уплаты авансов по фактической прибыли (ежемесячно), отчетным периодом является месяц, два месяца и так до окончания года.
Налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год.
Организации в течение года должны уплачивать авансовые платежи по итогам каждого отчетного периода (в зависимости от способа уплаты авансов).
Более подробно о порядке расчета, сроках и способах уплаты авансовых платежей.
Налог на прибыль подлежит уплате в срок до 28 марта следующего года.
Отчетность по налогу на прибыль организаций
По итогам каждого отчетного и налогового периода организациям необходимо сдавать налоговую декларацию.
Обратите внимание, что с 2017 года применяется новая форма налоговой декларации по налогу на прибыль.
Если организация уплачивает ежеквартальные авансы декларации она сдает 4 раза (по итогам каждого квартала за год). При уплате авансов по фактической прибыли декларацию нужно сдавать 12 раз в год (с января по ноябрь и за год).
Декларации по итогам отчетного периода сдается в ИФНС не позднее 28 дней с окончания отчетного периода. Декларация по итогам года не позднее 28 марта следующего года.
Примечание: декларация сдается по месту учета организации и ее обособленных подразделений. Крупнейшие налогоплательщики отчитываются по месту учета.
Плательщики налога на прибыль обязаны вести регистры налогового и аналитического учета.
Если в налоговом периоде у налогоплательщика отсутствовали операции по налогу на прибыль и не было движения денежных средств по расчетным счетам и кассе он может подать единую упрощенную декларацию.
Источники:
http://buh.ru/articles/documents/37432/
http://buhguru.com/spravka-info/stavki-naloga-na-pribyl-v-2019-godu-v-tablitse.html
http://wiseeconomist.ru/poleznoe/75082-raspredelenie-naloga-pribyl-byudzhetam
http://ppt.ru/nalogi/na-pibyl/stavka
http://www.malyi-biznes.ru/sistemy/osno/nalog-na-pribyl/