0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание

Договор или контракт по 44 фз

44-ФЗ: отличия договора от контракта

В быту мы используем термины “договор” и “контракт” как синонимы. Однако закупки для государственных и муниципальных нужд – особая сфера правовых отношений, в которой любое двусмыслие грозит санкциями.

Чем отличается договор от контракта с точки зрения 44-ФЗ? Какую форму выбрать для бюджетных, казенных, муниципальных учреждений и предприятий? Если тендер проводился в форме закупки у единственного поставщика? Если исполнитель ИП? Если сумма соглашения меньше 100 тысяч рублей? Ответы в этой статье.

Тем, кто участвует в госзакупках в качестве поставщика, не приходится выбирать форму заключения договоренности с заказчиком – в проекте документа, который присылают победителю на подпись, уже указано, договор это или контракт. Однако знать разницу необходимо, чтобы учитывать последствия.

С юридической точки зрения оба понятия синонимы. Закон о контрактной системе использует их как равнозначные и дает определение термину “контракт” через термин “договор”. 44-ФЗ не регламентирует ситуации, в которых следует использовать тот или иной вид заключения сделки, из чего можно сделать вывод, что разницы между ними нет. Оба документа должны содержать одинаковую информацию:

  • Ответственность победителя закупки по поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг.
  • Ответственность заказчика по оплате.
  • Порядок действий при возникновении конфликтов, форс-можоров.
  • Условия расторжения сделки.
  • Реквизиты сторон.

Однако в государственной контрактной системе все должно быть однозначно, а вопросы о применении закона оставались. Поэтому в 2014 Минэкономразвития все-таки разграничило спорные понятия применительно к 44-ФЗ в разъяснении №Д28и-1889, подтвердив тем не менее, что юридически они взаимозаменяемы.

  • Бюджетные учреждения по результатам тендеров по 44-ФЗ оформляют гражданско-правовые договоры.
  • Муниципальные органы и казенные учреждения, организующие закупки от лица муниципального образования, подписывают муниципальные контракты.
  • Государственные органы и казенные учреждения, внебюджетные фонды, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, заключают госконтракты.

В 223-ФЗ термин “контракт” не встречается вообще, поэтому особые госзаказчики подписывают только договоры.

Как правильно указывать контракт или договор по 44-ФЗ и 223-ФЗ

В силу п. 8 ст. 3 Закона 44-ФЗ государственный контракт, муниципальный контракт — договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

Статья 34 Закона 44-ФЗ называется «Контракт» и указано, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В ст. 525 ГК РФ указано, что поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530).

В рамках ст. 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

Таким образом, при проведении закупок по Закону 44-ФЗ (кроме ст. 15 Закона 44-ФЗ) заказчик заключает контракт, как вариант можно также назвать государственный или муниципальный контракт.

Во всем тексте Закона 223-ФЗ фигурирует термин договор, иные наименования в отношении сделок отсутствуют.

Таким образом, при проведении закупок по Закону 223-ФЗ заказчик заключает договор.

P.S.: Вместе с тем, в силу п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 октября 1997 г. N 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений
Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки» квалифицируя правоотношения участников спора, судам необходимо исходить из признаков договора поставки, предусмотренных статьей 506 Кодекса, независимо от наименования договора, названия его сторон либо обозначения способа передачи товара в тексте документа.

Читать еще:  Как отказаться от кредита после подписания договора

Таким образом, не принципиально, как назвать соглашение сторон, важно, чтобы были соблюдены существенные условия и волеизъявления сторон сделки.

Чем обычный договор отличается от контракта по 44-ФЗ

Законодательная основа

Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения при заключении и совершении сделок, является Гражданский Кодекс РФ (ГК РФ).

Ст. 420 содержит понятие договора — это соглашение двух или более лиц о наличии, изменении или прекращении определенных прав и обязанностей, условия которого соответствуют установленным сторонами правилам, не противоречащим законодательству РФ.

Параграф 4 гл. 30 ГК РФ раскрывает особенности понятия контракта, как одной из разновидностей договора, заключаемого в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Более конкретизированное описание термина содержит ст. 3 44-ФЗ: государственный или муниципальный контракт — это договор, заключенный от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования заказчиком соответствующего уровня для обеспечения соответственно государственных или муниципальных нужд.

Основные отличия

  1. Порядок заключения. Госконтракт заключается посредством реализации процедур, предусмотренных 44-ФЗ.
  2. Субъектный состав. Обязательной стороной выступает государственный (муниципальный) заказчик, действующий от имени соответствующего публично-правового образования. При этом допускается смена заказчика, но не поставщика (за исключением его реорганизации).
  3. Цель заключения. Госконтракт призван реализовывать государственные и муниципальные нужды.
  4. Регламентация положений контракта сведениям извещения и документации. Условия соответствующей документации должны находить свое отражение в госконтракте, заключаемом по итогам процедуры закупки.
  5. Ограничения в сроках заключения. Сроки заключения регламентированы при проведении торгов в зависимости от способа определения поставщика (аукцион — не ранее 10 дней от публикации итогового протокола, конкурс — не ранее 10 и не позднее 20 дней, запрос котировок — не ранее 7 дней и т. д.).

Элементы содержания госконтракта

Государственный контракт, с одной стороны, обладает всеми особенностями и характеристиками обычного договора, но, с другой стороны, ему присущ ряд особенностей, согласно ст. 34 44-ФЗ, в частности:

  • условие о твердости размера цены;
  • обязательное наличие положений об ответственности поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств;
  • отображение порядка и сроков оплаты, приемки;
  • требования о денежном обеспечении поставщиком своих обязательств (и сроках возврата), о возможности введения банковского сопровождения;
  • наличие требований о предоставлении информации о привлекаемых субподрядчиках;
  • наличие возможности заключения контрактов жизненного цикла;
  • особый порядок отказа от исполнения условий.

Все данные особенности учитывают разработанные органами власти типовые документы, размещенные в Единой информационной системе (ЕИС) и обязательные для применения при проведении заказов в соответствующих отраслях. На сегодняшний день в библиотеке ЕИС размещено 9 типовых контрактов, в том числе на поставку медицинских изделий, радиоэлектронной продукции, оказание услуг выставочной и ярмарочной деятельности, техническое обслуживание автотранспортных средств и др.

Контракт и договор: в чем отличие?

  • On 16.01.2018
  • 0 Комментарии
  • 223-ФЗ, 44-ФЗ, Статьи

Что подразумевается под понятиями «контракт» и «договор»? В чем их общие и отличительные черты? И почему в сфере закупок эти понятия не являются синонимами? Об этом — в сегодняшней статье.

Контракт или договор?

В широком смысле выражения контракт, договор и соглашение являются взаимозаменяемыми. Таковы обычаи делового оборота и сложившаяся практика. И в отдельных сферах права это действительно так. Например, в трудовом законодательстве понятие «трудовой договор» и «трудовой контракт» абсолютно тождественны.

А вот в закупках действует вполне конкретное разделение:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

  • в рамках закона 44-ФЗ заключается контракт;
  • в рамках закона 223-ФЗ — договор.

Что такое контракт в закупках

В гражданском праве контрактом считается соглашение, одной из сторон которого выступает государство. Оно может действовать через органы власти или организации определенных типов. Для удовлетворения нужд государства закупки проводятся по закону 44-ФЗ. В рамках этой нормы между заказчиком и исполнителем заключаются контракты. При этом исполнителем может быть любое лицо, удовлетворяющее определенным требованиям, как юридическое, так и физическое. А вот вторая сторона контракты — это всегда государство, то есть:

  • орган государственной власти;
  • госкорпорация;
  • бюджетное учреждение;
  • казенное учреждение;
  • государственное или муниципальное унитарное предприятие.

Другими словами, контракт заключается на бюджетные деньги. Заказчик объявляет свои нужды, исполнитель их удовлетворяет и получает за это оплату из бюджета соответствующего уровня.

Читать еще:  Полная стоимость в договоре купли-продажи

Что такое договор в закупках

В отличие от контракта, договор может заключаться между любыми лицами. Стороной договора может быть обычный гражданин, индивидуальный предприниматель или организации любого типа. В том числе государственная корпорация или монополия, компания с государственным участием, а также бюджетное учреждение или унитарное предприятие (в части закупок на собственные, а не на бюджетные средства). В таком случае упомянутые лица производят закупки в рамках закона 223-ФЗ. Когда победитель определен, с ним заключается договор.

О том, кто может стать исполнителем договора по 223-ФЗ, вы можете узнать из этого материала.

В чем отличие

В рамках закупок контракт и договор отличаются весьма существенно. И в основном именно за счет того, что первый из них регламентируется законом 44-ФЗ, а второй — законом 223-ФЗ. Второй закон дает заказчиком гораздо больше свободы. Например, они могут самостоятельно выбирать способ определения поставщика, тогда как закон 44-ФЗ жестко регламентирует этот вопрос.

Закон о госзакупках регламентирует практически все аспекты — от планирования закупки до приемки результатов контракта. Любое отступление от его норм карается штрафами. В отличие от него закон 223-ФЗ оставляет практически все решения за сторонами договора.

Что общего

Тем не менее между договором и контрактом в рамках закупочного законодательства много общего. По большому счету любой контракт является договором. Можно сказать иначе — контракт является частным случаем договора, в котором покупатель/заказчик — государство.

И контракт, и договор должны содержать ряд параметров. Часть из них являются существенными условиями, например, наименование сторон, предмет договора, его стоимость. При их отсутствии соглашение будет считаться недействительным. Также существует положения, которые включаются по желанию сторон. Например, это соглашение о предоплате или привлечении субподрядчиков.

В договорах и контрактах, которые заключаются по законам 223-ФЗ и 44-ФЗ, обязательно присутствуют такие пункты:

  1. Наименование сторон.
  2. Название объекта закупки.
  3. Стоимость.
  4. Срок исполнения обязательства.
  5. Требования к качеству товара, работы или услуги.
  6. Ответственность сторон за нарушение своих обязательств.

Что такое соглашение

В российском праве соглашением является любая договоренность между сторонами. Это понятие гораздо шире, чем договор и тем более контракт (как он понимается в сфере закупок). Соглашение может быть и устным, под договором же в большинстве случаев подразумевается бумажный документ.

Вместе с тем рассматриваемый термин фигурирует в выражениях «дополнительное соглашение к договору» и «соглашение о расторжении договора (контракта)». Это устоявшиеся выражения, соответствующие обычаям делового оборота.

Итак, нормы права в целом отождествляют понятие «соглашение», «контракт» и «договор». Однако если речь идет о сфере закупок, то последние два термина имеют явные различия. При этом важно помнить, что как бы ни назывался тип соглашения между сторонами, оно должно соответствовать нормам Гражданского кодекса.

О особенностях контракта по 44-ФЗ:

Контракт и договор как документы, описывающие соглашение сторон по федеральному закону №44-ФЗ

Осуществление государственных и муниципальных закупок невозможно без заключения специального соглашения, которое будет регламентировать действия обеих сторон при удовлетворении нужд заказчика в соответствии с положениями Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

  • 8 (800) 600-36-17 –Регионы
  • +7 (499) 110-33-98 –Москва
  • +7 (812) 407-22-74 –Санкт-Петербург

Понятие контракта и договора

Вопросы заключения контракта или договора для обеспечения государственных и муниципальных нужд в настоящее время регулируются не только положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, но также и положениями Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе». На основании данных нормативных актов можно сформулировать определения, которые дадут представление о том, когда может использоваться понятие контракта, а когда – понятие договора.

Гражданский кодекс говорит о том, что договор – это специального рода соглашение, которое может носить характер двустороннего или многостороннего. Данный документ подписывается для того, чтобы отразить все аспекты исполнения обязательств между сторонами по такому соглашению. На основании данного документа в соответствии с положениями статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации заключение договора, как специального соглашения, происходит с целью определения тех правил, в соответствии с которыми происходит возникновение взаимных обязательств между сторонами, прекращение или изменение таких обязательств.

На основании Главы 30 Гражданского кодекса контракт определяется, как такое же соглашение, в некоторых случаях имеющее многосторонний характер, но заключаемое для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

При этом, если опираться на статью 1 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», можно сделать вывод о том, что правомерно использование одновременно терминов «контракт» и «договор». Так, сам указанный федеральный нормативный акт не делает разграничений между данными определениями гражданско-правового соглашения, так как в тексте пункта 3 части 1 указанной выше статьи говорится о том, что данный закон осуществляет регулирование вопросов, связанных с заключением договоров гражданско-правового типа, по которым происходит закупка товаров, работ или услуг, если такие закупки направлены на удовлетворение нужд государственного или муниципального заказчика. Однако далее по тексту данного нормативного акта будет использоваться обобщенный термин «контракт», определенный в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.

Читать еще:  Договор с промоутером

При этом сложившаяся практика применения данного закона говорит о том, что нередко контрагенты заказчиков (особенно это характерно для компаний, представляющих субъекты естественных монополий) используют в определении заключаемого соглашения понятие «договор» (это обусловлено внутренними локальными актами, в том числе внутренними Положениями о закупочной деятельности, например, в случае участия в качестве исполнителя по тому или иному договору или контракту, если такими Положениями не предусмотрено использование термина «контракт»).

Сходства и различия

На основании вышесказанного относительно контрактов и договоров можно сделать вывод о том, что и контракт, и договор являются такими видами соглашений, которые достаточно сложно различать. Именно по этой причине с целью определения имеющихся сходств и различий между двумя такими правовыми актами следует обращаться к нормативной базе их существования.

Если говорить о договоре, то данный документ может также распространить свое действие и на те договоренности, которые ранее были достигнуты в устной форме. Однако такое распространение в сфере государственных и муниципальных закупок является недопустимым, так как все соглашения для удовлетворения государственных и муниципальных нужд могут быть заключены только по итогам предусмотренных законом процедур.

Если говорить об отличительных сторонах контракта, как соглашения, характерного, в первую очередь, для осуществления закупочной деятельности на основании использования положений Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», то среди основных следует указать:

  • государственный или муниципальный заказчик выступает в качестве одной из сторон соглашения вне зависимости от того, идет ли речь о двустороннем или многостороннем соглашении;
  • еще на этапе подготовки такого соглашения стороны знают о том, в какие сроки данный документ должен быть подписан на основании положений указанного выше федерального нормативного акта. При этом для каждой из процедур срок подписания свой – от трех (для закупок малого объема и закупок у единственного поставщика) до двадцати дней (в случае с конкурсами). Для всех конкурентных закупок срок подписания определяется на основании даты публикации в Единой информационной системе в сфере закупок протокола об итогах проведенной закупочной процедуры (но не менее десяти дней с даты публикации такого протокола);
  • для государственного или муниципального контракта характерно более подробное описание условий в части установления мер ответственности для исполнителя за некачественное исполнение или неисполнение условий такого соглашения;
  • также указываются условия относительно невозможности увеличения цены контракта (допускается только снижение на основании специально заключаемого дополнительного соглашения);
  • для государственного или муниципального контракта характерна невозможность замены исполнителя (так как для таких контрактов данные об исполнителе являются существенным условием) за исключением случаев, когда такая замена связана с проводимой процедурой реорганизации, если заказчик был заранее уведомлен о такой реорганизации.

Случаи подписания контрактов и договоров

В 2014 году Минэкономразвития РФ издало рекомендации для государственных и муниципальных заказчиков, в соответствии с которыми все государственные и муниципальные заказчики должны выбрать наименование подписываемого с контрагентом документа на основании своей принадлежности к определенным категориям заказчиков:

  • если речь идет о бюджетных учреждениях, то такие организации, выступающие в качестве заказчиков, подписывают договоры (они являются прямым отражением гражданского законодательства и поэтому могут быть истолкованы, как гражданско-правовые);
  • муниципальные образования, как самостоятельный вид муниципального заказчика, подписывают только муниципальные контракты (за исключением случаев, когда форма соглашения направляется заказчику контрагентом в связи с представлением последним субъектов естественных монополий);
  • органы государственной власти, различные внебюджетные фонды, а также казенные учреждения, которые относятся к категории государственных заказчиков, подписывают государственные контракты (за исключением случаев, аналогичных случаям с муниципальными заказчиками и субъектами естественных монополий).

Минэкономразвития говорит о том, что никакой разницы между контрактами и договорами с юридической точки зрения не имеется. Именно по этой причине заказчик имеет право выбирать самостоятельно, какой тип документа он подписывает.

Необходимо только отразить все ключевые вопросы, которые были указаны выше в качестве условий для функционирования таких соглашений.

Если же говорить о позиции суда, то он будет опираться не на наименование документа, положения которого могут оспариваться, а на то, что отражено в таком документе, в том числе на то, насколько полно описаны ключевые условия, перечень которых содержится в действующих федеральных нормативных актах.

Источники:

http://synapsenet.ru/articles/details/252-44fz-otlichiya-dogovora-ot-kontrakta
http://advokativlev.ru/vopros-otvet/kak-pravilno-ukazyivat-kontrakt-ili-dogovor-po-44-fz-i-223-fz/
http://goscontract.info/shkola-goszakupok/chem-obychnyy-dogovor-otlichaetsya-ot-kontrakta-po-44-fz
http://zakupki-kontur.ru/news/kontrakt-i-dogovor-v-chem-otlichie/
http://pravo.team/zakupki/44/kontrakt-dogovor.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector